Судья Шевченко И.В. Дело №33а-4275/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 6 июня 2018 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р.,
судей Кураповой З.И., Павловского Е.Г.,
при секретаре Дубровой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Лебедь Фаузии Искандаровны об оспаривании решения государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Шкут В.М. от 14 ноября 2017 г. №90/009/102/2017-3030 о приостановлении государственной регистрации
по апелляционной жалобе представителя Лебедь Фаузии Искандаровны – Головачёва Владимира Даниловича на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 9 февраля 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., пояснения представителя административного истца Головачёва В.Д., судебная коллегия
установила:
Лебедь Ф.И., в лице своего представителя Головачёва В.Д. обратилась в Красногвардейский районный суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мотивируя нарушением прав и законных интересов оспариваемым решением должностного лица.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 9 февраля 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления Лебедь Ф.И. отказано.
В апелляционной жалобе, поданной представителем Лебедь Ф.И. – Головачёвым В.Д. ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что право собственности на земельный участок у заявителя возникло до введения в действие Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым». Право собственности истца на земельный участок подлежит государственной регистрации как ранее учтенного объекта, признанного государством – Российской Федерацией и не требующего дополнительного подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, а также не требующего от истца предоставления дополнительных документов или осуществления дополнительных действий и затрат для признания государством ее права собственности на земельный участок. Государственным регистратором должно было быть вынесено решение о необходимости устранения реестровой ошибки, с направлением сторонам уведомления о принятом решении. По мнению административного истца, независимо от пересечения или не пересечения границ земельных участков, право собственности Лебедь Ф.И., является ее правом собственности, признанным Российской Федерацией и подлежащим регистрации, а для устранения выявленных реестровых ошибок предусмотрена отдельная процедура в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В судебном заседании представитель Лебедь Ф.И. по доверенности от 15 ноября 2015 г.
Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения представителя административного истца Головачёва В.Д., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера нарушение норм материального права.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Суд первой инстанции, отказывая в признании незаконным решения государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Шкут В.М. от 14 ноября 2017 г. о приостановлении государственной регистрации, исходил из того, что в государственном кадастре недвижимости в отношении спорного земельного участка имеются сведения о пересечении границ данного земельного участка с границами иного земельного участка с кадастровым номером №, что является достаточным основанием для приостановления государственной регистрации права на него.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Порядок и основания проведения государственной регистрации, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
Исходя из положений статьи 8 вышеуказанного Закона, в кадастр недвижимости вносятся, основные сведения об объекте недвижимости, к которым относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости; ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), площадь, если объектом недвижимости является земельный участок.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно части 1 и 2 статьи 14 того же Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Одними из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В соответствии с частью 1 статьи 21 вышеназванного Закона, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены статьёй 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Как усматривается из материалов дела, 12 июля 2005 г. на основании распоряжения Красногвардейской районной государственной администрации от 13 мая 2005 г. № 412, Лебедь Ф.И. выдан государственный акт серии № на право собственности на земельный участок площадью 1,6365 га, расположенный на территории <адрес>, целевое назначение (использование) земельного участка – для ведения товарного сельскохозяйственного производства.
29 августа 2016 г. вышеуказанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый №.
1 ноября 2017 г. Лебедь Ф.И. через Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратилась в Государственным комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации прав на объект недвижимости: земельный участок, площадью 16365 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.
На момент обращения в регистрирующий орган, у административного истца возникло право собственности на вышеуказанный земельный участок, о чём свидетельствует государственный акт серии № от 12 июля 2005 г.
Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Шкут В.М. от 14 ноября 2017 г. №90/009/102/2017-3030 Лебедь Ф.И. сообщено о приостановлении осуществления действий по регистрации права собственности в отношении вышеуказанного объекта недвижимости, на основании п. 20 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В связи с тем, что границы земельного участка, о государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка с кадастровым номером №. Для возобновления рассмотрения заявления о государственной регистрации рекомендовано уточнить границы земельного участка.
Как усматривается из ответа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 5 февраля 2018 г. следует, что сведения о правах в отношении земельного участка с кадастровым номером № в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Статьёй 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Вышеуказанная норма является специальной, и те обстоятельства, на которые ссылается административный ответчик в оспариваемом решении, она не содержит.
Учитывая отсутствие сведений о зарегистрированных правах на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости, у Лебедь Ф.И. отсутствуют основания для обращения с заявлением об изменении реестровой ошибки.
Представленные административным истцом на государственную регистрацию документы не содержат координат поворотных точек земельного участка, в связи с чем по указанным документам невозможно установить пересечение границ земельных участков.
Вопреки требования статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком не представлены доказательства наложения границ земельных участков.
При таких обстоятельствах, основания для приостановления государственной регистрации права по указанной в оспариваемом решении причине, у государственного регистратора отсутствовали.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности решения государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Шкут В.М. от 14 ноября 2017 г. о приостановлении государственной регистрации, нельзя признать правильным.
Доводы апелляционной жалобы в части незаконности оспариваемого решения государственного регистратора находят своё подтверждение.
В тоже время, требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости запись о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, не подлежат удовлетворению, поскольку указанный вопрос разрешается регистрирующим органом по результатам рассмотрения представленных документов и является его личной компетенцией, в которую суд не вправе вмешиваться.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения Красногвардейского районного суда Республики Крым от 9 февраля 2018 г. и принятии по делу нового решения о частичном удовлетворении административного искового заявления.
Исходя из того, что административные исковые требования Лебедь Ф.И. частично удовлетворены, в силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, понесенные ею расходы по уплате государственной пошлины подлежат возмещению административным ответчиком.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,
определила:
Апелляционную жалобу представителя Лебедь Фаузии Искандаровны – Головачёва Владимира Даниловича – удовлетворить частично.
Решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 9 февраля 2018 г. – отменить.
Принять по делу новое решение, которым административно исковое заявление Лебедь Фаузии Искандаровны удовлетворить частично.
Признать незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Шкут В.М. от 14 ноября 2017 г. №90/009/102/2017-3030 о приостановлении государственной регистрации.
Возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность рассмотреть заявление Лебедь Фаузии Искандаровны от 1 ноября 2017 г. о государственной регистрации прав на объект недвижимости: земельный участок, площадью 16365 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления – отказать.
Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Лебедь Фаузии Искандаровны уплаченную государственную пошлину в размере 300 (трёхсот) рублей согласно платежному поручению от 10 января 2018 г. N22/1.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи З.И. Курапова
Е.Г. Павловский