ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-6860/2019
г.Уфа 01 апреля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Кривцовой О.Ю.,
судей Куловой Г.Р. и Мурзаковой Р.Ф.,
при секретаре Рахматуллине И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Коннова Е.Ю. к ФСИН России, Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о признании незаконным решения комиссии и возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по апелляционной жалобе Коннова Е.Ю. на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 16 января 2019 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., объяснения Коннова Е.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя УФСИН России по Республике Башкортостан Глушковой Г.Ф., судебная коллегия
установила:
Коннов Е.Ю. обратился в суд с административным иском к ФСИН России о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от дата, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В обоснование иска указал, что Коннов Е.Ю. проходил службу в системе ФСИН России в должности заместителя начальника ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Республике Башкортостан. дата истец обратился с рапортом в территориальную подкомиссию ГУФСИН России по Республике Башкортостан для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. дата на заседании территориальной подкомиссии было вынесено постановление о направлении документов в комиссию ФСИН России для принятия истца на учет для получения единовременной социальной выплаты. дата решением (протокол №...) комиссии ФСИН России в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты отказано, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного человека семьи более 15 кв.м. С решением комиссии истец не согласен, поскольку в указанной квартире, которая принадлежит на праве собственности его матери Конновой А.Н., он только зарегистрирован, но не проживает, членом ее семьи не является.
Истец просил суд признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения от дата протокол №..., обязав ФСИН России поставить Коннова Е.Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения с момента обращения.
Одновременно с подачей административного искового заявления Коннов Е.Ю. обратился в суд с заявлением о восстановлении срока для обжалования решения комиссии ФСИН России от дата, поскольку об оспариваемом решении узнал дата.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена - Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты, в качестве заинтересованного лица - УФСИН России по Республике Башкортостан и территориальная подкомиссия УФСИН России по Республике Башкортостан по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 16 января 2019 года постановлено:
в удовлетворении административных исковых требований Коннова Е.Ю. к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о признании незаконным решения комиссии и возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отказать.
В апелляционной жалобе Коннов Е.В. просит решение отменить, считает его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам иска.
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №283-ФЗ).
Согласно статьей 4 Федерального закона №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник органов уголовно-исполнительной системы, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата) (часть 1 статьи 4).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1. Не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2. Является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м;
3. Проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4. Является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5. Проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6. Проживает в общежитии;
7. Проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (часть 3 статьи 4).
В силу части 5 статьи 4 Федерального закона №283-ФЗ, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона №283-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие указанного закона, если иное не установлено отдельными положениями закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);
3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года №369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года №496 утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты (действовавший на момент подачи Конновым Е.Ю. заявления (рапорта) для принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, в настоящее время признан утратившим силу приказом ФСИН России от 16 октября 2014 года №550).
На основании пункта 7 Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Судом установлено, что Коннов Е.Ю. проходил службу в уголовно-исполнительной системе с октября 1996 года.
По состоянию на дата общая продолжительность службы для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам УИС составила 22 года 02 месяца 07 дней (л.д.20).
Коннов Е.Ю., подполковник внутренней службы, заместитель начальника следственного изолятора ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Республике Башкортостан, обратился в территориальную подкомиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений единовременной социальной выплаты с заявлением (рапортом) о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты дата с составом семьи 1 человек (л.д.18-19).
Согласно справки (л.д.16) документы Коннова Е.Ю., необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения приняты секретарем подкомиссии дата.
Из представленных документов следует, что Коннов Е.Ю. зарегистрирован в квартире по адресу адрес, собственником которой является Коннова А.Н. - мать заявителя (л.д.42, 52, 64), общая площадь занимаемой квартиры составляет 51,2 кв.м (л.д.43, 52), брак с супругой Конновой Ю.Л. расторгнут (л.д.65).
Ранее ни Коннову Е.Ю., ни членам его семьи единовременная социальная выплата в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялась. В настоящее время Коннов Е.Ю. и члены его семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют, что следует из текста заявления (рапорта Коннова Е.Ю., л.д.18).
На основании решения заседания территориальной подкомиссии УФСИН России по Республике Башкортостан, оформленного протоколом от дата №..., заявление (рапорт) Коннова Е.Ю. и приложенные к нему документы были направлены во ФСИН России для рассмотрения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
При этом решением территориальной подкомиссии (л.д.17) установлено, что Коннов Е.Ю. имеет выслугу лет в календарном исчислении по состоянию на дата - более 22 лет. Имеет состав семьи - 1 человек - Коннов Е.Ю. Зарегистрирован и проживает с дата в однокомнатной квартире по адресу адрес, общей площадью 51.2 кв.м. Квартира принадлежит на праве собственности матери сотрудника с дата. Ранее Коннов Е.Ю. с дата по дата был зарегистрирован в квартире по адресу адрес, общей площадью 163,4 кв.м, проданной ими в дата, где всего было зарегистрировано 4 человека. Других жилых помещений в собственности или занимаемых по договорам социального найма на территории Российской Федерации Коннов Е.Ю. не имеет. Ранее социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения Коннову Е.Ю. не предоставлялась.
С учетом предоставленных документов, дата Комиссией ФСИН России по заявлению (рапорту) Коннова Е.Ю. принято решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
О принятом решении комиссией ФСИН России Коннов Е.Ю. в установленные сроки уведомлен не был. Из объяснений Коннова Е.Ю. следует, что о принятом решении ему стало известно дата. Коннов Е.Ю. в суд с административным исковым заявлением обратился дата.
Доказательств обратного представителем административного ответчика не предоставлено.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что процессуальный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением Конновым Е.Ю. не пропущен.
Пунктами 10.1 и 10.2 Порядка на Территориальные комиссии возлагались функции по проверке представленных документов для получения единовременной социальной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления, с правом при выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращения их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Таким образом, законодатель четко определил предмет проверки - проверка представленных документов для получения единовременной социальной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления, но не проверка документов на предмет их достаточности, достоверности и объективности для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Сторонами не оспаривается, что представленные Конновым Е.Ю. документы соответствовали перечню, предусмотренному Правилами, замечания к установленному порядку их оформления отсутствовали. В то же время, обязанность предоставления всех необходимых документов, подтверждающих право сотрудника на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, возлагается именно на сотрудника (заявителя). При этом ни на ФСИН России, ни на его территориальные органы не возложена обязанность и не предоставлено право запрашивать документы для постановки граждан на такой учет.
Как следует из пункта 5 Правил и с учетом утвержденного ФСИН России Порядка, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в Территориальную подкомиссию заявление, в котором указывает сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывает, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Комиссия ФСИН России принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из оснований, предусмотренных частью 3 статьи 4 Федерального закона №283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих оснований.
При этом, наличие оснований для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией исходя из приложенных к заявлению (рапорту) сотрудника документов, перечисленных в пункте 5 Правил, с учетом положений части 8 статьи 4 Федерального закона №283-ФЗ и пункта 12 Правил, согласно которым сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение ЕСВ не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Материалами дела установлено, что дата Коннов Е.Ю. получил выписку из протокола №... от дата комиссии УФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях уголовно - исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Комиссии ФСИН России, оформленным протоколом от дата №..., Коннову Е.Ю. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения, статья 31 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также в рамках рассмотрения пункта 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата №..., заявитель не представил информацию (выписки из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости имущества, предоставленные всеми территориальными Управлениями Росреестра) на детей, таким образом, отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий членами семьи заявителя.
Доводы истца о том, что ответчику предоставлен полный пакет документов, установленный действующим законодательством, опровергается материалами дела.
В ходе заседания Комиссией ФСИН России были изучены представленные документы с мест жительства истца и членов его семьи.
Заявленный истцом в заявлении (рапорте) от дата состав семьи 1 человек: заявитель.
Однако, согласно послужному списку у заявителя есть дети от предыдущего брака: Коннова П.Е., дата года рождения, Коннова Е.Е., дата года рождения.
Документы на детей не представлены, в том числе выписки из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, предоставленные всеми территориальными Управлениями Росреестра.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Коннова Е.Ю., в связи с отсутсвием основанием.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Доводы истца о том, что дети не входят в состав его семьи, так как проживают с его бывшей супругой, что исключает его обязанность предоставления на детей документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, не соответствует действующему законодательству, в том числе части 2 статьи 1 Федерального закона №283-ФЗ.
При этом, из предоставленных комиссией ФСИН России материалов жилищного дела следует, что с рапортом Коннова Е.Ю. от дата соответствующие документы на рассмотрение комиссии ФСИН представлены не были.
Каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность получения указанных выше документов, предусмотренных пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от дата №..., Коннов Е.Ю. на рассмотрение комиссии ФСИН не представил.
Согласно подпункту «и» пункта 5 Правил к рапорту о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудником должны быть представлены документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
Подпункт «и» пункта 5 Правил не содержит перечень (наименование) конкретных документов, подтверждающих наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений. Установленная формулировка «документы...» предполагает представление заявителем любых документов, достаточных для объективного и однозначного установления факта наличия (отсутствия) в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений, а также не совершения ими действий, связанных с ухудшением жилищных условий и подтверждающих право на принятие на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Таким образом, несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Согласно протоколу заседания комиссии УФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от дата, истцу было отказано в постановке на учет в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более 15 кв.м на одного члена семьи.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Согласно материалам дела, истец был вселен в принадлежащую его матери квартиру №... общей площадью 51,2 кв.м, расположенную по адресу: адрес. Таким образом, на каждого члена семьи приходится 25,6 кв.м общей площади.
Коннов Е.Ю. проживает и пользуется этим жилым помещением без заключения какого-либо соглашения с собственником, определяющего их права иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации. Иных документов в комиссию ФСИН России предоставлено не было.
Из содержания положений пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона №283-ФЗ во взаимосвязи с пунктами 11 Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
При таких обстоятельствах, площадь данной квартиры обоснованно учтена ответчиком при разрешении вопроса об определении уровня обеспеченности жилой площадью.
Доводы жалобы о том, что достаточность документов, предоставленных вместе с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, была проверена территориальной подкомиссией ФСИН России по Республики Башкортостан, подлежат отклонению, поскольку Территориальная подкомиссия осуществляет лишь функции по принятию документов для получения единовременной социальной выплаты, подготовке для направления во ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, но полномочиями по их оценке не обладает.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 16 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коннова Е.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Яскина Т.А.