Решение по делу № 33-8100/2024 от 07.08.2024

Судья Замотринская П.А. дело № 33-8100/2024

(2-1560/2024)

УИД 64RS0047-01-2024-001941-13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 августа 2024 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Крапивина А.А.,

судей Сугробовой К.Н., Московских Н.Г.,

при ведении протокола помощником судьи Мартемьяновой Т.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вольского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах Полякова В.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 15 мая 2024 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Крапивина А.А., объяснения представителя ответчика Никифоровой Н.А., поддержавшей доводы жалобы, представителя процессуального истца - прокурора Новопольцевой Ж.Б., возражавшей по доводам жалобы и полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Вольский межрайонный прокурор Саратовской области в интересах Полякова В.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (далее по тексту - ОСФР по Саратовской области) и просил обеспечить Полякова В.А. техническими средствами реабилитации - <данные изъяты>), а также взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Требования мотивированы тем, что Вольской межрайонной прокуратурой Саратовской области проведена проверка по вопросу обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации, в ходе которой установлено, что Поляков В.А. является <данные изъяты>. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от <дата> ему рекомендованы технические средства реабилитации: <данные изъяты>

Однако, истец данными средствами реабилитации не обеспечен, в связи с чем, ему причинены нравственные страдания, связанные с невозможностью нормального существования.

Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 15 мая 2024 года исковые требования удовлетворены частично, на ОСФР по Саратовской области возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Полякова В.А. техническими средствами реабилитации: <данные изъяты> С ОСФР по Саратовской области в пользу Полякова В.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 3 000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Саратовской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске, в обоснование доводов жалобы ссылается на обстоятельства, аналогичные изложенным в возражениях на исковое заявление. Считает, что ответчиком принимались все необходимые меры, направленные на обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.

Материальный истец Поляков В.А., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство). В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливает гарантии социальной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. ст. 2 и 7).

В Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан), согласно ст. 4 которого охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ч. 2 ст. 19 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан).

В ст. 29 поименованного закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан, в частности организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1).

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Поляков В.А., <дата> года рождения, является <данные изъяты>.

В соответствии с индивидуальными программами реабилитации от 06 июня 2023 года и от 31 октября 2023 года Полякову В.А. рекомендованы технические средства реабилитации: сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией, слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности, вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата).

В целях обеспечения инвалида слуховым аппаратом цифровым заушным средней мощности ОСФР по Саратовской области заключило государственный контракт от 27 февраля 2024 года и выдало направление на получение ТСР от 28 февраля 2024 года. В целях обеспечения инвалида вкладышем ушным индивидуального изготовления и сигнализатором звука цифровым с вибрационной и световой индикацией ОСФР по Саратовской области проводились запросы ценовых предложений, однако ценовые предложения от потенциальных поставщиков не поступали.

Необходимыми средствами реабилитации Поляков В.А. в установленный законом срок не обеспечен, доказательств обеспечения ими в период с 17 августа 2023 года по день вынесения решения суда первой инстанции предоставлено не было.

Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) и Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (далее по тексту - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации) и возлагая на ответчика обязанность обеспечить инвалида техническими средством реабилитации, суд первой инстанции исходил из того, что Поляков В.А., имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, не был своевременно ими обеспечен. При этом суд первой инстанции отметил, что реализация права на обеспечение техническими средствами реабилитации не ставится в зависимость от обстоятельств, на которые указывает ОСФР по Саратовской области. Установив, что ОСФР по Саратовской области были нарушены права инвалида по своевременному обеспечению его средствами реабилитации, суд первой инстанции также взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возложении обязанности на ОСФР по Саратовской области обеспечить Полякова В.А. техническими средствами реабилитации и взысканным размером компенсации морального вреда по следующим основаниям.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч. ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абз. 2 п. 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В подп. «а» п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абз. 1 п. 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абз. 1 п. 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В п. 15 (1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в п. 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им утвержденных данным Порядком документов. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в пп. «б» п. 5 данного порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (п.п. 5, 6, 7 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).

Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.

Вместе с тем нормы права не возлагают на инвалида обязанности по приобретению технических средств реабилитации. Самостоятельное приобретение инвалидами технических средств реабилитации с последующей компенсацией их стоимости, является правом, а не обязанностью инвалида.

Определяя размер подлежащей взысканию с ОСФР по Саратовской области в пользу Полякова В.А. в связи длительным не исполнением ответчиком обязанности по обеспечению истца средствами реабилитации компенсации морального вреда в размере 3 000 рублей, суд первой инстанции указал, что учитывает объем и характер причиненных истцу нравственных и физических страданий, степень вины причинителя вреда, требования разумности и справедливости, с чем соглашается судебная коллегия.

Доводы ответчика, что нормативными актами, регулирующими спорные правоотношения, не предусмотрено взыскание компенсации морального вреда за нарушение прав инвалидов в указанной части, судебной коллегией отклоняются, равно как и доводы об отсутствии доказательств нарушения личных неимущественных прав истца.

Прокурор, обращаясь в суд в интересах Полякова В.А. с требованием о компенсации морального вреда, ссылался на длительное неисполнения ответчиком обязанности по обеспечению инвалида средствами реабилитации и нарушение в связи с данными обстоятельствами личных неимущественных прав истца как инвалида.

Так ст. 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч. 1 ст. 151 ГК РФ).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ч. 2 ст. 151 ГК РФ).

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, в частности право на уважение родственных и семейных связей) (абз. 3 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В ст. 151 ГК РФ закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация.

Согласно ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

В ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Из материалов дела следует, что истец на основании заявления поставлен на учет в ОСФР по Саратовской области в качестве нуждающегося в обеспечении техническими средствами реабилитации, однако длительное время не был обеспечен данными средствами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, в связи с чем испытывает нравственные страдания, поскольку бездействие сотрудников ОСФР нарушает права инвалида на своевременное и полное обеспечение необходимыми для повседневной жизни техническими средствами реабилитации.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств дела и положениями действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что на момент вынесения решения судом первой инстанции истец техническими средствами реабилитации не был обеспечен, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы ответчика, которые основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и фактических обстоятельствах по настоящему гражданскому делу, всесторонне, полно и объективно исследованных судом.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено. При таком положении оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 15 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05 сентября 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-8100/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Поляков Владимир Александрович
Вольская межрайонная прокуратура
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Крапивин А.А.
Дело на странице суда
oblsud.sar.sudrf.ru
08.08.2024Передача дела судье
29.08.2024Судебное заседание
13.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2024Передано в экспедицию
29.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее