УИД 11RS0001-01-2022-000748-48 Дело № 2а-2914/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Мишариной И.С.,
при секретаре Муравьевой Т.С.,
с участием административного истца Борисова О.А., представителя административных ответчиков ФСИН России, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми и заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми Васюхневич А.С.,
рассмотрев 04 мая 2022 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре посредством видеоконференц-связи с ФКУ ИК- 31 УФСИН России по Республике Коми административное дело по административному исковому заявлению Борисова Олега Анатольевича к ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Вологодской области, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания при транспортировке ** ** ** из ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми и обратно ** ** **, из ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми ** ** ** и ** ** **, из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми ** ** **, из ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми ** ** **; о взыскании компенсации за нарушение условий содержания,
установил:
Борисов О.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания при перевозке ** ** ** из ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми и обратно ** ** **, из ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми ** ** ** и ** ** **, из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми ** ** **, из ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми ** ** **; о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в размере 300 000 рублей.
...
Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков ФСИН России, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Вологодской области, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, в качестве заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми.
В судебном заседании административный истец Борисов О.А. настаивал на удовлетворении требований. При этом просил учесть, что вместо ** ** ** просит признать надлежащей дату перевозки из ФКУ ИК-31 в ФКЛПУ Б-18 ** ** **, поскольку спутал дату.
Представитель административных ответчиков ФСИН России, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми и заинтересованного лица УФСИН России по республике Коми Васюхневич А.С. возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы административного дела и оценив в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные сторонами доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования. В течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из материалов дела и установлено судом административный истец Борисов О.А. является осужденным, содержится в настоящее время в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
Так, ** ** ** конвоирование административного истца от ФКУ ИК-31 осуществлялось встречным караулом, назначенным ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми до железнодорожной станции ... в спецавтомобиле ..., в большой камере №..., совместно с ним перевозилось 2 человека. После чего был передан караулу, назначенному ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Вологодской области.
В период с 15 час. 47 мин. до 20. ас. 30 мин. ** ** ** административный истец конвоировался от железнодорожной станции ... до станции ... плановым караулом по железнодорожному маршруту №... ...», которое осуществлялось караулом ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Вологодской области, в спецвагоне, где размещался в большой камере №... всего перевозилось 7 человек.
Затем ** ** ** от станции ... до ... административный истец встречным караулом, назначенным от ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по республике коми, перевозился в спецавтомобиле ... в большой камере №..., совместно с 2 сужденными.
** ** ** от ... до железнодорожной станции ... встречным караулом, назначенным от ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, административный истец перевозился в спецавтомобиле ..., где размещался в камере №..., вместе с ним перевозилось еще 10 человек размещался в большой камере №..., совместно с 4 осужденными.
** ** ** конвоирование административного истца осуществлялось караулом, назначенным ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми в спецвагоне от станции Ухта до станции Микунь, где размещался в большой камере №... где от станции ... до станции ... загрузка камеры не превышала 10 человек, от станции ... до станции ... в большой камере №..., загрузка камеры составляла не более 6 человек.
** ** ** от станции ... до ФКУ ИК-31 административный истец караулом, назначенным ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми конвоировался в специальном автомобиле марки ..., где размещался в большой камере №..., где содержался один.
** ** ** конвоирование административного истца от ФКУ ИК-31 осуществлялось встречным караулом, назначенным ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми до железнодорожной станции Микунь в спецавтомобиле ..., в малой камере №....
** ** ** от железнодорожной станции ... до станции ... плановым караулом, назначенным от ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, административный истец перевозился в спецвагоне в малой камере №... где находился один.
** ** ** от станции Сыктывкар до ФКУ ИК-25 конвоирование административного истца осуществлялось встречным караулом, назначенным ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми в спецавтомобиле марки ..., в большой камере №... совместно с 2 осужденными.
** ** ** административный истец конвоировался из ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Республике Коми до станции Сыктывкар встречным караулом, назначенным ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми в специальном автомобиле марки ..., где размещался в большой камере №... совместно с 7 осужденными.
Затем в это же день ** ** ** от станции ... до станции ... плановым караулом административный истец конвоировался в специальном вагоне в камере малой №..., совместно с 7 осужденными.
** ** ** от станции ... до ФКУ ИК-31 административный истец конвоировался в специальном автомобиле марки ... в камере большой №... совместно с 1 осужденным.
** ** ** из ФКУ ИК-31 до станции ... административный истец встречным караулом конвоировался в специальном автомобиле марки ..., где размещался в камере большой №..., совместно с 2 осужденными.
В тот же день от станции Микунь до станции Сыктывкар плановым караулом, назначенным от ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, административный истец перевозился в спецвагоне в большой камере №... где загрузка камеры не превышала 5 человек.
