Решение по делу № 2-400/2018 от 20.02.2018

2-400/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Нерюнгри         26 апреля 2018 года

Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Головановой Л.И., с участием ст. помощника прокурора г. Нерюнгри Полковской Л.В., при секретаре Филипповой А.В., с участием истца Юрчака Д.Ю., представителя истца адвоката Дейграф Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юрчака Д.Ю. к Нерюнгринской районной администрации, Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности по включению в Единый реестр по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

У С Т А Н О В И Л:

Юрчак Д.Ю. обратился в суд с иском к Нерюнгринской районной администрации, Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности по включению в Единый реестр по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование исковых требований указал, что он относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, его мать Л. была лишена родительских прав ДД.ММ.ГГГГ, отец Ю. умер ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением администрации г. Нерюнгри от ДД.ММ.ГГГГ -р его опекуном назначена Ж. В 2004 году окончил школу. С октября 2004 года по ноябрь 2006 года проходил службу в рядах Российской Армии, после 2006 года работал, при этом его работа носила разъездной характер. Опекун неоднократно обращалась в органы опеки и попечительства за разъяснением его прав на получение квартиры и пенсии по потере кормильца, однако, в отделе опеки ей пояснили, что он прав ни на что не имеет, поскольку родился в Молдавии. О том, что он имеет право на обеспечение жилым помещением ему стало известно недавно. Ни опекун, ни специалисты отдела опеки его в известность об этом не ставили, в связи с чем каких-либо заявлений об обеспечении его жильем, либо включении в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подавал. По какой причине органы опеки Нерюнгринской районной администрации не включили его в данный реестр ему неизвестно.

Истец Юрчак Д.Ю. и его представитель адвокат Дейграф Н.В., в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просят удовлетворить в полном объеме.

Ответчики Нерюнгринская районная администрация и Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако их представители в суд не явились.

К судебному заседанию от представителей ответчиков Нерюнгринской районной администрации и Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) действующих на основании доверенностей, поступили возражения относительно исковых требований. Одновременно представителями ответчиков в адрес суда направлены ходатайства о рассмотрении дела без участия представителей ответчиков. Данные ходатайства ответчиков о рассмотрении дела без участия их представителей судом в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворены.

Согласно представленным возражениям Нерюнгринская районная администрация исковые требования Юрчака Д.Ю. не признает и просит суд в их удовлетворении отказать в полном объеме, указывая, что Законом Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З №1201-IV «Об обеспечении жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения» предусмотрен порядок формирования Единого реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В силу указанного закона орган опеки и попечительства Нерюнгринской районной администрации не имеет полномочий по включению заявителей в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением в Республике Саха (Якутия). Формированием Единого реестра наделен уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия).

Из отзыва Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) следует, что Министерство исковые требования Юрчака Д.Ю. не признает, мотивируя тем, что в соответствии Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителе», Законом Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З №1201-IV «Об обеспечении жилым помещением детей-сирот и детей оставшихся без попечения», правом на обеспечение жилым помещением у достигшего 23-летнего возраста ребенка, относящегося к числу лиц, перечисленных в названных законах, сохраняется только в том случае, если до достижения возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Документов подтверждающих обращение истца для включения в реестр до достижения возраста 23 лет, истцом не представлено, на момент обращения с исковым заявлением, истцу исполнилось 32 года. Просит в удовлетворении исковых требований Юрчака Д.Ю. отказать.

Суд, заслушав объяснения истца и его представителя, заключение ст. помощника прокурора г.Нерюнгри Полковской Л.В., полагавшей исковые требования Юрчака Д.Ю. не подлежащими удовлетворению, изучив возражения ответчиков и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Частью 9 ст. 8 названного Закона установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З № 1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, проживание в которых признается невозможным в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Республики Саха (Якутия); 3) признанные нуждающимися в жилых помещениях до вступления в силу настоящего Закона и не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями; 4) достигшие возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Так, из материалов дела следует, что Юрчак Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из имеющейся в материалах дела копии свидетельства о рождении , выданного ДД.ММ.ГГГГ, родителями Юрчака Д.Ю. являются Л. и Ю.

Отец - Ю. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти , выданным <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись о смерти от ДД.ММ.ГГГГ). Мать - Л., лишена родительских прав ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, что подтверждается копией распоряжения администрации г. Нерюнгри -р от ДД.ММ.ГГГГ об учреждении попечительства над оставшимся без попечения родителей несовершеннолетним Юрчак Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На основании данного распоряжения попечителем над оставшимся без попечения родителей несовершеннолетним Юрчаком Д.Ю. назначена Ж., которой выдано соответствующее удостоверение. Место жительство несовершеннолетнего определено с попечителем.

Как установлено в судебном заседании, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Юрчак Д.Ю. обучался в СОШ г. Нерюнгри, в период с 01 сентября 2000 года по 2004 года обучался в СОШ г. Нерюнгри, что подтверждается соответствующими справками, имеющимися в материалах дела; в период с октября 2004 года по ноябрь 2006 года Юрчак Д.Ю. проходил службу в рядах Российской Армии, что следует из военного билета выданного военным комиссариатом г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия).

В судебном заседании установлено, что Юрчак Д.Ю., относящийся к числу детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имел право на обеспечение жилой площадью до достижения возраста 23 лет, однако, данным правом он не воспользовался, с соответствующим заявлением в администрацию не обратился, попыток встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23 лет не предпринимал. Объективных и исключительных причин, препятствующих обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в период с 18 до 23 лет, не имеется, доказательств наличия таких причин истцом не представлено. Сведений о том, что он признавался недееспособным не имеется. Гражданская дееспособность возникла в полном объеме с достижения совершеннолетия.

Таким образом, Юрчак Д.Ю. до достижения возраста 23 лет с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как имеющий право на социальные гарантии, не обращался, мер к реализации своего права не предпринимал, отказ администрации в постановке на учет со ссылкой на пропуск срока для подачи заявления не обжаловал.

Правовой характер статуса ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании вышеуказанного закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Таким образом, поскольку на момент обращения в Нерюнгринскую районную администрацию с заявлением о включении Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений истец достиг возраста 31 года, он уже не относился к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Юрчак Д.Ю. в предусмотренный законом срок - до достижения 23 летнего возраста не предпринимал меры к реализации права на меры социальной поддержки, не представил в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учет.

Нахождение истца в рядах Российской Армии также не препятствовало ему защищать свои права и законные интересы. Кроме этого, юридическая неграмотность также не может является объективной уважительной причиной пропуска срока для постановки на учет в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Юрчака Д.Ю. по его включению в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Юрчака Д.Ю. к Нерюнгринской районной администрации, Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности по включению в Единый реестр по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный суд Республики Саха (Якутия) со дня принятия судом решения в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Судья Нерюнгринского

городского суда РС (Я)             Л.И.Голованова

Мотивированное решение составлено 28 апреля 2018 года

2-400/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Юрчак Дмитрий Юрьевич
Юрчак Д.Ю.
Ответчики
Нерюнгринская районная администрация
Администрация Муниципального Образования "Город Нерюнгри"
Другие
Дейграф Наталья Владимировна
Суд
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия)
Дело на странице суда
nerungry.jak.sudrf.ru
20.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.02.2018Передача материалов судье
21.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.03.2018Подготовка дела (собеседование)
07.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2018Судебное заседание
28.03.2018Судебное заседание
10.04.2018Подготовка дела (собеседование)
10.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2018Судебное заседание
28.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2018Дело оформлено
31.07.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее