Решение по делу № 2а-399/2020 от 16.06.2020

Дело а-399/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2020 года                                                                                                   <адрес>

Судья Назрановского районного суда Республики Ингушетия Гайсанова М.И., при секретаре ФИО4, с участием административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ ГУФСИН РФ по <адрес> о признании незаконными действий, выразившихся в постановке на профилактический учет как «лицо, склонное к изучению, пропаганде, исповедующее либо распространяющее экстремистскую идеологию»,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в постановке его на профилактический учет как склонного к изучению, пропаганде, а также исповедующего и распространяющего экстремистскую идеологию.

В обоснование административного искового заявления указано, что ФИО1 осужден по приговору Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ к пожизненному лишению свободы в исправительной колонии особого режима. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ администрация ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по <адрес> (далее - ИК-56) ознакомила его с протоколом заседания комиссии ИК-56 от ДД.ММ.ГГГГ о постановке его на профилактический учет как «лицо, склонное к изучению, пропаганде, исповедующее либо распространяющее экстремистскую идеологию». Действия административного ответчика считает незаконными, поскольку он не изучал, не пропагандировал, не исповедовал и не распространял экстремистскую идеологию, о заседании комиссии его заранее не уведомили. Решение административного ответчика направлено на создание ему негативного образа перед предстоящим этапированим из ИК-56 в ИК-6, а также с целью дискриминации его по признаку вероубеждения.

Административный истец ФИО1, участвовавший в судебном заседании посредством ВКС, административный иск поддержал и просил удовлетворить по мотивам, изложенным в нем.

Административный ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что ФИО1 осуждён по приговору Московского областного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 2 ст. 210, ч. 2 ст. 209, ч. 3 ст. 222, п. «б» ч. 3 ст. 205, ч. 3 ст. 69 Уголовного кодекса РФ. В настоящее время ФИО1 отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>.

Согласно справке ИК-6 от ДД.ММ.ГГГГ в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в ИК 56.

ДД.ММ.ГГГГ оперуполномоченный оперативного отдела ИК-56 ФИО5 обратился к начальнику ИК-56 с рапортом, в котором указывает, что ФИО1 ложно понимая представления о борьбе за идеи религии умышленно вступил в состав незаконной вооруженной группы, с целью дестабилизации обстановки и нарушения общественной опасности в Чеченской Республике и на территории <адрес>, а также нарушения территориальной целостности путем создания независимых исламских государств исповедующих радикальный ФИО2, умышленно совершил тяжкие преступления террористического характера. На основании изложенного считает необходимым поставить ФИО1 на профилактический учет, как лицо, склонное к изучению, пропаганде, исповедующего либо распространяющего экстремистскую идеологию.

Решение о постановке ФИО1 на указанный учет принято на заседании комиссии ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по <адрес>, согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ а. На заседании комиссии принимали участие председатель комиссии начальник ИК-56 ФИО6, секретарь комиссии – сотрудник группы специального учета ФИО7, врио заместителя начальника ФИО8, оперуполномоченный оперативного отдела ФИО5, старший специалист ОСПРО ФИО9, осужденный ФИО1

Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы устанавливается Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 72 (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктами 2, 4 Инструкции основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), посредством комплекса профилактических мероприятий; деятельность сотрудников учреждений УИС по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения).

Согласно пункту 24 Инструкции на профилактический учет, в частности, берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию.

В соответствии с пунктом 25 Инструкции индивидуальная профилактика правонарушений осуществляется путем: всестороннего изучения личности подозреваемого, обвиняемого и осужденного, его криминальных связей и криминально значимых свойств характера, привычек, наклонностей, мотивации негативного поведения и высказываний; проведения индивидуальных бесед, разъяснения подозреваемым, обвиняемым и осужденным пагубности допускаемых ими правонарушений, а также возможных последствий; изоляции подозреваемого, обвиняемого и осужденного от связей и условий, оказывающих на него негативное влияние; привлечения подозреваемого, обвиняемого и осужденного к общественно полезному труду и учебе; использования в воспитательном процессе возможностей родственных и иных положительных связей, психологического консультирования родственников; применения других форм и методов положительного влияния на лиц, поставленных на профилактический учет, исходя из конкретных условий.

Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными; сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС (пункты 26, 27 Инструкции).

Сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным. Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС (пункты 29, 30 Инструкции).

По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии. Администрация учреждения УИС после вынесения решения комиссии относительно постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета либо продления срока нахождения на профилактическом учете ознакамливает с ним под роспись (пункты 33, 34 Инструкции).

В учреждениях уголовно-исправительной системы подозреваемые, обвиняемые и осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся их совершить, выявляются путем изучения их личных дел, сбора информации, полученной сотрудниками подразделений воспитательной работы, режима, охраны, оперативного отдела, отдела специального учета, психологической лаборатории, профессионального училища, школы, предприятия, медицинской части, а также поступившей из других источников (в том числе по результатам цензуры корреспонденции), заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, изучения записей в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, Журнале учета информации о происшествиях, Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, Журнале учета нарушений режима отбывания наказания и Журнале рапортов приема-сдачи дежурств и другой документации, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях подозреваемых, обвиняемых и осужденных (пункт 14 Инструкции).

Таким образом, информация о статьях обвинения ФИО1 и доводы, уполномоченного должностного лица колонии, осуществляющего контроль за осужденными, давали основания для инициирования процедуры постановки на профилактический учет его как «лицо, склонное к изучению, пропаганде, исповедующее либо распространяющее экстремистскую идеологию».

Нарушений процедуры принятия такого рода решений Комиссией ФКУ ИК 56 не допущено, порядок постановки истца на профилактический учет, предусмотренный Инструкцией, соблюден, в связи с чем оснований для отмены оспариваемого решения о постановке ФИО1 на профилактический учет не имеется.

Постановка на профилактический учет не может рассматриваться как нарушение прав и свобод осужденного либо привлечение его к ответственности, а также не влечет возложение на осужденных каких-либо дополнительных ограничений, взысканий или обязанностей, поскольку основной целью такого профилактического учета является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством системы профилактических мероприятий, осуществляемых сотрудниками учреждений, что следует рассматривать как составную часть воспитательной работы, направленной на исправление осужденных.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что постановка ФИО1 на профилактический учет, регулирующим спорные правоотношения, прав и законных интересов административного истца не нарушают, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданам, организации, иным лицам, право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Для признания незаконными ненормативного правового акта органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.

Такой совокупности условий судом по настоящему делу не установлено.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Действия, совершенные административным ответчиком в августе 2017 года, ФИО1 обжалованы в суд ДД.ММ.ГГГГ.

В деле имеются сведения о том, что в ноябре 2017 года административный истец обращался в Назрановский районный суд РИ с аналогичным заявлением. Данное заявление было возвращено ФИО1 определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с неподсудностью.

На определение от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подана частная жалоба, которая определением от ДД.ММ.ГГГГ оставлена без движения.

В марте 2018 года ФИО1 подана частная жалоба на определение от ДД.ММ.ГГГГ с ходатайством о восстановлении срока на подачу жалобы. Данное ходатайство было назначено на ДД.ММ.ГГГГ.

В канцелярии суда отсутствуют сведения о результатах рассмотрения указанного ходатайства, не имеется информации о направлении ФИО1 копий соответствующих судебных актов.

При таком положении, суд считает уважительной причину пропуска ФИО1 срока обращения в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 226,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к ФКУ ГУФСИН РФ по <адрес> о признании незаконными действий, выразившихся в постановке на профилактический учет как «лицо, склонное к изучению, пропаганде, исповедующее либо распространяющее экстремистскую идеологию» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия через Назрановский районный суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

2а-399/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Яндиев Ислам Бекханович
Ответчики
ФКУ ИК 6 ГУФСИН по Свердловской обл
Суд
Назрановский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Гайсанова Мадина Исрапиловна
Дело на странице суда
nazran.ing.sudrf.ru
16.06.2020Регистрация административного искового заявления
16.06.2020Передача материалов судье
16.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2020Подготовка дела (собеседование)
10.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2020Судебное заседание
11.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Судебное заседание
26.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее