Копия
Дело № 33а-559/2017 Председательствующий в
Категория 014а первой инстанции Моцный Н.В.
докладчик в апелляционной
инстанции Кондрак Н.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 февраля 2017 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Кондрак Н.И.,
судей Артамоновой Т.А., Дудкиной Т.Н.,
при секретаре: Кондратовой Е.В.,
с участием:
административного истца ФИО1,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» – ФИО7 на решение Гагаринского районного суда г.Севастополя от 01.12.2016 года, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Кондрак Н.И., выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Гагаринский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просил признать незаконным решение Военного комиссариата г. Севастополя об отказе в направлении его документов в Комиссию Южного военного округа для рассмотрения по существу вопроса о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий.
Исковые требования мотивированы тем, что поскольку должностные лица военного комиссариата не наделены полномочиями по рассмотрению вопроса о наличии или отсутствии оснований для принятия решения о выдаче гражданам удостоверений ветерана боевых действий, отказ в направлении в Комиссию Южного военного округа для принятия решения о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ, к которому были приложены документы, подтверждающие участие истца в боевых действиях на территории <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, изложенный в ответе Военного комиссариата г. Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 01.12.2016 года административный иск удовлетворен, признано незаконным решение Военного комиссариата г. Севастополя об отказе в направлении документов ФИО1 в Комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдачи удостоверений «Ветеран боевых действий» для рассмотрения вопроса выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий».
На Военный комиссариат г. Севастополя возложена обязанность направить документы ФИО1 в Комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдачи удостоверений «Ветеран боевых действий» для рассмотрения вопроса о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» по существу и в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить о его исполнении в суд и ФИО1 и в пользу ФИО1 взыскано в счёт возмещения судебных расходов <данные изъяты>.
Не согласившись с вышеуказанным решением, представитель ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» – ФИО7 подал апелляционную жалобу в которой просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Апелляционная жалоба мотивирована неправильным определением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, не соответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Отмечает, что тот факт, что ФИО1 находился на территории, где проводились боевые действия, сам по себе не может служить основанием признания истца участником боевых действий, так как не подтверждается допустимыми доказательствами. На рассмотрение комиссии Южного военного округа по оформлению и выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий» направляются только те документы, которые соответствуют требованиям Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» и Приказа Министра Обороны Российской Федерации №2288 от 11.08.2012 года, а приложенные к заявлению ФИО1 документы названным требованиям не соответствуют, так как в нарушение пункта 9 названного приказа истцом не указаны номер (при наличии), воинское звание в запасе, в отставке (при наличии), а так же какие фотографии он представляет, вследствие чего военный комиссариат г.Севастополя как ответственный за подготовку документов, не мог направить материалы истца в соответствующую комиссию.
Полагает, что, поскольку исковые требования ФИО1 направлены на получение удостоверения ветерана боевых действий и, соответственно, определенного набора льгот и гарантий, то являются спором о праве, в связи с чем, в соответствии с разъяснениями, изложенным в абз.5, 6 п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №36 от 27.09.2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», не подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ.
Административный истец в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал, полагая решение суда законным и обоснованным.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст.150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в его отсутствие.
Заслушав судью-докладчика, выслушав истца, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности и доказанности, ответчик же правомерность своего отказа в передаче документов на рассмотрение комиссии Южного военного округа по оформлению и выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий» не доказал.
Коллегия судей соглашается с решением суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям части 1 статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.
Согласно пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий.
В приложении к Закону №5-ФЗ, Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан российской федерации, разделе 3 Перечня государств, городов, территорий и периодов боевых действий с участием граждан Российской Федерации включены боевые действия в Египте (Объединенная Арабская Республика) с марта 1969 года по июль 1972 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации №763 от 19.12.2003 года «Об удостоверении ветерана боевых действий» утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, пунктом 2 которой установлено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
11 августа 2012 года приказом Министра обороны Российской Федерации №2288 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В силу пункта 7 вышеуказанного Порядка выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» (за исключением гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств с 10.05.1945 года по 31.12.1951 года), направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, согласно пункту 2 которой выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. N 2288
В силу пункта 8 названного Порядка для получения удостоверения иные лица (не относящиеся к личному составу Вооруженных Сил Российской Федерации) обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства).
Военные комиссариаты после проверки документов, приложенных к обращению, направляют их для рассмотрения в комиссию военного округа, в состав которого они включены.
Для иных лиц, согласно пункту 9 Порядка для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий при оформлении обращения, кроме ФИО заявителя указывается личный номер (при наличии), воинское звание в запасе, в отставке (при наличии), дата рождения, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня.
Заявителем к обращению прикладываются две фотографии размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта либо документа, удостоверяющего личность, и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей: для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня, за исключением территорий, указанных в абзацах пятом, шестом и седьмом настоящего пункта, - документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
Тем же пунктом 9 названного Порядка ответственность за подготовку документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к обращению, возлагается для иных лиц - на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет (по месту жительства обратившегося либо по месту нахождения исправительного учреждения, в котором отбывает наказание обратившийся).
Перед направлением обращения заявителя с приложенными документами в центральную комиссию (комиссию) указанные должностные лица обязаны:
проверить заявление (рапорт) с приложенными документами на предмет соответствия требованиям, указанным в абзацах с первого по десятый настоящего пункта;
в случае отсутствия у заявителя документов, предусмотренных пунктом 9 указанного Порядка, направить соответствующие запросы для их получения. После получения необходимых документов приложить их вместе с копиями запросов к обращению.
Указанная обязанность согласуется с пунктом 35 Положения о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609, из которого следует, что участие в работе (включая подготовку и направление соответствующих запросов) по розыску архивных документов, подтверждающих участие граждан, уволенных с военной службы, и других граждан в Великой Отечественной войне, боевых действиях, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, а также документов, необходимых для решения вопроса об установлении причинной связи полученных гражданами ранений, контузий, увечий или заболеваний с прохождением ими военной службы является одной из основных задач военных комиссариатов.
Пунктом 11 Приказа Министра обороны РФ от 11 августа 2012 года N 2288 установлено, что решение об отказе в выдаче удостоверения принимает центральная комиссия по итогам рассмотрения направленных документов.
Уведомляя истца об отказе в выдаче удостоверения участника боевых действий, апеллянт не учел, что в обязанности военного комиссариата входит подготовка документов для дальнейшего их направления в комиссию и направление соответствующих запросов в архивы, при недостаточности тех или иных сведений, а при поступлении архивных сведений, приложение этих сведений вместе с запросами на их предоставление к остальным документам с последующим направлением в комиссию.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Ленинским военным комиссариатом г. Севастополя истцу выдано удостоверение серии №, согласно которого ФИО1 имеет право на льготы, установленные законодательством Украины для ветеранов войны – участников боевых действий /л.д.10/.
Согласно справки Центрального военно-морского архива № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности 2-го помощника капитана морского буксира <данные изъяты>», который с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на территории <данные изъяты> /л.д.9/.
Названные обстоятельства также подтверждаются справкой командира войсковой части № /л.д.6/, выпиской из судовых журналов морского буксира <данные изъяты> войсковой части № /л.д.7/, справкой заместителя командующего Краснознаменным Черноморским флотом по тылу – начальника тыла флота № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.8/.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Военный комиссариат г. Севастополя с заявлением о направлении его документов на рассмотрение комиссией Южного военного округа по оформлению и выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий», к которому приложил копии вышеуказанных архивных справок и выписок из судовых журналов, копия паспорта, фотографии ФИО1 /л.д.11/.
Решением Военного комиссариата г. Севастополя оформленного в виде письма № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в направлении документов в Комиссию Южного военного округа по оформлению и выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий» по тем основаниям, что в представленных истцом копиях документов отсутствуют сведения о получении последним ранения, контузии или реализованный наградной материал /л.д.12/.
Изложенное свидетельствует о том, что Военный комиссариат г.Севастополя, отказывая в направлении документов в Комиссию Южного военного округа по оформлению и выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий» превысил возложенные на него обязанности, поскольку согласно п.п.7, 9, 11 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации на военные комиссариаты возложена обязанность только по подготовке документов, прилагаемых к обращению для последующего направления на рассмотрение в комиссию для вынесения заключения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения, которая и наделена полномочиями по рассмотрению обращения и оценке представленных документов.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные положения закона, принятие решения о выдаче или отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий входит в исключительную компетенцию комиссии.
Доводы жалобы о том, что факт участия истца в боевых действиях не подтверждается допустимыми доказательствами, не могут быть приняты во внимание коллегией судей, поскольку опровергаются материалами дела, из которых усматривается, что ФИО1 принимал участие в боевых действиях. /л.д.6/.
Доводы жалобы о том, что приложенные к заявлению ФИО1 документы не соответствуют требованиям п.9 Приказа Министра Обороны Российской Федерации № 2288 от 11.08.2012 года, так как истцом не указаны номер (при наличии), воинское звание в запасе, в отставке (при наличии), а так же какие фотографии он представляет, не могут быть приняты коллегией судей, поскольку как следует из текста оспариваемого отказа? не были основанием для отказа в направлении его документов на рассмотрение в комиссию Южного военного округа по оформлению и выдаче удостоверения.
Доводы жалобы о том, что требования ФИО1 подлежат рассмотрению в порядке ГПК РФ, правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными, с чем соглашается коллегия судей, так как истцом оспариваются действия ответчика, связанные с неосуществлением функций по направлению документов в комиссию Южного военного округа, то есть действия, вытекающие из полномочий, определенных Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации и не относятся к определению наличия у истца законных оснований для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» и спора о праве на меры социальной поддержки.
Доводы жалобы апеллянта о правомерности действий ответчика являются основанными на расширительном толковании Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 01.12.2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/ Н.И. Кондрак
судьи /подпись/ Т.А. Артамонова
/подпись/ Т.Н. Дудкина
Копия верна
судья Н.И. Кондрак