Судья Касаткина Т.Н. Дело № 7р-591/2021
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 2 декабря 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Смышляева И.Н.,
при секретаре Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства здравоохранения Республики Марий Эл на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22 сентября 2021 года, вынесенное по жалобе Министерства здравоохранения Республики Марий Эл на постановление заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Передриенко Г.Н. от 27 июля 2021 года № 0234/01 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства здравоохранения Республики Марий Эл, юридический адрес: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, наб. Брюгге, д.3, ИНН <...>, ОГРН <...>,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл (далее – Межрайонное ОСП УФССП России по Республике Марий Эл) Передриенко Г.Н. от 27 июля 2021 года <№> Министерство здравоохранения Республики Марий Эл (далее - министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22 сентября 2021 года, вынесенным по жалобе министерства, постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, министерство просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда. Указывает, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в действиях министерства отсутствует, поскольку оно предприняло все зависящие от него меры для исполнения решения суда, организовало закупку лекарственного препарата, свободная реализация которого на территории Российской Федерации запрещена, решение суда начало исполняться в возможно короткие сроки после проведения всех необходимых процедур, предусмотренных законом.
В судебном заседании защитник Адиганова М.А. жалобу поддержала, просила производство по делу прекратить, так как министерством приняты все зависящие от него меры для исполнения решения суда, первая упаковка препарата приобретена 21 сентября 2021 года, получена З.Р.А. 30 сентября 2021 года.
На рассмотрение жалобы З.Р.А., представитель Межрайонного ОСП УФССП России по Республике Марий Эл не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещались, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участника процесса, изучив доводы жалобы, проверив материалы жалобного производства, материалы административного дела <№> по правилам части 3 статьи 30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующему.
Статьей 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 105 названного Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1). При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 июня 2021 года удовлетворен иск З.Р.А., на Министерство здравоохранения Республики Марий Эл возложена обязанность организовать бесплатное обеспечение З.Р.А. лекарственным препаратом Ивакафтор (Калидеко), назначенным по жизненным показаниям, указанным в консилиуме от 16 ноября 2020 года ФГБУ «НИИ Пульмонология» ФМБА России, на постоянной основе до отмены препарата. Решение суда обращено к немедленному исполнению.
15 июня 2021 года на основании исполнительного листа <...> <№>, выданного Йошкар-Олинским городским судом Республики Марий Эл 10 июня 2021 года, в отношении должника Министерства здравоохранения Республики Марий Эл возбуждено исполнительное производство <№>. Предмет исполнения – обязать Министерство здравоохранения Республики Марий Эл организовать бесплатное обеспечение З.Р.А., <дата> рождения, лекарственным препаратом Ивакафтор (Калидеко), назначенным по жизненным показаниям, указанным в консилиуме от 16 ноября 2020 года ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России, на постоянной основе до отмены препарата. В постановлении о возбуждении исполнительного производства указано, что требования подлежат немедленному исполнению в течении суток со дня получения его копии.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена министерством 16 июня 2021 года.
1 июля 2021 года в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в добровольном порядке судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с министерства исполнительского сбора.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 14 июля 2021 года на министерство возложена обязанность в срок до 20 июля 2021 года исполнить решение суда и представить документы, подтверждающие его исполнение. Постановление получено должником 14 июля 2021 года.
Неисполнение министерством законных требований судебного пристава-исполнителя, содержащихся в постановлении о совершении должником обязательных действий от 14 июля 2021 года, то есть неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, послужило основанием для привлечения министерства к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы министерства согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Вместе с тем с выводами должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях министерства состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, нельзя согласиться ввиду следующего.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из Определения Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2006 года № 556-О следует, что во взаимосвязи со статьей 2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, статьи 24.1 и 26.1 КоАП РФ направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц), в том числе при отсутствии их вины.
Из материалов дела следует, что на момент вынесения оспариваемого постановления судебный пристав-исполнитель проинформирован Министерством здравоохранения Республики Марий Эл письмами от 20 июля 2021 года, 22 июля 2021 года о невозможности исполнения требований судебного пристава-исполнителя в сроки, установленные постановлением от 14 июля 2021 года, поскольку законом предусмотрены определенные мероприятия, связанные с обеспечением З.Р.А. лекарственным препаратом Ивакафтор (Калидеко), назначенным по жизненным показаниям (л.д. 48-54).
По данным государственного реестра лекарственных средств, лекарственный препарат Калидеко (МНН Ивакафтор) не зарегистрирован в установленном порядке на территории Российской Федерации, не внесен в государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения и как следствие не разрешен к обращению на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации» (действовавшим на момент административного правонарушения) и Приказом Минздрава России от 25 августа 2021 № 880н ввоз на территорию Российской Федерации конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента, производится на основании разрешения, выданного Министерством здравоохранения России, по заявлениям юридических лиц.
Министерством 16 июня 2021 года направлен соответствующий запрос в Министерство здравоохранения Российской Федерации, с просьбой обеспечить З.Р.А. лекарственным препаратом Ивакафтор (Калидеко), и запрос в Министерство финансов Республики Марий Эл, с просьбой о выделении дополнительных денежных средств на эти цели (л.д. 39-42).
Согласно материалам дела закупка лекарственного препарата МНН «Ивакафтор» включена министерством в план-график закупок 19 июля 2021 года. Предполагаемая дата публикации извещения и документации об электронном аукционе: 21 июля 2021 года, дата заключения контракта – 19 августа 2021 года (л.д. 107). По результатам электронного аукциона победителем признано АО, с которым 13 августа 2021 года заключен контракт на поставку лекарственного препарата (л.д. 188-189). Стоимость одной упаковки препарата составляет 1580000, 24 руб.
Поскольку закупка указанного препарата должна быть осуществлена в порядке, определенном положениями Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающего определенную процедуру проведения аукциона на закупку препарата, исполнение решения суда было ограничено временными рамками, то есть существовали объективные причины невозможности немедленного исполнения требований судебного пристава-исполнителя.
При изложенных обстоятельствах реальной возможности для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об обеспечении З.Р.А. лекарственным препаратом Ивакафтор (Калидеко) в указанные сроки у Министерства здравоохранения Республики Марий Эл не имелось.
Из материалов дела следует, что министерством приняты меры для исполнения решения суда, требующие решения вопросов о ввозе в Российскую Федерацию препарата, не разрешенного для обращения на территории Российской Федерации, а также организации аукциона по приобретению дорогостоящего препарата. Следовательно, министерством приняты все зависящие от него меры по организации обеспечения З.Р.А. лекарственным препаратом в соответствии с решением суда, направленные на исполнение требований судебного пристава-исполнителя.
Протоколом врачебной комиссии ГБУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинская городская больница» от 10 сентября 2021 года З.Р.А. назначена 1 упаковка Калидеко (Ивакафактор) по рекомендации консилиума врачей и на основании решения Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 июня 2021 года (л.д. 180-182).
Согласно пояснениям представителя министерства Адиганова М.А., данным в судебном заседании, установлено, что препарат Калидеко (Ивакафактор) доставлен в ГБУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинская городская больница» 21 сентября 2021 года и получен матерью З.Р.А. 30 сентября 2021 года.
Из имеющихся в материалах дела медицинских документов: медицинской карты З.Р.А. (л.д. 175-179), протокола врачебной комиссии от 10 сентября 2021 года (л.д. 180-182) не усматривается, что объективная задержка в организации обеспечения лекарственным препаратом повлекла негативные последствия для состояния его здоровья.
Также из материалов дела следует, что определением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 июля 2021 года Министерство здравоохранения Республики Марий Эл освобождено от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл от 1 июля 2021 года по исполнительному производству <№>. При вынесении указанного определения суд установил, что министерством предпринимаются все возможные меры для исполнения решения суда, но исполнительный документ не исполнен по объективным причинам (л.д. 218 - 222).
При таких обстоятельствах, оценив указанные доказательства совместно с иными представленными в материалы дела доказательствами полно, объективно, всесторонне в их совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, вину Министерства здравоохранения Республики Марий Эл в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, нельзя признать установленной. Постановление должностного лица и решение судьи, состоявшиеся в отношении Министерства здравоохранения Республики Марий Эл по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, подлежат отмене.
На основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Исходя из положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу Министерства здравоохранения Республики Марий Эл удовлетворить.
Постановление заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Передриенко Г.Н. от 27 июля 2021 года <№>, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации, в отношении Министерства здравоохранения Республики Марий Эл отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства здравоохранения Республики Марий Эл прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья И.Н. Смышляева