Дело № 5-19/2018
Постановление
по делу об административном правонарушении
г. Звенигово 21 февраля 2018 года
Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Юпуртышкина С.В., с участием: государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Звениговскому району Егорова А.Е.; лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Торуткина И.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - Торуткина И. Я., <дата> года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, состоящего в браке, иждивенцев не имеющего, работающего главой администрации муниципального образования «Городское поселение Красногорский», привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ,
установил:
Глава администрации муниципального образования «Городское поселение Красногорский» Торуткин И.Я. не обеспечил соблюдение требований по обеспечению безопасности при содержании дорог, при следующих обстоятельствах:
<дата> в 19 часов 10 минут Торуткин И.Я., являясь должностным лицом, ответственным за эксплуатационное состояние улично-дорожной сети, в нарушение требований ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», допустил образование зимней скользкости в виде снежных и ледяных образований (накатов), приводящих к снижению сцепных свойств поверхности дорожного покрытия <адрес>
Таким образом, Торуткин И.Я. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ
В судебном заседании Торуткин И.Я., с выявленными нарушениями частично согласился, объяснял, что им были приняты меры по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, ограниченные лимитами бюджетных обязательств. В бюджете на <дата> на содержание улично-дорожной сети предусмотрено финансирование значительно ниже необходимого, имеется значительная дебиторская задолженность, подтвержденная в том числе судебными актами арбитражного суда. Обращения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования в <дата> результатов не имели. Просит по этим основаниям дело об административном правонарушении прекратить.
Государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Звениговскому району Егоров А.Е. указал, что представленными материалами доказана вина Торуткина И.Я. в несоблюдении требований по содержанию автомобильных дорог.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, за что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом этого правонарушения является безопасность дорожного движения, правила дорожного движения, правила по охране дорог и дорожных сооружений.
Объективная его сторона выражается в нарушении правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов либо в непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог, если пользование данными участками угрожает безопасности дорожного движения.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ подтверждаются следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении <адрес> от <дата>, составленном в отношении главы администрации МО «Городское поселение Красногорский» Торуткина И.Я. по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ;
- рапортом помощника прокурора Ж.Б.Г. от <дата> о том, что в прокуратуру Звениговского района обратился Х.Р.А., который сообщил, что в <адрес> и на других улицах имеется зимняя скользкость, колейность, образование снежного вала, проехать невозможно, пешеходные дорожки не чищены, просит принять меры;
- актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии дороги с приобщенной к нему фототаблицей, согласно которому <дата> в 19 часов 10 минут государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Звениговскому району на улицах в <адрес> установлено наличие зимней скользкости в виде снежных и ледяных образований (накатов), приводящих к снижению сцепных свойств поверхности дорожного покрытия, не обработанной противогололедными материалами. В акте отражено о том, что информация о несоответствии эксплуатационного состояния дороги предъявляемым требованиям в 19 часов 15 минут передана главе администрация МО «Городское поселение Красногорский» Торуткину И.Я.;
- актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги с приобщенной к нему фототаблицей, из которого следует, что <дата> при повторном осмотре в 01 часов 15 минут государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Звениговскому району на улицах в <адрес> зафиксировано непринятие ответственным лицом мер к своевременной очистке проезжей части от снежного и ледяного наката (скользкости);
- письменным объяснением начальника Звениговского участка Волжского филиала АО «<.....>» Ф.С.В. от <дата>, согласно которому последний раз обработку песчано-соляной смесью по заявке администрации производили <дата> заявки на обработку улично-дорожной сети <адрес> не поступала, в связи с этим машины не отправляли;
- объяснением главы администрации МО «Городское поселение Красногорский» Торуткина И.Я. от <дата>, согласно которому выявленные нарушения им не оспариваются, указал, что техники для своевременной очистки и обработки не хватает, лимиты на финансирование по содержанию дорог исчерпаны в <дата>, необходимо <.....> для содержания дорог, однако было выделено <.....>, что недостаточно. Администрация неоднократно обращалась в финансовый отдел Звениговского района для выделения дополнительных бюджетных средств для надлежащего содержания улично-дорожной сети, в связи с чем у администрации МО «Городское поселение Красногорский» имеется кредиторская задолженность по уборке дорог от снега в порядке <.....>
- договором об оказании услуг средствами механизации по расчистке от снега и обработки проезжей части автодорог администрации МО «Городское поселение Красногорский» от <дата>, договором на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети в МО «Городское поселение Красногорский» от <дата>, решением Собрания депутатов муниципального образования «Городское поселение Красногорский» Республики Марий Эл 3-го созыва № от <дата>, главой администрации МО «Городское поселение Красногорский» назначен Торуткин И.Я. и иными материалами дела.
Совокупность собранных и исследованных в судебном заседании доказательств является достаточной для установления всех обстоятельств, предусмотренных ст. 26.1 КоАП РФ, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.
Так, в силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Основные положения), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из положений приведенных норм и пункта 13 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В силу статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
Под безопасностью дорожного движения в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" понимается состояние данного процесса, отражающего степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Содержание и ремонт автомобильных дорог должны соответствовать установленным правилам, нормативам и стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», содержание автомобильных дорог предполагает комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Все требования указанного государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями и лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Как следует из пункта 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93, нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки автомобильных дорог с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик установлен в часах и составляет 4 - 6 часов.
В соответствии с таблицей № 4 ГОСТ Р 50597-93, нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для группы дорог и улиц А составляет 4 часа, Б - 5 часов и В - 6 часов.
Согласно примечанию к таблице 4 ГОСТ Р 50597-93 нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 16 июня 2003 года № ОС-548-р утверждено Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах (далее - Руководство), которое устанавливает также основные требования по организации, технологии работ при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, обеспечению условий безопасности дорожного движения в зимний период, предписывающие соблюдать указанные выше нормы ГОСТ Р 50597-93.
Исходя из пункта 2.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденного распоряжением Минтранса Российской Федерации от 16.06.2003 N ОС-548-р, все виды снежно-ледяных отложений, образующихся на дорожном покрытии, по внешним признакам подразделяют на рыхлый снег, снежный накат, стекловидный лед. Снежный накат, как вид зимней скользкости, представляет собой слой снега, уплотненного колесами проходящего автотранспорта. Он может иметь различную толщину - от нескольких миллиметров до нескольких десятков миллиметров - и плотность от 0,3 до 0,6 г/куб. см. Коэффициент сцепления шин с поверхностью снежного наката составляет от 0,1 до 0,25.
В случае образования снежного наката его ликвидируют следующим образом. Сначала распределяют химические противогололедные материалы по поверхности вновь образовавшегося наката согласно установленным нормам для данного вида скользкости (таблицы 4.1, 4.2 Руководства). После распределения ПГМ необходимо сделать выдержку до тех пор, пока отложения, вследствие частичного их плавления химическими ПГМ, не разрыхлятся в результате воздействия колес автомобилей. Образовавшаяся разрыхленная масса должна быть незамедлительно убрана с проезжей части дороги (пункт 4.4.3 Руководства).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Уставу муниципального образования «Городское поселение Красногорский» содержание и строительство дорог общего пользования в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения муниципального образования.
Поскольку в силу положений Устава глава администрации поселения руководит деятельностью администрации поселения, ответственность за допущенное нарушение несет Торуткин И.Я., являющийся главой администрации муниципального образования «Городское поселение Красногорский».
Таким образом, в ходе административного расследования должностным лицом правильно установлено, что лицом, наделенным полномочиями в области дорожного движения, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта <адрес>, в том числе по содержанию дороги по <адрес>, является глава администрация МО «Городское поселение Красногорский» Торуткин И.Я.
Установленная <дата> в период времени с 19 часов 10 минут до <дата> 01 часа 15 минут на <адрес> на проезжих частях зимняя скользкость в виде снежного и ледяного наката, не обработанной противогололедными материалами, свидетельствует о нарушении главой администрацией МО «Городское поселение Красногорский» Торуткиным И.Я. требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения при зимнем содержании автомобильной дороги.
В связи с этим, действия главы администрации МО «Городское поселение Красногорский» Торуткина И.Я., правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Вместе с тем, имеются основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи со следующим.
Так, ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ установлено, что в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Согласно представленным материалам, глава администрации МО «Городское поселение Красногорский» в <дата> обращался главе администрации МО «Звениговский муниципальный район», начальнику финансового отдела администрации МО «Звениговский муниципальный район» с просьбой включить в План бюджетного финансирования по МО «Городское поселение Красногорский» денежные средства на <дата> содержание улично-дорожной сети (уборка снега, уборка стихийных свалок) в размере <.....>, однако Решением Собрания депутатов «О бюджете муниципального образования «Городское поселение Красногорский» на <дата> №, распределены бюджетные ассигнования по разделам, в частности на мероприятия в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в размере <.....> на содержание улично-дорожной сети в границах городских округов и поселений в рамках благоустройства в размере <.....>, что объективно подтверждается письмом главы администрации МО «Городское поселение Красногорский» Торуткина И.Я. от <дата>, приложением № к Решению Собрания депутатов «О бюджете муниципального образования «Городское поселение Красногорский» на <дата>. В <дата> выполнено работ по очистке улиц поселения от снега на сумму <.....>, которые не были оплачены в текущем месяце. В <дата> оплачено <.....>
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении главы администрации МО «Городское поселение Красногорский» Торуткина И.Я. подлежит прекращению на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,
постановил:
прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации МО «Городское поселение Красногорский» Торуткина И. Я. по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ по основанию, предусмотренному ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
О принятом решении уведомить заинтересованных лиц, направить им копии постановления.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С.В. Юпуртышкина