Гр. дело № 2-1255/2019
УИД 21RS0023-01-2019-000460-30
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 мая 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Шопиной Е. В., при секретаре Петровой Н. Б., с участием истца Разумова В. А., представителя ответчика Тайкиной Т. Ю., третьего лица Иванова С. В., одновременно являющегося ООО «Дока», рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Разумова Вячеслава Александровича к Государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике о признании несчастного случая на производстве страховым случаем, установлении факта нахождения на иждивении, возложении обязанности произвести страховые выплаты
У С Т А Н О В И Л :
Разумов В. А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии о признании несчастного случая на производстве страховым случаем, установлении факта нахождения на иждивении, возложении обязанности произвести страховые выплаты.
В обоснование иска истец указал, что постановлением ------ от дата доказан факт несчастного случая на производстве дата со смертельным исходом ФИО4, истец является потерпевшим. Истец, со ссылкой на ст. 227 ТК РФ, считает, что несчастный случай, произошедший с его сыном ФИО4, относится к несчастному случаю на производстве. Истец обратился к ответчику в устной форме по вопросу признания указанного несчастного случая произошедшим на производстве, однако ему было отказано и разъяснено право на обращение в суд по вопросу установления факта иждивения. Ссылаясь на изложенное, истец просит признать несчастный случай, повлекший смерть ФИО4, страховым и взыскать страховую сумму.
В ходе производства по делу истец требования уточнил и окончательно просил суд о признании несчастного случая на производстве страховым случаем, установить факт нахождения его на иждивении сына ФИО4, возложить на ответчика обязанность произвести страховые выплаты.
В судебном заседании истец Разумов В. А. поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему, вновь привел их суду, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Тайкина Т. Ю. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме, указывая на то, что доказательств, подтверждающих наличие между ООО «Дока» и ФИО4 трудовых отношений не имеется, поскольку приказ о приеме ФИО4 в ООО «Дока» не издавался, трудовой договор с ним не заключался. То есть доказательств того, что ФИО4 на момент смерти являлся лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не имеется. Кроме того, по требованию об установлении факта нахождения на иждивении указала, что на момент смерти сына истец достиг возраста 68 лет, является пенсионером, а также индивидуальным предпринимателем, имеет самостоятельный доход, в связи с чем нахождение его на иждивении ФИО4 не является очевидным, и факт иждивения не нашел доказанности в ходе рассмотрения дела.
Третье лицо Иванов С. В., одновременно являющийся представителем третьего лица ООО «Дока» считал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Третье лицо Государственная инспекция труда в Чувашской Республике, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Третье лицо Разумов О. К. в судебное заседание не явился, явку представителя не обеспечил.
Прокурор Ленинского района г. Чебоксары в судебное заседание не явился.
Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что ФИО4, дата года рождения, умерший дата, является сыном истца Разумова В. А.
По результатам расследования несчастного случая, произошедшего с ФИО4 дата, был оформлен акт формы Н-1, согласно которому причинами несчастного случая послужили несоблюдение техники безопасности ФИО4, отсутствие проекта производства работ на демонтаж здания. Лицами, допустившими нарушение требований охраны труда, признаны сам ФИО4, который при демонтаже стеновой панели находился в опасной зоне, а не на рабочем месте; Иванов С. В. – директор ООО «Дока», не обеспечивший разработку проекта производства работ на демонтаж здания.
Постановлением ------ от дата уголовное дело в отношении Иванова С. В. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ----- УК РФ прекращено с назначением Иванову С. В. меры уголовно-правового характера в виде ------
Истец в устной форме обратился в Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в Чувашской Республике - Чувашии с заявлением о назначении страховых выплат.
Ответчик отказал истицу в назначении выплат, указав на необходимость обращения с исковым заявлением о признании несчастного случая страховым в суд.
Считая отказ незаконным, истец обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.
Оценивая требование истца, суд руководствуется следующими нормами материального права.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" определяет правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
В соответствии с положениями ст. 3 названного Закона застрахованный - физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с положениями пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона; страховой случай - подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию; несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть;
Пунктом 1 статьи 5 названного Закона предусмотрено, что обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:
физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.
Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В соответствии со ст. 7 Закона право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.
Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; ребенок умершего, родившийся после его смерти; один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы (далее - учреждение медико-социальной экспертизы) или медицинской организации признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе; лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 данного Федерального закона к обеспечению по страхованию в случае смерти застрахованного отнесены как единовременные, так и ежемесячны страховые выплаты.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ единовременные страховые выплаты выплачиваются застрахованным не позднее одного календарного месяца со дня назначения указанных выплат, а в случае смерти застрахованного - лицам, имеющим право на их получение, в двухдневный срок со дня представления страхователем страховщику всех документов, необходимых для назначения таких выплат.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусмотрено, что обеспечение по обязательному социальному страхованию в соответствии со статьями 3 и 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ должно предоставляться и в тех случаях, когда трудовые отношения между работником и работодателем возникли на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, но трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (статья 16 ТК РФ), а также в случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем (статья 11 ТК РФ).
Несмотря на невыполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов за работника в региональное отделение Фонда социального страхования, взыскание страхового возмещения за причиненный вред здоровью в пользу работника следует производить с соответствующего отделения Фонда, поскольку неблагоприятные последствия за неисполнение работодателем (страхователем) своих обязанностей не должно распространяться на пострадавшего работника.
Страховое возмещение производится и в том случае, когда работодатель уклонялся от обязанности в определенный срок зарегистрироваться в качестве страхователя в исполнительном органе страховщика в соответствии с требованиями статей 4 и 6 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ.
Согласно ст. 227 Трудового кодекса Российской Федерации расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
В данном случае в силу положений ст. 61 ГПК РФ факт несчастного случая на производстве с ФИО4 уже установлен постановлением ------ от дата, признан таковым работодателем ООО «Дока», учтен и оформлен актом формы Н-1.
В связи с изложенным оснований для повторного признания его таковым не имеется.
Кроме того, в силу положений ст. 264 ГПК РФ установление факта, имеющего юридическое значение, возможно, если это влечет для заявителя юридические последствия. В данном случае таковыми последствиями является назначение страховых выплат. В связи с чем истцом заявлены требования об установлении факта иждивения.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 года № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного может быть предоставлено и в том случае, если решением суда будет установлено, что при жизни застрахованный оказывал нетрудоспособным лицам постоянную помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивенство детей, не достигших возраста 18 лет, предполагается и не требует доказательств.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 октября 2006 года № 407-О указано, что выяснение обстоятельств, связанных с оказанием застрахованным лицом помощи лицам, претендующим на получение страховых выплат в случае его смерти, установление конкретного отношения между объемом такой помощи и собственными доходам заинтересованных лиц, как и признание (или не признание) данной помощи постоянным и основным источником средств существования для них, в соответствии с пунктом 2 части второй статьи 264 ГПК Российской Федерации является прерогативой судов общей юрисдикции, которые при рассмотрении соответствующих дел должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых обстоятельств и применять правовые нормы, исходя из их конституционно-правового смысла, выявленного в настоящем Определении. При этом нуждаемость нетрудоспособного члена семьи должна быть определена судом в каждом конкретном случае путем сопоставления его доходов и необходимых потребностей. Нуждаемость члена семьи кормильца в получении от него помощи не является достаточным доказательством нахождения его на иждивении умершего, поскольку значение имеет именно сам факт оказания кормильцем при жизни постоянной помощи иждивенцу и наличие у кормильца с учетом его состояния здоровья и собственных нужд возможности оказывать при жизни помощь, которая являлась постоянной и выступала в качестве основного источника средств существования другого лица.
Судом в целях установления факта иждивения истребованы сведения о доходах, как истца, так и ФИО4 за год, предшествующий смерти ФИО4
Из представленных ИФНС по адрес и УПФР по адрес сведений следует, что сведений о доходах ФИО4 и сведений, составляющих его пенсионные права в указанных органах не имеется.
В отношении истца имеются сведения о наличии доходов в виде пенсии в сумме ------ ежемесячно, сведения о работе в ООО ------ а также сведения о том, что он является индивидуальным предпринимателем, членом ------ и занимается составлением экспертных заключений, сведения о которых имеются на сайте общества. Из налоговой декларации следует, что им уплачены налоги с дохода в размере ------. за дата
Из изложенного следует, что истец не находился на иждивении своего сына ФИО4, и, соответственно, он не имеет права на получение страховых выплат.
Поэтому требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Разумова Вячеслава Александровича к Государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике о признании несчастного случая на производстве страховым случаем, установлении факта нахождения на иждивении, возложении обязанности произвести страховые выплаты отказать в полном объеме.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Мотивированное решение суда составлено 4 июня 2019 года.
Председательствующий судья Шопина Е. В.