Дело № 3а-192/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2020 г. г. Архангельск
Архангельский областной суд в составе:
судьи Лобановой Н.В.,
при секретаре Бабушкиной Н.В.,
с участием представителя административного истца Едошиной Е.А. – Некрасова Н.С.,
в отсутствие административного истца Едошиной Е.А., административных ответчиков федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, правительства Архангельской области, заинтересованного лица администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район»,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Едошиной Е.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Едошина Е.А. обратилась в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости здания торгового павильона с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 415 000 руб.
В обоснование административного иска указала, что является собственником этого объекта недвижимости и плательщиком налога на имущество физических лиц. В целях определения объема ее налоговых обязательств применяется величина кадастровой стоимости здания в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Вместе с тем, рыночная стоимость этого имущества составляет 1 415 000 руб. Полагает, что установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, превышающем рыночную, затрагивает ее права, обратилась в суд с рассматриваемым требованием.
Административный истец Едошина Е.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Представитель административного истца Едошиной Е.А. – Некрасов Н.С. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал по изложенным основаниям.
Административные ответчики федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, правительство Архангельской области, заинтересованное лицо администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителя административного истца Едошиной Е.А. – Некрасова Н.С., изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Решением совета депутатов муниципального образования «Онежское» от ДД.ММ.ГГГГ. № «О налоге на имущество физических лиц» (с последующими изменениями и дополнениями) на территории названного муниципального образования с 1 января 2015 г. введен налог на имущество физических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401, статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1 закона Архангельской области от 24 октября 2014 г. № 199-11-ОЗ «О дате начала применения на территории Архангельской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 1 января 2015 г. налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость расположенных в пределах этого муниципального образования жилого дома, жилого помещения (квартиры, комнаты), гаража, машино-места, единого недвижимого комплекса, объекта незавершенного строительства, иных зданий, строений, сооружений, помещений.
Постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 г. № 596-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, за исключением земельных участков, на территории Архангельской области» (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены определенные по состоянию на 1 июля 2012 г. результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Архангельской области.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
Как следует из представленных материалов, право собственности на здание торгового павильона с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, зарегистрировано на имя Едошиной Е.А. ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 7 февраля 2020 г.
Сведения о величине кадастровой стоимости указанного здания в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., определенной по состоянию на 1 июля 2012 г., внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 июля 2015 г. на основании составленного филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости №.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Согласно отчету №, составленному 15 ноября 2019 г. <данные изъяты> К.М., по состоянию на 1 июля 2012 г. рыночная стоимость здания с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 1 415 000 руб.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представленный административным истцом отчет соответствует установленным статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требованиям. Составившее этот отчет лицо имеет необходимые образование и квалификацию, является членом некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация НП «<данные изъяты>», его ответственность застрахована в установленном порядке.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости здания, собственником которого является административный истец, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Участники процесса не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости этого объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания указанного отчета недостоверным доказательством.
Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении здания, собственником которого является административный истец, установлена его рыночная стоимость, величина которой отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права Едошиной Е.А., суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.
В силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем данное обстоятельство не требует отдельного отражения в резолютивной части решения суда.
Установленная решением суда кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2015 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (пятый абзац пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 1 закона Архангельской области от 24 октября 2014 г. № 199-11-ОЗ «О дате начала применения на территории Архангельской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения»), а для иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - с 1 января 2019 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (часть 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Едошиной Е.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость торгового павильона с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном 1 415 000 (Один миллион четыреста пятнадцать тысяч) рублей.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, установленной решением суда, применяются для целей налогообложения с 1 января 2015 г., а для иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - с 1 января 2019 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 25 декабря 2019 г.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 февраля 2020 г.
Судья Н.В. Лобанова