Решение по делу № 2а-4088/2017 от 23.11.2017

Дело № 2а-4088/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Никулина М.О.,

при секретаре Юдине Д.И., с участием:

представителя административного истца Варнаковой А.В.,

административного ответчика Рочева Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухта

14 декабря 2017 года административное дело по административному исковому заявлению администрации МОГО «Ухта» о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ухта УФССП России по Республике Коми,

установил:

Администрация МОГО «Ухта», являясь должником по исполнительному производству ....-ИП, обратилась с требованием о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ухта УФССП России по Республике Коми от <...> г. о взыскании исполнительского сбора.

Мотивируя административный иск, представитель указала, что процедура исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения для Носкова Е.М., являющегося лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует значительных временных затрат. Поскольку обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, недостаточное финансирование на эти цели, не позволяет исполнить судебный акт в установленный срок.

Помимо этого представитель администрации указывает, что Носков Е.М. числится в очереди лиц, состоящих в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, под номером .... также имеется список лиц данной категории граждан, в отношении которых имеются судебные акты о предоставлении жилых помещений, где Носков Е.М. значится ....-ым, поэтому обеспечение жилым помещением Носкова Е.М. без соблюдения очередности нарушит права и интересы остальных лиц.

Представитель административного истца, настаивая на иске и основываясь на фактически установленных обстоятельствах, просила освободить администрацию от взыскания исполнительского сбора.

Представитель административного ответчика административный иск не признал.

Судебный пристав-исполнитель Мальцева Ю.Ю., несмотря на надлежащее извещение, в судебное заседание не явилась.

Заинтересованное лицо – взыскатель по исполнительному производству Носков Е.М, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, каких-либо возражений, ходатайств не представил.

По правилам статьи 150 КАС РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, в том числе материалы гражданского дела ...., исполнительного производства
....-ИП, суд приходит к следующему.

Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от <...> г. постановлено: признать Носкова Е.М., нуждающимся в предоставлении жилого помещения как лицу, относившемуся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать администрацию МОГО «Ухта» включить Носкова Е.М. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» предоставить Носкову Е.М., жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, на территории МОГО «Ухта» размером не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления МОГО «Ухта», на условиях договора найма специализированного жилого помещения, на состав семьи 1 человек.

<...> г. на основании исполнительного листа, выданного по судебному акту, возбуждено исполнительное производство ....-ИП.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства поступила в администрацию МОГО «Ухта» <...> г..

<...> г. судебный пристав-исполнитель направил требование о предоставлении в трехдневный срок документов, подтверждающих исполнение судебного постановления.

Письмом от <...> г. администрация МОГО «Ухта» сообщила, что Носков Е.М. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. Носков Е.М. числится под номером .... в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются судебные акты о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. В связи с тем, что имеются исполнительные производства, возбужденные ранее на основании исполнительных документов по аналогичным предметам исполнения, то в 2017 году взыскателю не будет предложено к осмотру жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от <...> г. с администрации МОГО «Ухта» (должник) взыскан исполнительский сбор в размере 50000руб.

Изложенное подтверждается исследованными в суде доказательствами.

Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007
№ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.

Статьей 112 Закона об исполнительном производстве установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части настоящей статье, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Установив факт неисполнения требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель принял постановление о взыскании исполнительского сбора в соответствии с нормами Закона об исполнительном производстве.

В то же время, пунктом 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве установлено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В пунктах 74 и 75 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» указано, что поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.

При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, является принятие всех мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Административный истец указал, что в КУМИ администрации МОГО «Ухта» находится на исполнении .... вступивших в законную силу решений суда об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Носков Е.М. числится под номером .... в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. В соответствии с соглашением № .... от <...> г. заключенным между Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и администрацией МОГО «Ухта», общий объем субвенций на приобретение специализированного жилищного фонда в 2017 году составит ....., из них: .... – средства республиканского бюджета, ..... – средства федерального бюджета.

В соответствии со статьей 7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в соответствующий список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) настоящего Закона, осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.

В таблице 7 приложения 18 Закона Республики Коми «О республиканском бюджете Республики Коми на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» установлено распределение субвенций на 2017 год на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда между муниципальными образованиями Республики Коми. Размер этих субвенций на 2017 год составил для МОГО «Ухта» – 14903100руб.

Вместе с тем, по данным администрации МОГО «Ухта» для обеспечения граждан подобной категории правом на получение жилья и реализации такого права, необходимо 154000000руб. (письмо администрации МОГО «Ухта» от <...> г. ....).

Вопрос о выделении администрации МОГО «Ухта» дополнительных средств для защиты прав и законных интересов указанной категории лиц был адресован Главе Республики Коми в письме от <...> г..

Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в соответствующий период.

Приняв во внимание изложенное, и то, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит адресный характер, а реализация данными гражданами права на получении жилья возможна лишь путем предъявления соответствующего заявления, суд считает обоснованным довод представителя административного ответчика о том, что несоблюдение очередности при предоставлении жилых помещений нарушит права и интересы лиц, которые воспользовались данным право ранее взыскателя Носкова Е.М.

Правом на внеочередное обеспечение жилым помещением Носков Е.М. не обладал, решением суда подобное право за ним не признано и не установлено.

В таком случае отсутствие свободных жилых помещений в муниципальном специализированном жилищном фонде, подходящих под условия исполнения судебного акта, и бюджетного финансирования на их приобретение и строительство, свидетельствуют об отсутствии реальной возможности исполнить в установленные сроки исполнительный документ.

Представленные в дело доказательства подтверждают, что неисполнение судебного акта было вызвано объективными обстоятельствами, находящимися вне контроля администрации, с учетом того, что административным истцом была обеспечена необходимая степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.

Ввиду изложенного, административный истец подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора, а решение суда, в силу части 8 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, немедленному исполнению.

Поскольку должнику оспариваемое постановление поступило <...> г., а административный иск о несогласии с ним предъявлен <...> г., десятидневный срок обжалования действий судебного пристава-исполнителя не пропущен.

Руководствуясь статьями 179-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Освободить администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ухта УФССП России по Республике Коми от <...> г. года по исполнительному производству № ....-ИП от <...> г.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий-

Мотивированное решение составлено 19 декабря 2017 года.

Судья- М.О. Никулин

2а-4088/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация МОГО "Ухта"
Ответчики
ОСП
Управление федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми
судебный пристав-исполнитель Мальцева Юлия Юрьевна
Другие
Носков Е.М.
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
23.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
23.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
24.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.12.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
14.12.2017[Адм.] Судебное заседание
19.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее