Дело № 5-576/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 января 2021 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Леконцев А.П.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Беликова С.Д.,
защитников Мезака Э.А., Вишневецкого В.В., действующих на основании письменных ходатайств от 23.01.2021,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Беликова ФИО1, ...
привлекаемого к административной ответственности по ст. 20.2 ч. 2 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
19 января 2021 в 17 час. 22 мин. Беликов С.Д. находясь по адресу: ... в сети Интернет на своей странице сообщества сети «...» по адресу: ... опубликовал материалы с призывами к участию граждан в несогласованном общероссийском протесте на 23.01.2021 в 14 час. на Театральной площади в г. Сыктывкаре не подав в орган местного самоуправления – Администрацию МО ГО «Сыктывкар» уведомление о проведении публичного мероприятия, чем осуществил предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте, времени, целях проведения публичного мероприятия до момента согласования о проведении публичного мероприятия, чем нарушил п. 1 ч. 4 ст. 5, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В судебном заседании Беликов С.Д. вину в совершении административного правонарушения не признал, указав, что ему приходит много различных постов, возможно что-то он перепостил, может быть случайно нажал кнопку. О чем этот пост он не вникал.
Защитники полагают возможным прекратить производство по делу либо ограничиться наказанием в виде обязательных работ, по существу указав, что их подзащитный не является организатором, предварительную агитацию могут проводить иные лица наравне с организаторами, о чем прямо указано в ст. 10 Закона № 54-ФЗ. Кроме размещения информации их подзащитный более никаких действий не осуществлял, полагают, что квалификация действий в качестве организатора необоснованна. Также полагают незаконным задержание Беликова С.Д. в связи с отсутствием к этому оснований. Мероприятие массовое, его нельзя согласовать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
Диспозиция указанной выше нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 N 1618-О, от 24.10.2013 N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус организатора публичного мероприятия закреплен в статье 5 Федерального закона N 54-ФЗ.
В частности, организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Часть 4 п. 1 ст. 5 названного Закона определяет обязанность организатора публичного мероприятия подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
Положением ст. 7 Закона № 54-ФЗ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. В уведомлении о проведении публичного мероприятия, помимо иных сведений указываются: - цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; - место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников; - дата, время начала и окончания публичного мероприятия; - предполагаемое количество участников публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению (чч. 1, 3, 4 ст. 7).
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Из обстоятельств дела следует, что 22.01.2021 в ходе мониторинга глобальной сети «Интернет» сотрудником Центра по противодействию экстремизма МВД по Республике Коми» выявлен аккаунт «...», пользователем которого публично, в открытом доступе размещена информация призывающая граждан к участию в публичной общероссийской акции протеста 23 января 2021 в 14 час. на Театральной площади г. Сыктывкара связанную с арестом А.Навального.
Фактические обстоятельства дела по организации публичного мероприятия Беликовым С.Д. подтверждаются совокупностью исследованных материалов дела: протоколом об административном правонарушении, рапортом оперуполномоченного ЦПЭ, скриншотами страниц, актом сбора образцов для сравнительного исследования, письменным пояснением Беликова С.Д., иными исследованными и получившими оценку материалами дела.
Таким образом, квалифицирую действия Беликова С.Д. по ст. 20.2 ч. 2 КоАП РФ.
Позиция защитника об отсутствии сведений о статусе его подзащитного в качестве организатора публичного мероприятия опровергается материалами дела, поскольку именно на странице в социальной сети была выявлена информация, призывающая граждан к участию в публичном мероприятии. Какой-либо иной информации, опровергающей наличие иного организатора публичного мероприятия материалы дела не содержат, не представлено такой информации и самим Беликовым С.Д.
Согласно протокола об административном задержании от 23.01.2021, Беликов С.Д. задержан 23.01.2021 в 14 час. 10 мин. на основании рапорта сотрудника полиции о доставлении Беликова С.Д. в УМВД России по г. Сыктывкару в связи с наличием материала проверки, зарегистрированного в КУСП № 2653 от 22.01.2021.
Доставление и административное задержание на основании ст. 27.1 КоАП РФ являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, направленными для пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
В связи с чем доводы защитника о незаконности доставления и задержания его подзащитного в УМВД России по г. Сыктывкару являются необоснованными.
Обстоятельств отягчающих ответственность суд не усматривает, смягчающими обстоятельствами суд признает наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка.
При назначении наказания, в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, и полагаю необходимым применить положение части 2.2. статьи 4.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере менее минимального, предусмотренного ст. 20.2 ч.2 5 КоАП РФ, поскольку именно данное наказание будет соответствовать задачам законодательства об административных правонарушениях и целям административного наказания.
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ
Беликова ФИО2 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.2 ч. 2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб., подлежащего перечислению по следующим реквизитам: УФК МФ по Республике Коми (МВД по Республике Коми); ИНН 1101481581; КПП 110101001; получатель платежа – ГРКЦ НБ РК; БИК 048702001, расчетный счет 40101810000000010004; ОКТМО 87701000; КБК 18811601201019000140; УИН 18880411200026592280.
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ уплата административного штрафа должна быть произведена не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Леконцев А.П.