УИД 32RS0027-01-2022-007061-61
Дело № 2-2030/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2023 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Степониной С.В.
при секретаре Кличко М.О.,
с участием представителя истца помощника прокурора Бежицкого района города Брянска по доверенности Безеде И.Д., представителя ответчика Брянской городской администрации по доверенности Паниполяк В.Д., представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации по доверенности Зотова В.П., ООО «Юпитер» Морозовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бежицкого района города Брянска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Брянской городской администрации о понуждении оборудовать контейнерную площадку (г. Брянск, ул. Дружбы, д.6),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бежицкого района г. Брянска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой выявлено, что в нарушение п. 2.2.2.3 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Брянской области, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 16.11.2020 N 528-п, п. 3.6.1 Правил обращения с отходами производства и потребления на территории города Брянска, утвержденных Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.10.2009 N 170, контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Брянск, ул. Дружбы, д.4 не оборудована ограждением с трех сторон высотой не менее 1,5 метров, а также крышей (при отсутствии крышек непосредственно на контейнерах).
На основании изложенного, уточнив требования, истец просил суд обязать Брянскую городскую администрацию привести место накопления твердых коммунальных отходов, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Дружбы, д. 6 в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: оборудовать данную площадку с трех сторон ограждением высотой не менее 1,5 метров.
Определением суда от 03.02.2023 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации, ООО «Чистая планета», ЖК «Бежица».
Определением суда от 20.04.2023 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО «Юпитер», ООО УК Приоритет».
Представители третьих лиц АО «Чистая планета», ООО УК Приоритет», ЖК «Бежица» в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела уведомлены надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения сторон, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Бежицкого района г. Брянска Безеде И.Д. исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Брянской городской администрации Паниполяк В.Д. и третьего лица Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации по доверенности Зотов В.П. исковые требования полагали не подлежащими удовлетворению, поскольку установку и содержание на обслуживаемой территории сборников твердых отходов должны обеспечить управляющие компании многоквартирных домов. В реестре мест накопления твердых коммунальных отходов в качестве собственников мест накопления ТКО внесены данные управляющих компаний. В случае удовлетворения судом исковых требований просили предоставить срок исполнения решения один год, поскольку исполнение обязанностей по обустройству контейнерных площадок связано с проведением электронных аукционов и планированием бюджета.
Представитель третьего лица ООО «Юпитер» Морозова А.С. в судебном заседании полагала исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку на орган местного самоуправления возложена обязанность по оборудованию мест накопления твердых коммунальных отходов.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (статья 1).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", определено, что обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Из этого исходят и Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (пункт 3), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039.
В силу пункта 3 "СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21), действующих с 1 марта 2021 года, на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.
По смыслу приведенных нормативных положений, в их взаимосвязи, орган местного определяет схему размещения мест (площадок) накопления ТКО, с учетом территориальной схемы обращения с отходами, правил благоустройства и при соблюдении установленных СанПиН 2.1.3684-21 расстояний.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что прокуратурой Бежицкого района г. Брянска была проведена проверка исполнения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой были выявлены нарушения закона, выразившиеся в непринятии Брянской городской администрацией мер по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов.
В ходе проверки прокуратурой района установлено, что контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Брянск, ул. Дружбы, д.6, не оборудована ограждением с трех сторон высотой не менее 1,5 метров, а также крышей (при отсутствии крышек непосредственно на контейнерах).
Данные обстоятельства подтверждены пояснениями сторон в судебном заседании. Дополнительно представлен акт обследования от 17.04.2023, с приложением фотоматериала, из которого следует, что на день рассмотрения спора выявленные нарушения не устранены. Площадка не имеет ограждений с трех сторон, на ней расположены контейнеры для раздельного сбора мусора, оборудованные крышками.
Из ответа Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству №25/16-6055 от 09.11.2022 и выписке из реестра мест накопления твердых коммунальных отходов усматривается, что место накопления по адресу: г. Брянск, ул. Дружбы, д.4, включено в реестр, собственником контейнерной площадки указана Брянская городская администрация.
Из представленной Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации в судебное заседание выписке из реестра мест накопления твердых коммунальных отходов без даты утверждения усматривается, что собственником контейнерной площадки по спорному адресу являются ООО «Юпитер», ЖК «Бежица», адрес места накопления изменен с дома 4, на дом 6.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих возникновение права собственности управляющих компаний на спорную контейнерную площадку и основания внесения в реестр в качестве собственника в судебное заседание не предоставлено. Представитель ООО «Юпитер» в судебном заседании пояснила, что контейнерная площадка не передавалась на баланс общества, в состав общедомового имущества не включалась.
Отклоняя доводы о том, что обязанность по организации мест накопления твердых коммунальных отходов лежит на управляющей компании, а не на Брянской городской администрации, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 24 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание на то, что содержание термина "организация", используемого в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление от 29 марта 2011 года N 2-П).
Статья 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.
Пунктом 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
В силу п. 2.3. Правил обращения с отходами производства и потребления на территории города Брянска, утвержденных Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.10.2009 N 170 обязанности по организации сбора и вывоза коммунальных отходов от граждан, проживающих в многоквартирных домах, в места размещения отходов возлагаются на организации, обеспечивающие эксплуатацию многоквартирных домов. Обязанности по организации сбора и вывоза коммунальных отходов от граждан, проживающих в индивидуальных домах, возлагаются на собственников индивидуальных домов.
В силу прямого указания п. 2.1.9 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Брянской области, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 16.11.2020 N 528-п органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, и содержат их в соответствии с требованиями Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 (далее - Правила)
Работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор и подметание мусора вокруг контейнеров. При этом указанные работы не включают в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, обязанность по которой возложена на регионального оператора.
Таким образом, на законодательном уровне разграничены понятия «создание» мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и «содержание» мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 2.2.2.3 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Брянской области, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 16.11.2020 N 528-п лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, собственники помещений в многоквартирных домах при непосредственном управлении многоквартирным домом обеспечивают обустройство и содержание контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории.
Контейнерная площадка должна располагаться на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без повреждения и скопления на них воды.
Контейнерная площадка должна постоянно очищаться от снега и льда, отходов, размещенных за пределами контейнеров, и регулярно подвергаться уборке (санитарной обработке).
Контейнерные площадки должны быть оборудованы крышей, не допускающей попадание в контейнеры атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнеры оборудованы крышкой.
Контейнерные площадки должны быть огорожены с трех сторон.
Подъездные пути к контейнерной площадке должны быть достаточно освещены и постоянно поддерживаться в пригодном для транспортного движения состоянии.
Как следует из реестра мест сбора твердых коммунальных отходов для обустройства контейнерных площадок, ул. Дружбы, д.6 с количеством контейнеров 1, включена в указанный перечень. Доказательств того, что данная контейнерная площадка входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, вблизи которых она находится, не предоставлено. При этом суд отклоняет ссылку ответчика и третьего лица на скриншот публичной кадастровой карты, поскольку указанное доказательство является недостаточным для подтверждения включения площадки в состав общего имущества и нахождения в границах того или иного земельного участка, поставленного на кадастровый учет. Заключений кадастрового инженера, списков состава и описания общего имущества многоквартирного дома, утвержденного общим собранием собственников помещений и т.д. в материалы дела не предоставлено.
Согласно ст. 9 Устава г. Брянска, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения города Брянска относятся, том числе: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Брянска; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
К исполнительно-распорядительным полномочиям городской администрации относятся, в том числе, следующие вопросы: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Несоблюдение ответчиком Брянской городской администрацией требований санитарного и природоохранного законодательства нарушает гарантированные государством права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 42, 58 Конституции РФ, статьями 11, 39 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, доказательства, подтверждающие устранение выявленных нарушений, ответчиком суду не представлены.
Учитывая требования законодательства, изложенные обстоятельства, суд находит требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд, в порядке статьи 204 ГПК РФ, с учетом мнения представителей сторон, учитывая объем финансовых затрат, а также работ, необходимых для устранения указанных нарушений законодательства, проведения закупочных процедур, считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 01.05.2024 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Бежицкого района города Брянска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Брянской городской администрации о понуждении оборудовать контейнерную площадку удовлетворить.
Обязать Брянскую городскую администрацию в рамках предоставленных законом полномочий в срок до 01.05.2024 года привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства контейнерную площадку, расположенную по адресу: г. Брянск, ул. Дружбы, д. 6, а именно: оборудовать с трех сторон данную площадку ограждением высотой не менее 1,5 метров.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Степонина
Резолютивная часть решения суда оглашена 23 мая 2023 года.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 мая 2023 года.