Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
20 февраля 2023 года Дело №
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи - Кукурекина К.В.
при секретаре судебного заседания – ФИО2,
представителя истца – ФИО3,
представителя ответчика – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту образования и науки <адрес>, Управлению по защите прав несовершеннолетних, опеки и попечительства по городу Севастополю о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список для получения жилого помещения по категории дети-сироты, обязании включить в указанный список,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО9 обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту образования и науки <адрес>, Управлению по защите прав несовершеннолетних, опеки и попечительства по городу Севастополю в котором просит восстановить срок для подачи заявления о включении в список для получения жилого помещения по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать Управление по защите прав несовершеннолетних, опеки и попечительства по городу Севастополю включить истца в список детей-сирот и дети, оставшихся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исковые требования мотивированы тем, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Балаклавского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. мать истца была лишена родительских прав. <адрес>ной администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ опекуном истца назначена бабушка – ФИО5 Истцу не было известно о возможности стать на квартирный учет, органы опеки об этом ему не сообщили. Обратился с заявлением в отдел по защите прав несовершеннолетних Управления по защите прав несовершеннолетних, опеки и попечительства Департамента образования <адрес> о включении в список для получения жилого помещения, однако заявление не приняли, мотивируя пропуском установленного законодательством срока для подачи соответствующего заявления.
Истец, представитель истца исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что заявление о включении в список могут предоставить в уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список до достижения совершеннолетия или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями. Истец возраста 18 лет достиг ДД.ММ.ГГГГ года, 23 лет - в ДД.ММ.ГГГГ. Первично истец обратился с заявлением о включении его в список в ДД.ММ.ГГГГ, при этом доказательств о наличие уважительных причин, препятствующих обращению с соответствующим заявлением раннее, доказательств того, что ФИО9 предпринимались меры по восстановлению прав до 2017 года им не предоставлено, заявление о невозможности проживания истцом в ранее занимаемом жилом помещении в адрес Департамента также не поступало.
С учетом положений ст.167 ГПК и мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения участников процесса, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован по адресу: <адрес>
Как усматривается из решения Балаклавского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних ФИО1, ФИО7
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ст. 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон) Детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее-список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Аналогичные нормы предусмотрены также пунктом 1 статьи 8 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» (далее Закон №-ЗС).
В соответствии с ч.3 ст. 8 Закона №-ЗС жилые помещения из специализированного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным лицам по нормам предоставления жилой площади жилого помещения по договору социального найма и включенным в список, установленный законодательством <адрес> для договоров социального найма.
В соответствии со ст. 16 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставленных жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе» граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений, сохраняют право состоять на учете с сохранением очередности до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований для снятия их с учета.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте капитального строительства <адрес> он является исполнительным органом государственной власти Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий <адрес> в сфере жилищной политики, реализации федеральных целевых программ.
С целью реализации государственных федеральных программ Департамент заключает договоры найма специализированного жилищного фонда <адрес> (п. 3.1.2.6 Положения).
Статьей 3 ГПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливается понятие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 9 ст. 8 данного закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из положений данного закона следует, что дополнительные гарантии, установленные этим законом, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются лишь на лиц, не достигших возраста 23 лет.
Таким образом, дети, оставшиеся без попечения родителей, не вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет, не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки.
Как установлено судом с заявлением о предоставлении государственной услуги в адрес Департамента образования <адрес> ФИО9 обратился в ДД.ММ.ГГГГ года, то есть по истечению 23-летнего возраста.
В соответствии с чем, оснований для предоставления истцу жилого помещения на территории <адрес>, на условиях социального найма не имеется.
Истцом не представлено доказательств о нарушении своих прав действиями ответчиков.
Каких-либо неправомерных действий, которыми бы нарушались права истца, со стороны Департамента образования и науки <адрес>, Управления по защите прав несовершеннолетних, опеки и попечительства по городу Севастополю допущено не было и судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО1 к Департаменту образования и науки <адрес>, Управлению по защите прав несовершеннолетних, опеки и попечительства по городу Севастополю о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список для получения жилого помещения по категории дети-сироты, обязании включить в указанный список – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья К.В.Кукурекин