Дело №2-9/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Большой Камень 14 января 2021 года
Судья Шкотовского районного суда Приморского края Рогачева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Павловой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козырева Григория Владимировича, Глинкиной Веры Анатольевны, Туктаровой Ольги Владимировны, Шаталова Юрия Васильевича к ООО Управляющая компания «Большой Камень» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
Козырев Г.В., Глинкина В.А., Туктарова О.В., Шаталов Ю.В. обратились в суд с иском к ООО «Управляющая компания Большой Камень», указав, что в соответствии с договором управления многоквартирным домом, заключенным между собственниками жилых помещений многоквартирного дома № по <адрес> и ООО «Жилищная компания-2» (в настоящее время - ООО УК «Большой Камень»), ответчик принял на себя обязательство осуществлять комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом, включающий оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. На протяжении длительного времени ответчик оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества некачественно и не в полном объеме, начисляя при этом плату за содержание и ремонт общего имущества в полном объеме, перерасчет производится лишь после неоднократных обращений. По инициативе Совета многоквартирного дома с участием представителя ответчика проведены неоднократные технические осмотры, по результатам которых выявлены многочисленные дефекты в содержании общего имущества. Профилактические работы ответчиком также не производятся, в частности, не производится обработка мягкой кровли защитными мастиками, что приводит к разрушению кровли. С момента заключения договора управления ответчик в соответствии с приложениями к договору производил начисление платы за обслуживание теплосчетчика, счетчиков холодной и горячей воды, размещая на сайте «Реформа ЖКХ» информацию о том, что им производятся указанные работы. Лишь после неоднократных обращений к руководству управляющей компании и в Государственную жилищную инспекцию произведен перерасчет в связи с неоказанием услуг по обслуживанию приборов учета, однако перерасчет произведен лишь за 2018 год. По информации, размещенной ответчиком на сайте «Реформа ЖКХ», управляющей компанией на обслуживание теплосчетчика и счетчиков горячей и холодной воды было израсходовано: в 2015 году – 157 079,76 руб. и 36 690,16 руб. соответственно; в 2016 году – 159 267,90 руб. и 37 327,50 руб.; в 2017 году – 157 079,27 руб. и 36 690,05 руб.
Ссылаясь на ненадлежащее оказание ответчиком услуг по содержанию общедомового имущества, просит обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения в силу выполнить работы в многоквартирном доме <адрес> по устранению недостатков; обязать ответчика производить регулярную уборку подъездов; обязать ответчика произвести перерасчет платы за содержание и текущий ремонт в связи с некачественным оказанием услуг по обслуживанию теплосчетчика и счетчиков горячей и холодной воды; взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. в пользу каждого соистца.
В ходе рассмотрения дела истец Козырев Г.В. уточнил исковые требования, с учетом заключения экспертизы просил обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить следующие работы в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>:
Ремонт наружных ограждающих стен (фасад) – 100% межпанельных швов, 100% поверхности фасада: провести расчистку швов от герметика; восстановить углы и грани панельных стен; в устье швов уложить «Вилатерм» без разрывов и пропусков; выполнить Т-образные пересечения шнура «Вилатерм» в соответствии с технологией на выполнение таких работ; заполнить устья швов монтажной пеной (при необходимости); нанести солнцезащитное покрытие; окрасить фасады; провести работы по очистке и обеспыливанию разрушенных участков бетона панелей; очистить от следов коррозии оголенные участки арматурных плит перекрытия лоджий; провести грунтовку поверхностей, заделку цементно-песчаным раствором выбоин и трещин, заделать швы в стыках сборных железобетонных панелях.
Ремонт кровли: установить дверь выхода на кровлю над 4-м подъездом с запирающими устройствами; провести работы по демонтажу/монтажу водоприемных воронок.
Системы отопления: установить радиаторы отопления с подключением сети во 2 и 3 подъездах; окрасить радиаторы отопления с предварительной очисткой; установить крепления трубопровода отопления в 4 подъезде; произвести изоляцию трубопроводов матами минераловатными марки 75, 100, плитами минераловатными на синтетическом связующем марки 75; провести демонтаж ранее существующего отопления, монтаж неподвижной бетонной опоры.
Система горячего водоснабжения: устранить течь в 4 секции путем врезки участка трубы с соединительной арматурой.
Система канализации: восстановить опору в месте гиба канализационного стояка; выполнить соединение труб ливневой канализации на резиновом манжете в соответствии с СП 40-107-2003.
Система электроснабжения: заменить электропроводки магистрального кабеля; установить электроосветительные приборы в подвале с подключением сети; восстановить электроосвещение в помещениях чердака – восстановление работоспособности выключателей 2 и 4 подъездов; восстановить освещение на межэтажных площадках – установить плафоны с подключением.
Места общего пользования: очистить поверхность щетками; оштукатурить поверхность стен и потолков мест общего пользования; окраска поверхностей стен и потолков мест общего пользования.
Ограждающие конструкции: очистить металлические двери в подвал, прогрунтовать с окрашиванием атмосферостойкими красками; демонтировать/монтировать сборные ступени на входах в подъезды с постановкой на раствор, с сохранением ступеней; монтировать 2 оконных блока ПВХ в подвальном помещении.
Обязать ответчика производить регулярную уборку подъездов, в том числе: обметание окон, подоконников, отопительных приборов – не реже 1 раза в 5 дней; стен – не менее 2 раз в месяц; мытье – не реже 1 раза в месяц.
Обязать ответчика произвести перерасчет платы за содержание и текущий ремонт в связи с неоказанием услуг по обслуживанию теплосчетчика и счетчиков горячей и холодной воды в 2015-2017 годах на общую сумму 584 134,54 руб.
Представитель истцов – адвокат Марасева Е.А. в судебном заседании на иске с учетом уточнения требований настаивала по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснила, что по результатам судебной строительно-технической экспертизы нашло подтверждение неудовлетворительное состояние общего имущества дома <адрес>, необходимость проведения ремонта. Указанный многоквартирный жилой дом 2008 года постройки, с момента введения дома в эксплуатацию функции по управлению общим имуществом дома лежали на ответчике. Фактическое состояние дома обусловлено ненадлежащим исполнением управляющей компании своих обязанностей с 2008 года. Исковые требования основаны на необходимости устранения дефектов в состоянии общего имущества дома, возникших по причине бездействия управляющей компании, которая обязана в том числе своевременно выявлять дефекты, проводить профилактические работы. Доказательства надлежащего содержания общего имущества ответчиком не представлены, акты выполненных работ подписаны неуполномоченными лицами, не входящими в Совет дома. С момента введения дома в эксплуатацию, он был оборудован общедомовыми приборами учета, вместе с тем, в 2015-2018 годах приборы учета не функционировали, в связи с чем оплата взималась по нормативу, при этом управляющая компания начисляла суммы за обслуживание теплосчетчика и счетчиков горячей и холодной воды, фактически не оказывая соответствующие услуги; перерасчет сделан лишь за 2018 год после неоднократных обращений к руководству управляющей организации.
Представитель ответчика ООО «Управляющая компания «Большой Камень» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно представленного письменного отзыва, ООО «Управляющая компания «Большой Камень» исковые требования не признает, поскольку работы по устранению дефектов фасада, ремонт системы отопления, электроснабжения относятся к капитальному ремонту, не являющемся предметом договора управления многоквартирным домом. Работы по установке двери выхода на кровлю над 4-м подъездом, расчистке 3-х водоприемных воронок ответчиком выполнены, что подтверждается актом и фототаблицами. Кроме того, выполнены работы по устранению течи в 4 секции системы ГВС, проведены работы текущего характера по ремонту канализационной системы, восстановлено электроосвещение в помещениях чердака и подвала, межэтажных площадках, что подтверждается соответствующими актами. Требования истцов, связанные с возложением обязанности по регулярной уборке мест общего пользования, удовлетворению не подлежат, поскольку являются предметом договора управления. Истцы оплачивают услуги по факту их выполнения, оплата является встречным исполнением обязательства. В случае неоказания ответчиком обязательств, для него наступает предусмотренная ответственность за нарушение договорных обязательств, а также обязанность перерасчета за неоказанные услуги. Требования о необходимости перерасчета платы в связи с неоказанием услуг по обслуживанию приборов учета удовлетворению не подлежат, поскольку денежные средства, начисленные по обслуживанию теплосчетчиков, в полном объеме были израсходованы на содержание общего имущества многоквартирного дома в соответствии с минимальным перечнем работ по управлению, размер платы за содержание жилого помещения определен в целом за комплекс услуг. Истцами не представлены доказательства в обоснование суммы начислений за 2015-2017 годы в размере 584 134,54 руб., кроме того, пропущен срок исковой давности по заявленному требованию.
Суд, выслушав доводы представителя истцов, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Частями 2, 3 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые устанавливают требования к содержанию общего имущества.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее по тексту - Правила), в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" настоящих Правил.
Согласно пункту 42 Правил содержания общего имущества, в многоквартирном доме управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно положениям ст.158 ЖК РФ, п.28 и п.31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Вместе с тем, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. №170, и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
На основании пункта 2 приложения N 7 к указанным Правилам герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; ремонт и окраска фасадов относятся к работам по текущему ремонту стен и фасадов жилого дома.
В данном приложении (пункт 5) указан перечень работ, относящихся к текущему ремонту, в отношении оконных и дверных заполнений - смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений.
В силу пункта 10 приложения №7 Перечня работ относящихся к текущему ремонту, изложенных в указанном постановлении, к текущему ремонту относится восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах.
Работы по установке, замене и восстановлению работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления, внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, а также работы по установке, замене и восстановлению работоспособности электроснабжения здания за исключением внутриквартирных устройств и приборов, кроме электроплит, также отнесены к текущему ремонту (пункты 11, 12, 13 приложения №7).
Системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Судом установлено, что истцы являются собственниками жилых помещений в указанном многоквартирном доме, входят в состав Совета многоквартирного дома <адрес>, председателем которого является истец Козырев Г.В., что подтверждается протоколом внеочередного, общего собрания собственников помещений от 24.04.2018 №1/2018.
С 2008 года многоквартирный дом <адрес> находится на обслуживании ООО УК «Большой Камень» (ранее ООО «Жилищная компания-2»), которое в соответствии с ч.2 ст.162 ЖК РФ, п.п.2.3.4, 3.2.8, 3.2.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а также п.п.2, 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязано надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства по содержанию и проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Обращаясь с указанным иском, истцы указали на длительное ненадлежащее выполнение управляющей компанией обязанности по содержанию и ремонту общего имущества дома, что повлекло многочисленные дефекты общего имущества.
Определением Шкотовского районного суда Приморского края от 02.08.2019 по ходатайству представителя истцов назначена строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Консалтинговая компания «Арктур Эксперт».
Как усматривается из заключения эксперта от 15.04.2020 №086-С/2019,
в ходе проведенного экспертом исследования зафиксированы дефекты и повреждения конструкций наружных стен, фасада, крыши, инженерных сетей, мест общего пользования многоквартирного жилого дома <адрес>, требующие проведения как капитального, так и текущего ремонта.
Так, в состоянии наружных ограждающих стен (фасад) выявлены трещины по поверхности покрытия межпанельных швов (дефекты зафиксированы по поверхности всех швов); разрушение заполнения межпанельных швов, сквозные отверстия в швах с размерами до 12 см; местами зафиксировано шелушение окрасочного покрытия на поверхности отдельных панелей жилого дома; шелушение и отслоение от основания окрасочного покрытия цокольной части фасада; потеки от воды в помещениях общего пользования, свидетельствующие о протечках со стороны фасада; зафиксированы участки межпанельных швов с обильным тепловыделением.
Для устранения выявленных дефектов необходимо провести расчистку швов от герметика, восстановить углы и грани панельных стен, в устье стен уложить «Вилатерм» без разрывов и пропусков, выполнить Т-образные пересечения шнура «Вилатерм», заполнить устье шва монтажной пеной при необходимости, заполнить устье стыка мастикой, нанести солнцезащитное покрытие, выполнить окраску фасадов с лесов с подготовкой поверхности.
Экспертом отмечено, что объем работ составляет 100% межпанельных швов, 100% поверхности фасада. Перечень работ по устранению зафиксированных дефектов относится к капитальному ремонту, окончательный выбор способа повышения энергоэффективности ограждающих стен следует произвести по предварительно разработанному проекту капитального ремонта.
Кроме того, экспертом зафиксированы местами сколы по поверхности ограждающих панелей, что приводит к намоканию стен и разрушению бетонного основания панели; зафиксировано местами разрушение бетона краев плит лоджий и ограждений лоджий.
Данные дефекты зафиксированы по панелям лоджий, для устранения указанных дефектов требуется проведение работ по текущему ремонту, заключающемуся в очистке разрушенных участков бетона панелей, обеспыливании поверхности, очистке от следов коррозии оголенных участков арматуры плит перекрытия лоджий, грунтовке поверхностей, заделке цементно-песчаным раствором выбоин и трещин в железобетонных конструкциях, заделке швов в стыках сборных железобетонных панелей лоджий.
В результате обследования кровли дома № выявлены дефекты и повреждения, оказывающие отрицательное влияние на функциональную пригодность конструкций кровли, для устранения которых необходимо проведение капитального ремонта, а также текущего ремонта. В том числе выявлены такие дефекты, как неисправность двери выхода на кровлю над 4 подъездом, а также наличие отклонений от проектного положения решеток, установленных на водоприемных воронках (завалены). Для устранения указанных дефектов необходимо выполнение работ по текущему ремонту, включающие в себя работы по установке двери выхода на кровлю над 4 подъездом с запирающими устройствами, а также проведение работ по демонтажу/монтажу водоприемных воронок.
В результате обследования системы отопления выявлены дефекты, устранение которых требует проведение капитального ремонта, в том числе такие дефекты как: провисание отдельных участков трубопровода отопления из-за недостаточного крепления; отсутствие крепления вертикальных стояков отопления; многочисленные следы ремонта и врезки; неисправность узла учета тепловой энергии отопления; коррозия металлического трубопровода отопления; отдельные участки трубопровода отопления закреплены на скотч; участки с дефектами трубопровода теплового пункта; отсутствие местами опор трубопровода отопления.
Кроме того, выявлено отсутствие теплоизоляции на значительной части трубопроводов, отсутствие отопления во 2 и 3 подъездах, импровизированное крепление отопления в 4 подъезде на веревках, отсутствие опоры магистрального трубопровода отопления, а также не демонтированные участки ранее существующих трубопроводов отопления.
Для устранения указанных дефектов системы теплоснабжения необходимо выполнение работ в объеме текущего ремонта – изоляция трубопроводов (64 м.п. изоляции), установка радиаторов отопления с подключением к сети во 2 и 3 подъездах, окраска радиаторов отопления с предварительной очисткой, крепление трубопровода отопления в 4 подъезде, демонтаж трубопровода ранее существующего отопления (6,4 м.п. трубы), монтаж неподвижной бетонной опоры.
При проведении экспертного исследования установлено, что для приведения системы горячего водоснабжения в работоспособное состояние требуется проведение работ по капитальному ремонту с заменой всей системы по предварительно разработанному проекту капитального ремонта, а также выполнение работ по текущему ремонту, связанных с устранением имеющейся течи в 4 секции путем врезки участка трубы с соединительной арматурой.
В системе канализации выявлены недостатки, требующие текущего обслуживания, такие как отсутствие крепления канализационного стояка в помещении подвального этажа, ненадлежащее соединение трубопровода ливневой канализации в помещении чердака (выполнено на скотче). Для приведения системы канализации в надлежащее состояние необходимо восстановить опору в месте гиба канализационного стояка, выполнить соединение труб ливневой канализации на резиновой манжете в соответствие с СП 40-107-2003.
В системе электроснабжения повсеместно зафиксировано провисание разводящих электропроводов (магистральная сеть), большое количество скруток, открытые соединительные коробки в подвале жилого дома. В отдельных секциях подвала зафиксировано отсутствие осветительных приборов и электроосвещения; неисправность электроосвещения в помещениях чердака; отсутствие освещения на межэтажных площадках лестничных клеток; наличие неизолированных проводов в месте ранее существующих осветительных приборов подвального этажа.
Для приведения системы электроснабжения в работоспособное состояние требуется проведение работ по капитальному ремонту с заменой всей системы по предварительно разработанному проекту капитального ремонта, а также проведение текущего ремонта в виде работ по установке электроосветительных приборов в подвале с подключением к сети, восстановлению электроосвещения в помещениях чердака (восстановление работоспособности выключателей 2 и 4 подъездов), восстановлению освещения на межэтажных площадках (установить плафоны с подключением).
В местах общего пользования зафиксировано разрушение и загрязнение отделочных слоев, сквозные трещины в штукатурном слое, загрязнение, отслоение и вздутие окрасочного слоя, следы протечек воды на отделке.
Экспертом отмечено, что для приведения отделки мест общего пользования в нормативное техническое состояние требуется проведение работ по капитальному ремонту, так как ремонту подлежит вся отделка.
В целях приведения ограждающих конструкций в состояние, соответствующее требованиям действующего законодательства, необходимо переустройство всей отмостки, т.е. проведение капитального ремонта отмостки, а также текущий ремонт в целях устранения коррозии металлических дверей входа в подвал, монтаж оконного блока ПВХ в помещении подвала.
Для устранения зазоров и щелей между сборными ступенями крылец входов в 1, 2, 4 подъезды необходим демонтаж/монтаж сборных ступеней с постановкой на раствор, с сохранением ступеней.
Суд принимает заключение эксперта от 15.04.2020 №086-С/2019 как допустимое доказательство, поскольку оно составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, исследование проведено в соответствии с нормативными, методическими и другими документами, утвержденными в установленном порядке. Экспертом проведен осмотр несущих и ограждающих конструкций, инженерных сетей, мест общего пользования многоквартирного жилого дома <адрес>, осмотр проведен с участием истцов и представителя ответчика. ООО «Консалтинговая компания «Арктур Эксперт» является действительным членом Союза лиц, осуществляющих деятельность в сфере судебной экспертизы и судебных экспертных исследований, эксперт Жердецкая А.Н. перед проведением экспертизы была предупреждена об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, квалификация эксперта Жердецкой А.Н. не вызывает сомнения.
Выводами указанного заключения подтверждается наличие дефектов и повреждений общего имущества многоквартирного дома, влекущих необходимость проведения текущего ремонта в целях устранения неисправностей и ненадлежащего состояния наружных ограждающих стен, кровли, систем отопления, горячего водоснабжения и канализации, системы электроснабжения, ограждающих конструкций.
При разрешении заявленных истцами требований, суд принимает во внимание, что подтверждение факта уклонения ответчика от надлежащего выполнения обязанности по текущему обслуживанию общего имущества многоквартирного дома не является основанием для возложения на управляющую организацию обязанности по выполнению работ, относящихся к капитальному ремонту, при этом истцы не были лишены возможности обратиться с соответствующими требованиями ранее.
Поскольку для приведения отделки мест общего пользования в нормативно техническое состояние требуется проведение работ по капитальному ремонту в связи с необходимостью работ по ремонту всей отделки в объеме 100%, что подтверждается заключением эксперта от 15.04.2020 года, оснований для возложения на ответчика обязанности по восстановлению отделки мест общего пользования дома <адрес> суд не усматривает.
Истцами заявлены требования о возложении на ответчика обязанности по ремонту наружных ограждающих стен (фасада). При разрешении указанных требований, суд учитывает, что за исключением необходимости проведения работ по восстановлению разрушенных участков бетона панелей лоджий, объем и характер выявленных дефектов фасада, необходимость предварительной разработки проекта для повышения энергоэффективности ограждающих стен, свидетельствует о необходимости капитального ремонта фасада, что исключает возможность возложения на управляющую организацию обязанности выполнить работы, связанные с расчисткой межпанельных швов от герметика, заполнением 100% швов и стыков, нанесением солнцезащитного покрытия и окраски 100% поверхности фасада.
С учетом подтверждения необходимости текущего ремонта фасада на ответчика подлежит возложению обязанность по устранению сколов по поверхности ограждающих панелей, восстановлению краев плит лоджий и ограждений лоджий путем проведения работ в объеме, указанном в заключении эксперта от 15.04.2020 №086-С/2019.
Заявленные истцами требования в уточненной редакции о возложении на ответчика обязанности по проведению ремонтных работ кровли, систем отопления, горячего водоснабжения, канализации, ограждающих конструкций обоснованы, объем требований соответствует объему работ, отраженному в заключении эксперта, указанные работы относятся к текущему обслуживанию, обязанность по проведению которого подлежит возложению на ответчика. Вместе с тем, из пояснений представителя истцов в судебном заседании следует, что монтаж 2-х оконных блоков ПВХ в подвальном помещении осуществлен силами собственников, в связи с чем оснований для возложения на ответчика указанной обязанности суд не усматривает.
В нарушение ст.56 ГПК РФ ответчик не представил допустимые доказательства, подтверждающие установку двери выхода на кровлю над 4-м подъездом, проведение работ по демонтажу/монтажу водоприемных воронок, устранению течи в 4-й секции системы горячего водоснабжения, окрашиванию металлических дверей в подвал атмосферостойкими красками.
Так, представленные ответчиком копии акты выполненных работ от 15.06.2020 (ремонт двери выхода на крышу 4 подъезда), 14.07.2020 (восстановление опоры канализационного стояка, укрепление трубопроводов стояков, демонтирование участков ранее существующих трубопроводов, реконструкция врезки, замена трубопровода ливневой канализации) не содержат подписи членов Совета многоквартирного дома, при этом имеющиеся в материалах дела фототаблицы не позволяют с достоверностью установить факт устранения выявленных в доме истцов недостатков в содержании общего имущества.
Довод ответчика о необоснованности требований истцов по ремонту системы отопления ввиду того, что указанные работы относятся к капитальному ремонту, не состоятелен, поскольку помимо необходимости проведения капитального ремонта системы отопления в доме истцов, выявлены также дефекты, устранение которых подлежит в рамках текущего обслуживания, а именно необходимость изоляции трубопроводов (64 м.п.), восстановление системы отопления во 2 и 3 подъездах, восстановление крепления трубопровода отопления в 4 подъезде, а также демонтаж трубопровода ранее существующего отопления, монтаж неподвижной бетонной опоры.
При разрешении требований, связанных с восстановлением системы электроснабжения, суд учитывает, что работы по замене электропроводки магистрального кабеля, с учетом необходимости выполнения работ в 100% объеме, относятся к капитальному ремонту, в связи с чем оснований для возложения на ответчика соответствующей обязанности не имеется.
Выявленные на момент проведения экспертом осмотра дефекты в системе электроснабжения в виде неисправности электроосвещения в помещениях чердака устранены, что подтверждается актом выполненных работ от 17.09.2020 и не оспаривалось представителем истцов в судебном заседании. При этом представленные ответчиком акты выполненных работ от 24.09.2019, 26.06.2019, 18.09.2019 не свидетельствуют о надлежащем состоянии системы электроосвещения на момент рассмотрения спора.
Предложенный истцами срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей суд находит недостаточным и полагает разумным, с учетом объема и характера недостатков, установить срок исполнения обязанности по проведению ремонтных работ в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно п. 1.8. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2013 N 170 техническая эксплуатация включает в себя санитарное содержание, в том числе уборку мест общего пользования, уборку придомовой территории.
Из содержания п. 3.2.2., абзаца 1 п. 3.2.7. Правил N 170 следует, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток; периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке.
Согласно п. 4.4.1, 4.8.14 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку; должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц.
Довод ответчика о необоснованности требования по возложению обязанности, связанной с регулярной уборкой подъездов ввиду того, что указанные требования являются предметом договора управления, не состоятелен, поскольку доказательства надлежащего выполнения указанной услуги ответчиком не представлены, более того, состав работ по содержанию помещений общего пользования многоквартирного дома <адрес>, отраженный в приложении №2 к договору управления многоквартирным домом, не соответствует установленной действующим законодательством периодичности регулярной уборки лестничных клеток.
Как следует из пояснений представителя истца, в момент ввода дома <адрес> в эксплуатацию, указанный дом был оборудован индивидуальным тепловым пунктом, общедомовыми приборами учета холодной и горячей воды, общедомовым прибором учета электроэнергии.
Согласно материалам дела в связи с неисправностью приборов ОДПУ, истечением срока их эксплуатации, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды собственникам вышеуказанного дома начисляется по нормативу; обслуживание узла теплового учета не осуществлялось, поскольку он не был принят в эксплуатацию ресурсоснабжающей организацией, что подтверждено управляющей организацией письмом от 30.11.2018 в ответ на обращение председателя Совета дома.
Возражая против требования о возложении обязанности произвести перерасчет за период 2015- 2017 г.г. в связи с неоказанием услуг по обслуживанию общедомовых приборов учета, ответчик ссылается на пропуск истцами срока исковой давности, а также указывает, что спорные денежные средства направлены на выполнение комплекса работ по содержанию общего имущества в соответствии с минимальным перечнем работ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290, при этом не оспаривает факт начислений за спорную услугу. Имеющимся в материалах дела отчетом о выполнении договора управления за 2017 год по многоквартирному жилому дому <адрес> также подтверждается начисление за работы по обслуживанию теплосчетчиков и счетчиков холодной и горячей воды при отсутствии фактически оказанных услуг по содержанию приборов учета.
Таким образом, требования истцов, входящих в Совет многоквартирного дома, о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет в связи с неоказанием услуги по обслуживанию теплосчетчиков и счетчиков холодной и горячей воды заявлены обосновано и подлежат удовлетворению в части периода с апреля 2016 года по декабрь 2017 года включительно, с учетом даты обращения с настоящим иском и заявления ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Согласно преамбуле к ФЗ «О защите прав потребителей» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Согласно ст.15 ФЗ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Вина ООО Управляющая компания «Большой Камень» в ненадлежащем исполнении своих обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома, доказана в судебном заседании. С учетом всех обстоятельств данного дела, суд считает необходимым определить размер компенсации морального вреда в размере 3000 руб. в пользу каждого из истцов.
На основании п. 6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей», с ответчика подлежит взысканию штраф в размере по 1500 руб. в пользу каждого из истцов.
Истцы в силу закона освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче иска о защите прав потребителей. С ответчика ООО Управляющая компания «Большой Камень» в доход бюджета городского округа Большой Камень подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 600 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Козырева Григория Владимировича, Глинкиной Веры Анатольевны, Туктаровой Ольги Владимировны, Шаталова Юрия Васильевича к ООО Управляющая компания «Большой Камень» о защите прав потребителей – удовлетворить частично.
Обязать ООО Управляющая компания «Большой Камень» в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить следующие работы в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>:
- провести работы по очистке и обеспыливанию разрушенных участков бетона панелей лоджий;
- провести работы по очистке от следов коррозии оголенных участков арматуры плит перекрытия лоджий;
- провести работы по грунтовке поверхностей, заделке цементно-песчаным раствором выбоин и трещин в железобетонных конструкциях;
- провести работы по заделке швов в стыках сборных железобетонных панелей лоджий;
- установить дверь выхода на кровлю над 4-м подъездом с запирающими устройствами;
- провести работы по демонтажу/монтажу водоприемных воронок;
- установить радиаторы отопления с подключением к сети во 2 и 3 подъездах, окрасить радиаторы отопления с предварительной очисткой;
- установить крепление трубопровода отопления в 4 подъезде;
- произвести изоляцию трубопроводов: матами минераловатными марок 75, 100, плитами минераловатными марок 75, 100, плитами минераловатными на синтетическом связующем марки 75;
- провести демонтаж ранее существующего отопления, монтаж неподвижной бетонной опоры;
- устранить течь в 4 секции путем врезки участка трубы с соединительной арматурой;
- восстановить опору в месте гиба канализационного стояка;
- выполнить соединение труб ливневой канализации на резиновом манжете в соответствии с СП 40-107-2003;
- установить электроосветительные приборы в подвале с подключением сети;
- восстановить освещение на межэтажных площадках: установить плафоны с подключением;
- очистить металлические двери в подвал, прогрунтовать с окрашиванием атмосферостойкими красками;
- демонтировать/монтировать сборные ступени 1,2 и 4 подъездов с постановкой на раствор, с сохранением ступеней; общее количество ступеней 9 шт.
Обязать ООО Управляющая компания «Большой Камень» производить регулярную уборку подъездов, в том числе обметание окон, подоконников, отопительных приборов – не реже 1 раза в 5 дней; стен – не менее 2 раз в месяц; мытье – не реже 1 раза в месяц.
Обязать ООО Управляющая компания «Большой Камень» произвести перерасчет платы за содержание и текущий ремонт в связи с неоказанием услуг по обслуживанию теплосчетчика и счетчиков горячей и холодной воды за период с 15.04.2016 года по декабрь 2017 включительно.
Взыскать с ООО Управляющая компания «Большой Камень» в пользу Козырева Григория Владимировича компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб., штраф в сумме 1500 руб., а всего 4500 руб.
Взыскать с ООО Управляющая компания «Большой Камень» в пользу Глинкиной Веры Анатольевны компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб., штраф в сумме 1500 руб., а всего 4500 руб.
Взыскать с ООО Управляющая компания «Большой Камень» в пользу Туктаровой Ольги Владимировны компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб., штраф в сумме 1500 руб., а всего 4500 руб.
Взыскать с ООО Управляющая компания «Большой Камень» в пользу Шаталова Юрия Васильевича компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб., штраф в сумме 1500 руб., а всего 4500 руб.
Взыскать с ООО Управляющая компания «Большой Камень» государственную пошлину в доход бюджета городского округа Большой Камень государственную пошлину в размере 600 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда через Шкотовский районный суд в течение месяца с момента принятия в окончательной форме, т.е. с 21.01.2021.
Судья А.В. Рогачева