Решение от 12.11.2024 по делу № 2-1675/2024 от 18.09.2024

Дело № 2-1675/2024

42RS0001-01-2024-002504-51

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего Гурьяновой В.И.,

при секретаре Семёновой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске

12 ноября 2024 года

гражданское дело по иску Водолазовой Светланы Николаевны к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты. Свои требования мотивировал тем, что жилой дом по адресу: <адрес> принадлежит истцу на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от <дата>. Ранее дом принадлежал матери истца ФИО2. В данном доме семья ФИО2 - ФИО3 проживает с апреля 1991 года.

Согласно заключению АО «Научно-исследовательский институт горной механики и маркшейдерского дела межотраслевой научный центр ВНИМИ» г.Прокопьевск от 12.10.2022 г. /з, дом рекомендован к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахтой «Судженская».

В связи с указанными обстоятельствами, она обратилась в Администрацию Анжеро-Судженского городского округа для включения в список граждан на переселение из ветхого жилья, находящегося на подработанной территории.

На данное обращение администрацией Анжеро-Судженского городского округа дан ответ, в котором было рекомендовано в судебном порядке решить вопрос о включении в списки граждан на переселение из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, в ранее утвержденный проект ликвидации шахты «Судженская» в связи с последней регистрацией в доме в 2004 году.

Считает отказ Администрации Анжеро-Судженского городского округа во включении ее в списки граждан, подлежащих переселению, и лишение права на получение социальной выплаты на приобретение взамен ветхого, ставшего аварийным в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой, незаконным, нарушающим ее жилищные права.

Просит включить Водолазову Светлану Николаевну в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Судженская».

Обязать администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить Водолазовой Светлане Николаевне социальную выплату для приобретения жилья из расчета 33 кв.м., на одного человека, исходя из установленной стоимости квадратного метра жилья на территории Кемеровской области на момент исполнения решения суда.

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержала и пояснила, что ее семья переехала в Анжеро-Судженск из Казахстана в апреле 1991 года, приобрели жилой дома по <адрес> жилой площадью 27,9 кв.м. на семью из 6 человек, поэтому после трудоустройства на <адрес> ей была предоставлена комната в общежитии по <адрес>, принадлежащее данному предприятию. Дом по <адрес> принадлежит ей на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от <дата> после смерти матери ФИО2 Данный дом является единственным местом жительства, другого жилья не имеет. В предоставленной комнате в общежитии она не проживала, отдала ее детям.

Представитель истца Базырина Г.И., допущенная к участию в деле на основании ч.6 ст.53 ГПК РФ, в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, полностью поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Анжеро-Судженского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.

Представители третьих лиц Министерства энергетики РФ, Федерального государственного бюджетного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ», Администрации Правительства Кузбасса, Министерства угольной промышленности Кузбасса в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения спора извещены надлежаще. Представитель Министерства энергетики РФ представил суду письменный отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу:

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст.2 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов указанными документами, в частности, предусмотрено содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Согласно федеральному закону от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи…угля…» финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета.

03.12.1997 года Правительством РФ было принято Постановление № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» (утратившее силу с 01.01.2005 года), которым утверждено Положение и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, которыми предусмотрены, в том числе, затраты, связанные со сносом, реконструкцией… жилищного фонда в связи с ликвидацией шахт. В качестве мероприятий реструктуризации угольной промышленности.

Постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 года № 1026 были внесены изменения и дополнения в указанное выше Постановление, при этом в нем указано, что независимо от объема предоставленных средств господдержки их получатели не освобождаются от ответственности и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ по реализации мероприятий условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан,… в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда…

При этом, Приказом Министерства энергетики РФ от 19 июня 2002г. N 185 утверждено Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, которым в п. 10.5 предусмотрено содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам. В п. 10.5.7 данного Положения указано, что для расчета размера предоставляемой безвозмездной субсидии социальная норма площади жилья принимается в размере 33 кв. метра общей площади для одиноких граждан, 42 кв. метра общей площади – на семью из 2-х человек и 18 кв. метров - на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек, что предусмотрено Указом Президента РФ от 28 апреля 1997г. N 425, согласно которому федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан.

В качестве мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 года № 1523 (утратившим силу с 01.01.2005 года) и постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 (с последующими изменениями), предусмотрены снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п. 8 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, с последующими изменениями и дополнениями, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

На основании Постановления Правительства РФ от 22.12.2023 N 2252 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Постановление Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428 утратило силу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 № 2252 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

Согласно данным Правилам субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации для предоставления субсидий местным бюджетам, в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления шахтерских городов и (или) поселков мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков и в рамках федерального проекта «Реализация программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (реструктуризация угольной промышленности)» государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики».

Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации ежегодно, до 1 марта текущего года, формирует и направляет в Министерство энергетики Российской Федерации заявки на предоставление субсидии из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, согласовывает и утверждает список граждан, подлежащих переселению, составленный на основании утвержденного проекта ликвидации угольной (сланцевой) шахты и разреза, устанавливающий размер социальной выплаты гражданам на приобретение (строительство) жилья взамен ветхого жилья, а также план - прогноз ежемесячного переселения граждан в пределах размера субсидий из федерального бюджета, утвержденный высшим исполнительным органом субъекта.

В целях реализации Постановления № 2252, государственной программы Кемеровской области - Кузбасса «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса», утвержденной постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 12 декабря 2023 года № 816, постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 20 февраля 2024 года № 77 утверждены Правила предоставления и распределения субсидии из бюджета Кемеровской области - Кузбасса бюджетам муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

Настоящие Правила устанавливают порядок, условия предоставления и распределения субсидий из бюджета Кемеровской области - Кузбасса бюджетам муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков вышеуказанных мероприятий.

Согласно ч.9 Приложения №1 к Правилам предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:

рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;

снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;

проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.

Судом установлено, что на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от <дата> Водолазова С.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно справки Филиала № 1 БТИ Анжеро-Судженского городского округа от 22.11.2022 следует, что Водолазовой С.Н. принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно выписки из ЕГРН Водолазова С.Н. имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Иного жилья в собственности истца не имеется.

Водолазова С.Н. зарегистрирована в доме, расположенном по адресу: <адрес> с <дата> по <дата> и с <дата> по настоящее время, что подтверждается сведениями из домовой книги и отметкой в паспортных данных истца, адресной справки.

С <дата> по <дата> была зарегистрированная по <адрес> <адрес>, что следует из справки о регистрации (л.д.18) и сведений в паспорте истца (л.д. 41-43)

Таким образом, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> - это единственное и постоянное место жительство истца. Другого жилья в собственности и пользовании у нее в настоящее время нет.

Ранее дом по <адрес>, принадлежал матери истца ФИО2, умершей <дата>.

Суд, проверяя наличие права на данное жилое помещение, постоянное проживание истца в данном жилом доме на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности исходит из следующего:

Решение о ликвидации АООТ «Шахта «Судженская», было принято внеочередным общим собранием акционеров АООТ «Шахта «Судженская» 18.11.1997.

Рекомендациями СФ ОАО ВНИМИ от 15.07.1999 установлено, что дом по <адрес>, находится на подработанной шахтой территории, отнесен к категории НП (по влиянию подработки сносу не подлежит).

Согласно заключения СФ АО «ВНИМИ» № 292-2/з от <дата> установлено, что в соответствии с горно-графической документацией, а также документацией, предоставленной заказчиком Водолазовой С.Н., была выполнена работа по оценке степени влияния горных работ ликвидированной шахты "Судженская" на техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес>, и даны следующие рекомендации в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005:

1.    Жилой дом по адресу: <адрес> рекомендуется к сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты "Судженская”, ввиду расположения в опасной зоне по выходу провалов, так как нахождение в таких зонах угрожает жизни и здоровью проживающих в них (категория ОЗ).

2.    Жилые дома, подлежащие сносу, не подлежат повторному заселению. После переселения жителей они должны быть разобраны.

Суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность данного заключения, которое отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности, и является одним из доказательств по делу наравне с иными доказательствами. Выводы, сделанные специалистом логичны и обоснованы, подтверждены результатами проведенного исследования, сомнений у суда не вызывают, заключение последовательно в своих выводах.

Таким образом, суд считает установленным, что жилой дом по <адрес>, расположен на горном отводе АООТ "Шахта Судженская", и в результате ведения горных работ пришел в непригодное для проживания состояние и подлежит сносу.

Юридически значимыми обстоятельствами для разрешения спора являются наличие у истца права собственности либо пользования жилым помещением и фактическое проживание в нем на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Как установлено судом и подтверждается собранными по делу доказательствами, истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от <дата>, который СФ АО «ВНИМИ» № 292-2/з от <дата> признан ветхим в результате ведения горных работ на АООТ "Шахта Судженская", непригодным для проживания.

Вместе с тем, социальные выплаты предоставляются не всем гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, а лишь тем, кто отвечает всей совокупности условий, необходимых и достаточных для включения в списки.

Получателями социальной выплаты являются граждане-собственники жилых помещений или наниматели и члены их семей, зарегистрированные вместе с ним в жилом помещении, расположенном в ветхом жилье, ставшим в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности на момент ликвидации шахт.

Указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, которые сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты и предоставления социальной льготы.

В данном случае отсутствует совокупность условий для предоставления истцу социальной выплаты для приобретения жилого помещения, несмотря на то, что Водолазова С.Н. является собственником жилого дома с <дата>, а с 1991 года являлась членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

03.06.2003 истец приобрела в собственность по договору купли-продажи жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> то есть обеспечила себя жилым помещением. Право собственности было зарегистрировано 03.06.2003. В дальнейшем данное имущество было истцом отчуждено 28.04.2007.

Поскольку истец Водолазова С.Н. добровольно, преднамеренно ухудшила свои жилищные условия, прекратив государственную регистрацию права 28.04.2007 на жилой дом, то есть после принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, совершила сделку по отчуждению жилого помещения, суд приходит к выводу об отсутствии нуждаемости истца в государственной социальной помощи в виде предоставления социальной выплаты.

Кроме того, на дату принятия решения о ликвидации АООТ "Шахта Судженская" - 18.11.1997 она не имела регистрации в спорном доме, расположенном по <адрес>. В период с 04.11.1991 по 02.11.2004 имела регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>.

Сам по себе факт проживания без регистрации в жилом помещении, признанном не пригодным для проживания по критериям безопасности в связи с проведением горных работ, не влечет за собой включения в Список граждан, подлежащих переселению, поскольку отсутствует законодательно закрепленная совокупность обстоятельств - проживание, регистрация, нуждаемость.

Несмотря на то, что регистрация граждан по месту жительства носит уведомительный характер, является способом учета граждан в пределах Российской Федерации и не влияет на разрешение вопроса о праве лиц на пользование жилой площадью, в рассматриваемом случае для разрешения спора, связанного с включением в список граждан на переселение и предоставление социальной выплаты взамен жилого помещения признанного ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, одним из юридически значимых обстоятельств является проживание истца в спорном доме на день принятия решения о ликвидации шахты и наличие в нем регистрации.

С учетом обстоятельств, установленных на основании представленных сторонами доказательств, а также норм законодательства, подлежащих применению к данному спору, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.11.2024.

2-1675/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Водолазова Светлана Николаевна
Ответчики
Администрация Анжеро-Судженского городского округа
Другие
Администрация Правительства Кузбасса
Министерство энергетики РФ
Министерство угольной промышленности Кузбасса
ФГБУ "ГУРШ"
Суд
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
Дело на сайте суда
anzhero-sudzhensky.kmr.sudrf.ru
18.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.09.2024Передача материалов судье
19.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2024Подготовка дела (собеседование)
22.10.2024Подготовка дела (собеседование)
22.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2024Судебное заседание
15.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2024Дело оформлено
12.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее