Дело № 2-618/2017
Принято в окончательной форме: 28.04.2017.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2017 года ЗАТО г.Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Моховой Т.А.,
при секретаре Шагаровой Д.В.,
с участием представителя истца Бальон В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рогачевой Марины Михайловны и Рогачева Евгения Михайловича, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетней Рогачевой Александры Евгеньевны, к Администрации ЗАТО г. Североморск о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Рогачева М.М. и Рогачев Е.М., действуя также в интересах несовершеннолетней дочери Рогачевой А.Е., *** года рождения, обратились в суд с иском к администрации ЗАТО г.Североморск о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указано, что постановлением Администрации ЗАТО г.Североморск от 24.09.2015 № 938 Рогачеву Е.М., Рогачевой М.М. и несовершеннолетней Рогачевой А.Е. предоставлена 10.10.2015 по договору найма служебного жилого помещения № 826 квартира по адресу: ***. Постановлением администрации ЗАТО г.Североморск от 25.12.2015 № 1340 Рогачева М.М. и несовершеннолетняя Рогачева А.Е. приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Ссылаясь на положения частей 1 и 2 статьи 49, частей 1 и 2 статьи 50 Жилищного кодекса РФ, просили обязать Администрацию МО ЗАТО г.Североморск предоставить Рогачеву Е.М., Рогачевой М.М. и несовершеннолетней Рогачевой А.Е. жилое помещение по договору социального найма жилого помещения на состав семьи из трех человек, площадью не менее установленных норм.
В судебное заседание истцы не прибыли, извещены надлежащим образом. Представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие сторон. Ранее в судебном заседании 04.04.2017 Рогачев Е.М., представляющий также интересы несовершеннолетней Рогачевой А.Е. заявленные требования поддержал по доводам иска, дополнительно указав, что в 2013 году устроился на работу в ***, в связи с чем в 2015 году по его заявлению семье было предоставлено жилое помещение по адресу: *** В 2015 году его супруга, действуя от своего имени и имени дочери, подала документы в администрацию ЗАТО г.Североморск о признании малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Он на тот момент не мог быть признан нуждающимся в получении жилого помещения, потому что не прошел пятилетний срок с момента продажи приватизированной квартиры по адресу: ***. В марте 2016 года он уволился из МКУ Муниципальное имущество, в связи с чем, в феврале 2017 года КИО администрации ЗАТО г.Североморск обратился в суд с иском о признании его утратившим права пользования служебным жилым помещением по адресу: *** и выселении, который удовлетворен решением от 16.03.2017. Полагал, что при наличии решения суда о выселении, он и члены его семьи имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Представители ответчика – администрации ЗАТО г.Североморск Клапоцкая А.А. и Бальон В.Д. в судебных заседаниях возражал против заявленных исковых требований, по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, полагая, что отсутствует спор между истцами и ответчиком.
Представитель ответчика Клапоцкая А.А. в судебном заседании 04.04.2017 указала, что 09.12.2016 Рогачева М.М. обратилась в администрацию ЗАТО г.Североморск по вопросу предоставления ей жилого помещения по договору социального найма, на состав семьи из двух человек (на нее и дочь – Рогачеву Е.А.). По результатам рассмотрения ее заявления и представленных документов вынесено постановление Администрации от 25.12.2015 № 1340 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма». Впоследствии, 24.03.2017 в администрацию ЗАТО г. Североморск поступило новое заявление от Рогачевой М.М., в котором она просит внести изменения в ранее вынесенное постановление администрации и поставить ее на очередь в составе семьи не двух, а трех человек, в том числе и мужа – Рогачева Е.М., который ранее ухудшил свои жилищные условия, а в марте 2017 года истекает 5-ти летний срок, в течении которого он не имел права на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях. Данное заявление находится на стадии рассмотрения, срок принятия решения не истек.
В судебном заседании 25.04.2017 представитель истца и 3 лица Бальон В.Д. указал, что в соответствии с постановлением администрации ЗАТО г.Североморск от 19.04.2017 № 604 «О предоставлении жилого помещения», Рогачевой М.М. на состав семьи 3 человека (в том числе на супруга Рогачева Е.М. и дочь Рогачеву А.Е.) предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 46,0 кв.м., расположенная по адресу: ***, о чем Рогачева М.М. уведомлена 20.04.2017. За выпиской из постановления, необходимой для оформлением договора социального найма, Рогачева М.М. не явилась, об уважительности причин неявки не сообщила. Спор между сторонами отсутствует.
Управление образования ЗАТО г.Североморск, являясь уполномоченным органом по исполнению отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, представило заключение по иску, в котором полагало возможным удовлетворить исковые требования при наличии оснований, а также просило о рассмотрении дела без участия представителя.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно части 2 этой же статьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. При этом, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 3, 4 статьи 52 ЖК РФ).
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и ведения данного учета определен Законом Мурманской области от 07.07.2005 № 646-01-ЗМО (ред. от 29.12.2016) «О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» (принят Мурманской областной Думой 01.07.2005).
Согласно статьи 1 указанного Закона № 646-01-ЗМО, жилые помещения муниципального жилищного фонда (далее – жилые помещения) по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее – учет) в соответствии со статьями 4, 6, 7 настоящего Закона.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, учетная норма площади жилого помещения устанавливаются представительными органами муниципальных районов, городских округов и городских поселений.
На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане Российской Федерации при наличии следующих оснований: постоянное или преимущественное проживание в данном городском округе, городском (сельском) поселении; признание нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; признание малоимущими и (или) наличие права состоять на учете по иным основаниям (п.1 ст. 4 Закона № 646-01-ЗМО).
Таким образом, законом субъекта РФ установлена обязанность органа местного самоуправления предоставлять по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда определенным категориям граждан.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона № 646-01-ЗМО, в целях настоящего Закона граждане признаются малоимущими уполномоченным органом с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, определяемых согласно приложению к настоящему Закону.
Размер дохода и стоимость имущества для признания граждан малоимущими устанавливаются представительными органами муниципальных районов, городских округов и городских поселений.
Установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, относится к компетенции органов государственной власти субъекта РФ (пункты 3 и 7 статьи 13 ЖК РФ).
Законом Мурманской области от 07.07.2005 № 646-01-ЗМО «О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» установлен порядок принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма граждан, в соответствии с которым малоимущие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма и поставлены на соответствующий учет.
Решением Совета депутатов ЗАТО г.Североморск № 90 от 22.03.2016 «Об установлении размера среднемесячного дохода и стоимости налогооблагаемого имущества для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма в ЗАТО г.Североморск, установлен размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в размере 18 184 рубля, а также размер стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи из расчета на одного человека – 497 000 рублей.
Для подтверждения статуса малоимущих, граждане, подавшие заявление о принятии на учет, предоставляют документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за двенадцать месяцев, предшествующих подачи заявления о принятии на учет.
Решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 27.02.2006 № 123 установлена учетная норма в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи в целях принятия граждан на учет, в качестве нуждающихся в жилых помещения.
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом установлено, что истец Рогачева М.М. на основании постановления Администрации ЗАТО г.Североморск № 1340 от 25.12.2015 принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма на состав семьи из двух человек (с том числе несовершеннолетнюю дочь Рогачеву А.Е. ).
Родителями Рогачевой А.Е., *** г.р., являются мать – Рогачева М.М., отец – Рогачев Е.М. (свидетельство о рождении ***
24.03.2017 Рогачева М.М. вновь обратилась в Администрацию ЗАТО г.Североморск с заявлением о внесении изменений в вышеуказанное постановление и признании за ней право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма составом семьи из 3 человек (в том числе супруга Рогачева Е.М.).
Согласно пункта 2.4.1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО г. Североморск от 24.02.2014 № 131 решение о постановке заявителя на учет принимается администрацией на основании предоставленных в соответствии с пунктом 2.6.1 документов не позднее чем через тридцать дней со дня представления указанных документов в Отдел.
По результатам рассмотрения заявления Рогачевой М.М. от 24.03.2017 на основании Постановления администрации ЗАТО г.Североморск от 19.04.2017 № 604 «О предоставлении жилого помещения», Рогачевой М.М. на состав семьи 3 человека (в том числе на супруга Рогачева Е.М. и дочь Рогачеву А.Е.) предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 46,0 кв.м., расположенная по адресу: ***
Представитель ответчика предоставил суду информацию, что истец Рогачева М.М. уведомлена и принятом решении 20.04.2017 сотрудниками отдела по распределению жилой площади и переселению администрации ЗАТО г.Североморск по телефону, ей также сообщено о процедуре заключения договора социального найма жилого помещения в отношении предоставленного ей жилого помещения.
Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств суд усматривает, что в процессе рассмотрения спора в суде требования истцов о предоставлении Рогачеву Е.М., Рогачевой М.М. и несовершеннолетней Рогачевой А.Е. жилого помещение по договору социального найма на состав семьи из трех человек выполнено в соответствии с установленным порядком, семье Рогачевых предоставлено жилое помещение по адресу: *** соответствующее установленным законодательством нормам.
Таким образом, Администрация ЗАТО г.Североморск в установленном нормативными правовыми актами порядке рассмотрела заявление Рогачевой М.М., вынесла постановление о предоставлении жилого помещения на состав семьи 3 человек; предмет спора между сторонами отсутствует. Оснований для возложения на Администрацию ЗАТО г.Североморск дополнительных обязанностей не имеется. Истцами каких-либо еще доводов относительно заявленных требований не приведено.
Учитывая изложенное, суд отказывает в удовлетворении исковых требований истцам в полном объеме.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56-57, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Рогачевой Марины Михайловны и Рогачева Евгения Михайловича, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетней Рогачевой Александры Евгеньевны, к Администрации ЗАТО г. Североморск о о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма, - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманской областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Мохова