К делу №2 – 10636/19
УИД 23RS0040-01-2019-012138-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2019 года Первомайский районный суд
г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Мордовиной С.Н.
при секретаре Гребенюк А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации муниципального образования город Краснодар к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования город Краснодар обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
В обоснование требований указано, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 03.09.2019 № земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет 06.05.2003г, сведения о правообладателях земельного участка отсутствуют. Истец указывает, что наличие вышеуказанного земельного участка на государственном кадастровом учете препятствует администрации в возможности рассмотрения данной территории для формирования земельных участков в других границах с целью решения вопросов местного значения. Руководствуясь частью 3 статьи 70 Федерального закона от 13.06.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» истец просит суд снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования город Краснодар – Абонеев И.А. действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении требований, считает их законными и обоснованными.
Представитель управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Согласно ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 02.09.2019г. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 65 кв.м., расположенный по адресу <адрес> поставлен на государственный кадастровый учет 06.05.2003г, сведения о правообладателях земельного участка отсутствуют.
В связи с тем, что наличие вышеуказанного земельного участка на государственном кадастровом учете препятствует администрации в возможности рассмотрения данной территории для формирования земельных участков в других границах с целью решения вопросов местного значения, истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о снятии его с учета.
Уведомлением управления Росреестра от 21.06.2019г. № сообщено, что работы по рассмотрению заявления о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № приостановлены.
Руководствуясь правилами части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» истец в досудебном порядке обратился в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, решением которой от 06.05.2019г. № отклонено заявление администрации об обжаловании решения о приостановлении от 21.06.2019 № в связи с обоснованностью данного решения.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в суд с иском о снятии земельного участка с кадастрового учета.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту - Закон о государственной регистрации недвижимости).
В силу части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ под государственным кадастровым учетом признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Законом сведений об объектах недвижимости.
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ снятию с кадастрового учета подлежат: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, право постоянного (бессрочного) пользования или право аренды которого переоформлено на публичный сервитут, в соответствии со статьей 3.6 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" (пункт 3.2 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Спорный земельный участок не является преобразуемым в порядке статей 11.4 - 11.7 ЗК РФ, то есть не является участком, в отношении которого осуществляется раздел, выдел, объединение или перераспределение.
Частью 3 статьи 70 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в соответствии с законодательством Российской Федерации до 1 марта 2008 года в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
В настоящем случае спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 06.05.2003г., однако имеет статус "актуальные", таким образом, пункт 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ не может быть применен к спорным правоотношениям.
Согласно пункту 3.2 статьи 70 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществлены до 1 сентября 2018 года, в случае, если право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком или право аренды такого земельного участка переоформлено на публичный сервитут в соответствии со статьей 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Сведений о переоформлении прав на земельный участок с кадастровым номером № на публичный сервитут в соответствии со статьей 3.6 Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" в материалах дела не содержится.
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Каких-либо доказательств, подтверждающих, что кадастровый учет спорного земельного участка осуществлен с нарушением требований закона, в суд не представлено.
По существу, истец обращаясь с настоящим иском в суд ссылается на необходимость снятия земельного участка с учета ввиду необходимости решения вопроса местного значения.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права, иными способами, предусмотренными законом.
Выбор способа защиты права производится заявителем и зависит от характера спорного правоотношения и регулирующих его норм права, при этом он должен соответствовать характеру допущенного нарушения, а удовлетворение заявленных требований должно привести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
В рассматриваемом случае, само по себе нахождение земельного участка на кадастровом учете не нарушает права истца и не создает угрозы их нарушения, и, как следствие, необходимость судебной защиты в смысле приведенных выше норм, у него отсутствует.
Оценив в совокупности все доказательства по делу, основываясь на достаточности и обоснованности доводов иска, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований администрации муниципального образования город Краснодар, поскольку заявленные истцом требования о снятии с учета спорного земельного участка не соответствуют нормам права, и как следствие, земельный участок не может быть снят с учета, поскольку не является преобразуемым, и не имеет «временного» статуса.
Согласно ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований администрации МО г. Краснодар отказать.
Решение суда может быть обжаловано в краевой суд через районный в течение одного месяца с момента принятия решения.
Судья