Дело № 2-1309/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 22 августа 2018 года
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего – судьи Жигаревой Е.А.,
при секретаре Усуровой С.Н.,
с участием истицы Скворцовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скворцовой Татьяны Николаевны к ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения, включении в специальный стаж периодов работы и нахождения на курсах повышения квалификации, назначении досрочной страховой пенсии,
установил:
Скворцова Т.Н. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения, включении в специальный стаж периодов работы и нахождения на курсах повышения квалификации, назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что решением ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа - 30 лет. С решением комиссии она не согласна, так как в спорные периоды осуществляла медицинскую деятельность, а также проходила обучение. Просит признать незаконным решение ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области об отказе в установлении пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы с 01.11.1999 по 02.05.2001 в должности фельдшера по приему и передаче вызовов, нахождении на курсах повышения квалификации с 18.04.2002 по 16.06.2002, с 02.04.2007 по 15.06.2007, с 14.05.2012 по 28.06.2012, признав право на досрочное назначение пенсии, обязать назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения, т.е. с 19.04.2018.
В судебном заседании истица Скворцова Т.Н. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в представленном отзыве просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения истицы, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 20 части 1, частями 2,?3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 г., страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона (60 лет - мужчинам, 55 лет - женщинам), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.
Из материалов дела усматривается, что 19.04.2018 Скворцова Т.Н. обратилась в ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии по основанию, предусмотренному п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», как лицу, не менее 30 лет осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста.
Решением ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области от 19.07.2018 № истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы 30 лет. В стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, ответчиком не включены периоды нахождения Скворцовой Т.Н. на курсах повышения квалификации с 18.04.2002 по 16.06.2002, с 02.04.2007 по 15.06.2007, с 14.05.2012 по 28.06.2012, а также период работы с 01.11.1999 по 02.05.2001 в Шатурской районной станции скорой медицинской помощи в должности фельдшера по приему и передаче вызовов. Специальный стаж истицы пенсионным органом исчислен 27 лет 09 месяцев 03 дня.
Разрешая спор, суд приходит к выводу о незаконности принятого пенсионным органом решения в части включения спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, ввиду следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу п. 5 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Статья 187 ТК РФ гарантирует работнику, направленному работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы, сохранение за ним места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Повышение квалификации является обязательным условием осуществления медицинской деятельности, в связи с чем, периоды такого обучения должны расцениваться как продолжение медицинской деятельности.
Факт нахождения Скворцовой Т.Н. на курсах повышения квалификации в спорные периоды времени подтверждается допустимыми и достоверными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Принимая во внимание, что в указанные периоды за истицей сохранялось место работы и средний заработок, суд считает необходимым спорные периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).
Пунктами 1 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781).
В соответствии с разделом «Наименования должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы в должностях фельдшер, фельдшер-лаборант, старший фельдшер, фельдшер (медицинская сестра) Станции скорой медицинской помощи.
Периоды работы в должности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, как подлежащие зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, не названы.
Кроме того, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 г. № 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации» утверждено Положение о фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, в котором отражены основные обязанности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи. Эти обязанности сводятся к осуществлению информационного взаимодействия с населением, с выездными бригадами, оперативными службами; к осуществлению оперативного руководства всеми выездными бригадами в соответствии с территориально-зональным принципом обслуживания.
Обращаясь с настоящим иском, истица указала, что, работая в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, осуществляла лечебную деятельность в учреждении здравоохранения.
Между тем данные доводы противоречат приведенным выше положениям нормативно-правовых актов Министерства здравоохранения Российской Федерации, согласно которым к обязанностям фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, обеспечивающих централизованный прием обращений (вызовов) населения за скорой медицинской помощью, относится осуществление информационного взаимодействия с населением, с выездными бригадами, оперативными службами, а также осуществление оперативного руководства всеми выездными бригадами в соответствии с территориально-зональным принципом обслуживания.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2006 года № 435 было установлено тождество наименований должностей «фельдшер выездной бригады», «фельдшер скорой помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи» и «фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи» наименованию должности «фельдшер», предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781. В отношении должности «фельдшер по приему и передаче вызовов станции скорой медицинской помощи» такое тождество в установленном законом порядке не устанавливалось.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку в должностные обязанности фельдшера по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи не входит оказание медицинской помощи больным, требования о признании решения ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области незаконным в части отказа в установлении пенсии, возложении обязанности по включению в стаж периода работы с 01.11.1999 по 02.05.2001 фельдшером по приему и передаче вызовов, признании права на досрочное назначение пенсии удовлетворению не подлежат.
При включении оспариваемых периодов нахождения на курсах повышения квалификации, с учетом периода работы, зачтенного в страховой стаж истицы по решению ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области, стаж, дающий ей право на досрочное назначение страховой пенсии, не превышает необходимые 30 лет, в связи с чем, требование о назначении досрочной пенсии с 19.04.2018, то есть со дня ее обращения в пенсионный орган, также не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Скворцовой Татьяны Николаевны удовлетворить частично.
Признать решение ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области от 19.07.2018 № незаконным в части отказа во включении в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 18.04.2002 по 16.06.2002, с 02.04.2007 по 15.06.2007, с 14.05.2012 по 28.06.2012.
Включить Скворцовой Татьяне Николаевне в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 18.04.2002 по 16.06.2002, с 02.04.2007 по 15.06.2007, с 14.05.2012 по 28.06.2012.
В удовлетворении требований о признании решения ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области от 19.07.2018 № незаконным в части отказа в установлении пенсии, возложении обязанности по включению в стаж периода работы с 01.11.1999 по 02.05.2001 фельдшером по приему и передаче вызовов Шатурской районной станции скорой медицинской помощи, признании права на досрочное назначение пенсии и возложении обязанности по ее назначению с 19.04.2018 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Жигарева
Мотивированное решение составлено 24.08.2018
Председательствующий Е.А. Жигарева