Дело № 12-32/2021
Номер производства 18900009860210008852
уид 82RS0003-01-2021-000170-79
РЕШЕНИЕ
п. Оссора Карагинского района Камчатского края 26 ноября 2021 г.
Судья Карагинского районного суда Фоменко Евгений Иванович, рассмотрев в здании Карагинского районного суда Камчатского края в п. Оссора по ул. Советской, 72
жалобу генерального директора ООО "Тымлатский рыбокомбинат" Литвиненко А.Я. на постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по восточному арктическому району Чернолихова С.В. (далее – дознаватель) от 7 сентября 2021 года № 18900009860210008852 о назначении административного наказания ООО "Тымлатский рыбокомбинат" (далее - Общество) (юридический адрес: 688700, Камчатский край, Карагинский район, с. Тымлат, ул. Набережная, д. 30, ИНН 8203002819, ОГРН 1024101415546) за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением дознавателя Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 12.000 рублей.
Не согласившись с постановлением, генеральный директор ООО "Тымлатский рыбокомбинат" обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить указанное постановление, считая его необоснованным, а производство по делу прекратить и освободить юридическое лицо от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, так как совершённое деяние не привело к существенному нарушению чьих-либо прав и интересов, к административной ответственности по этой статье Кодекса Общество ранее не привлекалось. Обществом с ответственными должностными лицами проведены разъяснительные беседы и занятия по изучению законодательства в сфере рыболовства, включая закон РФ "О государственной границе", и последствий их нарушения, организован контроль за соблюдением правовых норм, включая проведение систематических проверок знаний работниками Общества действующего законодательства во избежание совершения аналогичных нарушений.
Генеральный директор ООО "Тымлатский рыбокомбинат" Литвиненко А.Я., извещенный о рассмотрении жалобы, просил рассмотреть дело без участия представителя юридического лица, настаивая на доводах жалобы.
Старший дознаватель ПУ ФСБ России по восточному арктическому району Чернолихов С.В., как лицо, вынесшее постановление об административном правонарушении, извещенный о пересмотре дела надлежащим образом, с изложенными в жалобе доводами не согласился.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Административная ответственность по части 2 статьи 18.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за ведение в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности без разрешения (уведомления) пограничных органов либо с разрешения (с уведомлением) таких органов, но с нарушением условий такого разрешения (уведомления) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой.
Статья ст. 16 Закона России от 1.04.1993 г. № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" устанавливает, что пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и включает правила промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.
Согласно ст. 21 того же закона в целях охраны Государственной границы такая деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов с разрешения пограничных органов, а во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации - с уведомлением пограничных органов. При этом сообщаются сведения о местах, времени осуществления промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности, количестве участников, об используемых для этой цели промысловых и иных судах и о других средствах. Лица, осуществляющие деятельность, указанную в пункте 1 настоящей статьи, без уведомления (разрешения) пограничных органов, а также с уведомлением их (с их разрешения), но с нарушением условий такого уведомления (разрешения), несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.
Пункт 27 Правил пограничного режима, утверждённых приказом ФСБ России от 7 августа 2017 г. № 454 "Об осуществлении промысловой деятельности на участках (в районах) внутренних морских вод Российской Федерации, в пределах которых установлен пограничный режим, и в территориальном море Российской Федерации" (Правила) устанавливает, что лицо, управляющее промысловым и иным судном и другим средством, письменно, по факсимильной связи или электронной почте (при наличии) уведомляет пограничный орган или подразделение пограничного органа об осуществлении промысловой деятельности на участках (в районах) внутренних морских вод Российской Федерации, в пределах которых установлен пограничный режим, и в территориальном море Российской Федерации. Уведомление подается однократно на весь период осуществления промысловой деятельности (рекомендуемый образец приведен в приложении № 6 к настоящим Правилам), но не менее чем за 2 часа до начала ее осуществления и не более чем на один календарный год. В случае изменения данных, указанных в уведомлении, лицом, управляющим промысловым и иным судном и другим средством, подается новое уведомление.
Как следует из материалов дела, основанием привлечения Общества к административной ответственности послужили обстоятельства, установленные в результате контрольно-проверочных мероприятий промысловой деятельности судна "Братцево" 27 июля 2021 г. (л.д.2).
Судно "Братцево" принадлежит на праве собственности ООО "Тымлатский рыбокомбинат" (л.д. 3, 4).
Капитаном судна СРТМ "Братцево" согласно приказу и судовой роли является ФИО3 (л.д. 9, 13, 14).
29 июня 2021 г. капитаном судна СРТМ-К "Братцево" ФИО3 в ПУ ФСБ России по восточному арктическому району подано уведомление об осуществлении промысловой деятельности на участках (в районах) внутренних морских вод Российской Федерации, в пределах которых установлен пограничный режим, и в территориальном море Российской Федерации с указанием в нем состава экипажа в количестве 32 человек (л.д. 10).
В период с 3 июля по 5 августа 2021 "Братцево" осуществляло деятельность по приемке и перегрузу лососёвых видов рыб в Карагинской подзоне Берингова моря согласно рейсовому заданию.
9 июля 2021 года в связи с произошедшими изменениями направлено новое уведомление об осуществлении промысловой деятельности с приложением судовой роли (л.д. 60-61).
14 июля 2021 г. в 22:00 часов в географических координатах 59°43,4" СШ, 163°24,0" ВД на судно прибыл член экипажа – рефрижераторный механик, в связи с чем изменился состав участников промысловой деятельности. Сведения об этом капитаном ФИО3 в адрес пограничной службы были направлены 14 июля 2021 года в 19:10 (л.д. 11-12), но содержание уведомления не было оформлено в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 21 Закона РФ № 4730, предполагающими, наряду с указанием изменения количества участников деятельности, сообщение о месте, времени осуществления промысловой или иной деятельности, используемых для этого судах и других средствах.
После убытия члена экипажа промысловая деятельность судном продолжала осуществляться, что отражено в записях судового журнала, реестре квитанций, судовых суточных донесениях (л.д. 16-19, 22, 95-105).
Иного уведомления об осуществлении промысловой деятельности в морских водах Российской Федерации, в пределах которых установлен пограничный режим, капитаном ФИО3 после изменения численности экипажа не подавалось, лишь 26 июля 2021 г. в пограничный орган направлено уведомление с содержанием, оформленным в соответствии с п.27 Правил, указанием членов экипажа в количестве 32 человек и приложением новой судовой роли (л.д. 62-63).
В статье 2.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действия юридического лица опосредованы, связаны с действиями работников, которые в силу закона, трудового договора представляют организацию в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, следовательно, контроль за деятельностью работников является проявлением разумной заботливости и осмотрительности юридического лица.
Таким образом, в ходе производства по делу установлено, что ООО "Тымлатский рыбокомбинат" осуществляло рыболовную деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации, где установлен пограничный режим, без надлежащего уведомления капитаном судна, принадлежащего Обществу, пограничного органа о произошедших на судне изменениях.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются и установлены на основании исследованных при рассмотрении дела должностным лицом административного органа доказательств, имеющихся в материалах дела, содержание которых приведено в оспариваемом постановлении, их анализ и оценка произведены должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, позволив должностному лицу верно установить фактические обстоятельства дела и обоснованно квалифицировать действия виновного лица по ч. 2 ст. 18.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Выводы, изложенные в постановлении о привлечении Общества к административной ответственности, обоснованы, мотивированны и подтверждаются в полной мере имеющимися в деле доказательствами, оснований сомневаться в их правильности не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение постановления, не установлено.
Обществом фактические обстоятельства правонарушения, отмеченные в протоколе об административном правонарушении и постановлении об административном наказании, не оспаривались, каких-либо замечаний не принесено, ходатайств не заявлено.
Оценивая доводы жалобы об отмене постановления о назначении административного наказания юридическому лицу и освобождения его от ответственности в связи с малозначительностью ввиду отсутствия каких-либо вредных последствий и нарушения чьих-либо прав вследствие неправомерного деяния, следует отметить следующее.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Законодателем не определены нормативные основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, решение данного вопроса оставлено на усмотрение судьи, органа, должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении.
Малозначительным административным правонарушением допустимо признать действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, при признании совершенного административного правонарушения малозначительным принципиальное значение имеет не только наступление вредных последствий, но и обстоятельства его совершения, отношение лица к нарушаемым общественным отношениям.
Утверждение подателя жалобы о том, что ООО "Тымлатский рыбокомбинат" ранее не привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений не соответствует действительности и опровергается материалами дела.
Как следует из сообщения отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, копий судебных актов, имеющихся в материалах дела, юридическое лицо дважды в течение 2020 года привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст. 18.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях с уплатой административного штрафа (л.д. 35, 36-42, 43-45, 46-53,54-57), однако должных выводов для себя о недопущении совершения подобных правонарушений не сделало, не проведя на должном уровне разъяснительную работу с работниками о необходимости неукоснительного исполнения требований законодательства, особом значении своевременности и полноты предоставляемых в пограничные органы уведомлений об осуществляемой деятельности, что указывает на упущения юридического лица в поддержании надлежащей исполнительской дисциплины. Доводы жалобы о проведении разъяснительных бесед и занятий с работниками Общества правового значения не имеют, поскольку ничем не подтверждены.
ООО "Тымлатский рыбокомбинат" имело все необходимые полномочия и возможности для соблюдения установленных правил ведения промысловой деятельности, но не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению законодательства РФ, капитан судна не был достаточно подготовлен к деятельности на участках, в районах внутренних морских вод Российской Федерации, в которых установлен пограничный режим. Материалы дела не содержат доказательств того, что допущенное правонарушение было вызвано обстоятельствами, не зависящими от усмотрения Общества и капитана при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, сложностей с соблюдением установленных правил по делу не заявлялось.
При таких обстоятельствах оснований для установления малозначительности совершенного правонарушения и выводов для признания жалобы обоснованной не имеется.
Административное наказание назначено Обществу с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, справедливо и соразмерно содеянному, применено с учетом характера совершенного административного правонарушения, наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственности и отсутствия смягчающих административную ответственность обстоятельств, в пределах санкции ч.2 ст. 18.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
О наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, не заявлялось, не установлено таковых и в ходе производства по делу в суде.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по восточному арктическому району Чернолихова С.В. от 7 сентября 2021 года № 18900009860210008852 о назначении административного наказания ООО "Тымлатский рыбокомбинат" (юридический адрес: 688700, Камчатский край, Карагинский район, с. Тымлат, ул. Набережная, д. 30, ИНН 8203002819, ОГРН 1024101415546) за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 18.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в 10-дневный срок с момента получения его копии.
Судья - _______________ подпись
Копия верна.
«26» 11 2021 г.
Судья Карагинского районного суда Е.И. Фоменко