** ** ** от станции ... до ФКУ Ик-25 конвоирование административного истца осуществлялось встречным караулом, назначенным ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми в спецавтомобиле марки ... в большой камере №... совместно с 3 осужденными.
** ** ** из ФКУ ИК-25 до станции ... конвоирование административного истца осуществлялось встречным караулом, назначенным ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми в спецавтомобиле марки ... в большой камере №... совместно с 3 осужденными.
** ** ** от станции ... до станции ... плановым караулом, назначенным от ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, административный истец перевозился в спецвагоне в большой камере №... где загрузка камеры не превышала 5 человек.
** ** ** от железнодорожной станции ... до ФКУ ИК-31, административный истец перевозился встречным караулом ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми в специальном автомобиле марки ..., где размещался один в большой камере №....
Также установлено, что при отправке органами отправителями административный истец обеспечивался сухими пайками на период этапирования.
В соответствии с ч.ч. 1 и 6 ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные к лишению свободы, направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем. Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с данным Кодексом.
Статьей 12 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закреплено, что порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Такими федеральными органами, в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 и Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248, являются Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации, которые своим приказом от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп утвердили Инструкцию.
Инструкция определяет порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях их экстрадиции, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях (пункт 1).
Частью 3 ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установлено, что при перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия.
Как следует из материалов дела административный истец перевозился на спецавтомобилях, в которых размешался в больших камерах.
Указанные спецавтомобили используемые ФСИН России изготавливаются и сертифицируются в соответствии с требованиями Технического регламента таможенного союза TP ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.
Указанные спецавтомобили, в день перевозок в них административного истца были технически исправны, все системы жизнеобеспечения: освещение, вентиляция, отопление были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов в приеме спецавтомобилей в постовых ведомостях.
Конвоирование спецконтингента в специальных автомобилях осуществлялось в пределах населенных пунктов. Скорость движения спецавтомобилей, в которых размещался административный истец, не превышала 60 км/ч, а на опасных участках дороги, скорость снижалась в соответствие с требованиями знаков дорожного движения, что обеспечивало комфортабельную и безопасную перевозку не только конвоируемых лиц, но и личного состава караула.
Конструкция специальных автомобилей не предусматривает наличие окон, поручней, ремней безопасности, а также мягких полок для сидения в камерах спецавтомобилей. При этом камеры специальных автомобилей оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования. Кроме того, приток свежего воздуха поступает через окна входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционного люка в крыше помещения караула.
Для перевозки осужденных из лиц, содержащихся под стражей,
по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Согласно приказу Минюста России и МВД России от ** ** ** № ... «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел РФ от ** ** ** ... «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» норму размещения конвоируемых лиц в больших камерах специальных вагонов определены 10 человек в большие камеры и до 4 человек в малые.
Конструкция специальных вагонов, в которых конвоировался административный истец внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагонов соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-О3, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 № 12.
Системы жизнеобеспечения специальных вагонов, в которых следовал административный истец, а именно вентиляция, освещение и водоснабжение были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов и записями: проверяющих должностных лиц в путевых ведомостях караулов.
Большая камера специального вагона (размеры: ширина - 163 см, длина - 214 см, высота - 287 см) оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения по 4 человека на каждую из 2 нижних полок, которые можно использовать как спальные места.
Габариты свободного пространства в больших камерах спецвагонов для размещения личных вещей конвоируемых составляют под нижними полками с левой и правой сторон, длина - 214 см, высота - 40 см, ширина - 60 см, объем - 0,51 куб. м., что позволяет использовать пространство для размещения личных вещей.
Нормами действующих нормативных правовых актов и конструктивной особенностью специального вагона не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам индивидуальных спальных мест, а также выдача им постельного белья и матрацев в специальных вагонах, не предусмотрено оборудование скамеек мягким покрытием, поручнями для рук, ограничительными поручнями вдоль спальных мест, накладными лестницами и столов для приема пищи в камерах конвоируемых лиц.
Выдача питьевой воды осуществляется по просьбам конвоируемых лиц без ограничений. Горячая вода для гидратации индивидуального рациона питания предоставляется согласно графику (не менее трех раз в день). В целях соблюдения мер безопасности температура воды составляла около 60°С. Для приготовления горячей воды в специальном вагоне используется стационарный бойлер-нагреватель, оборудованный термодатчиком для поддержания необходимой температуры нагреваемой жидкости и визуальным термометром для проверки ее температуры.
Специальный вагон оборудован системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры.
Общее освещение специального вагона состоит из 8 ламп накаливания мощностью по 40 Ватт каждая. Лампы расположены в коридоре специального вагона напротив камер. Количество осветительных приборов позволяет конвоируемым лицам беспрепятственно читать литературу и писать письма, в том числе и в темное время суток. В коридоре специального вагона имеются застекленные оконные проемы. В самих камерах спецвагонов окон не имеется, от общего коридора с наружными окнами и светильниками отделенными решеткой с решетчатой дверью, образуется единое воздушное пространство.
Оборудование туалета специальных вагонов полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.
Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществлялся согласно пункта 229 Инструкции по первому требованию, в порядке очередности.
Продуктами питания (индивидуальный рацион питания) осужденные и лица, содержащиеся под стражей обеспечиваются органом отправителем, на основании Приказа Минюста России от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся - в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Согласно вышеуказанным нормам, органом отправителем, в случае если предоставление горячей пищи невозможно, конвоируемым лицам выдаются продукты питания, в том числе консервы. Индивидуальный рацион питания комплектуется ложкой и стаканом. При приеме спецконтингента, караулами проверяется наличие продуктов в индивидуальном рационе питания и срок их годности.
Перед отправкой специального вагона в рейс, начальником караула проверяется заправка воды, работоспособность системы вентиляции, освещения, после чего делается пометка в путевой ведомости о принятии специального вагона.
Административный истец был обеспечен органом - отправителем на путь следования индивидуальным рационом питания по установленным нормам. Горячая вода для гидратации индивидуальных рационов питания конвоируемым лицам выдавалась в пути следования в соответствии с требованиями Инструкции, согласно утвержденного графика 3 раза в сутки, а питьевая вода в соответствии с требованиями пункта 175 Инструкции по потребности.
При этом, перед каждой отправкой проводится полная проверка работоспособности систем спецвагона, его материально-техническое и медицинское обеспечение, о чем имеются отметки в путевых ведомостях.
Согласно выписки из амбулаторной карты в отношении административного истца, перед отправкой его состояние здоровья оценивалось медицинскими работниками, которые давали заключения о том, что этапироваться может.
Таким образом, условия перевозки административного истца в спецавтомобилях и спецвагонах в части наполняемости камер, внутреннего оборудования и оснащения помещений, вентиляции, освещения, доступа к туалету, обеспечения горячей и питьевой водой, медицинским обслуживанием соответствуют требованиям действующих нормативных актов, какими либо относимыми доказательствами данные обстоятельства не опровергнуты истцом, с жалобами последний на ненадлежащие условия при перевозке не обращался, в связи с чем суд находит в данной части условия содержания истца надлежащими.
Согласно разъяснению, данному в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №... условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, в том числе отсутствие индивидуального спального места.
С учетом данных разъяснений, а также учитывая, что конвоирование административного истца с ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** (осуществлялось ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми), происходило в ночное время, при этом количество полок для лежания 6, при наполняемости камеры свыше 6 человек, свидетельствует о том, что административный истец был лишен индивидуального места для сна в ночное время, поскольку перевозка осуществлялась более 8 часов в каждом случае.
Принимая во внимание изложенное, с учетом отсутствия доказательств обеспечения Борисова О.А. в период его конвоирования в ночное время в период ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** индивидуальным местом для сна, суд приходит к выводу об отсутствии у Борисова О.А. в период конвоирования возможности для отдыха в ночное время суток на одной из полок камеры спецвагона, в связи с чем, заявленные требования в указанной части признает обоснованными.
С учетом установленного в рамках рассмотрения настоящего дела нарушения условий конвоирования, судебная коллегия полагает, что содержание административного истца в условиях, не соответствующих установленным нормам, повлекло нарушение его прав, гарантированных законом, и само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что в соответствии с приведенными выше правовыми нормами является основанием для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными действий (бездействия) ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по ..., выразившихся в нарушение условий содержания Борисова О.А. при транспортировке, и присуждении компенсации за нарушение условий содержания при конвоировании.
Из анализа действующего законодательства следует, что размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации. Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда.
При определении размера взыскиваемой в пользу Борисова О.А. компенсации суд учитывает конкретные обстоятельства, при которых были допущены нарушения, характер и продолжительность нарушений, возникновение нарушений ввиду объективных обстоятельств, связанных с конструктивными особенностями специального транспорта, отсутствие последствий для административного истца, и с учетом принципов разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания при конвоировании в размере 8000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Борисова Олега Анатольевича к ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Вологодской области, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания при транспортировке ** ** ** из ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми и обратно ** ** **, из ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми ** ** ** и ** ** **, из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми ** ** **, из ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми ** ** **; о взыскании компенсации за нарушение условий содержания, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия (бездействия) ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в нарушение условий содержания Борисова Олега Анатольевича, при транспортировке ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Борисова Олега Анатольевича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 8 000 рублей (восемь тысяч) рублей.
Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на счет Борисова Олега Анатольевича по следующим реквизитам:
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
В удовлетворении требований Борисова Олега Анатольевича к ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Вологодской области, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания, отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Мишарина
Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2022 года.