В окончательной форме изготовлено 04.06.2018 года

Дело № 2-927/2018          15 мая 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.И.,

при секретаре Астапчик Г.А.,

с участием прокурора Красулиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Лидер» об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Лидер», в котором просит обязать ответчика в 120-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпусках № 1 и №2 по адресу: СПб, пр. Девятого Января, д.21, до достижения утвержденных нормативов водоотведения, а также, взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства в размере 300 рублей, указав в обоснование требований, что природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга в порядке надзора проверено соблюдение ООО «Лидер» требований природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в систему коммунальной канализации. В результате проверки установлено, что Общество осуществляет сброс сточных вод в систему коммунальной канализации на основании договора на прием сточных вод от 01.04.1998 № 4-Д, заключенного с АО «Экопром». В соответствии с договором сброс хозяйственно-бытовых вод осуществляется через выпуск № 1, сброс ливневых вод через выпуск № 2. Согласно протоколу количественного химического анализа воды от 29.05.2017 № В/195 Обществом в систему коммунальной канализации сброшены сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам: через выпуск № 1 - железо общее, марганец, нефтепродукты, цинк; через выпуск № 2 - азот аммонийный, взвешенные вещества, нефтепродукты, цинк.

Как указано в иске, согласно п. 3.1.1 договора на прием сточных вод от 01.04.1998 № 4-Д между АО «Экопром» и ООО «Лидер», АО «Экопром» обязуется принимать сточные воды от абонента и его субабонентов в канализацию предприятия с концентрацией содержащихся в них загрязняющих веществ в соответствии с приложением № 1, согласованным абонентом. В силу п. 3.2.2 Договора абонент обязуется не превышать нормативы сброса сточных вод и загрязняющих веществ в канализацию предприятия. С учетом изложенного, Общество допустило нарушение требований законодательства, в том числе ФЗ «Об охране окружающей среды», Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, Распоряжения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2012 № 148. Выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды, влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц (л.д. 2-6 том 1).

Представитель истца, помощник прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга - Красулина О.В., в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - Морозова Т.Л., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, с заявленными требованиями не согласилась, поддержал представленный ранее отзыв на исковое заявление (л.д. 76-79 том 1).

Представитель третьего лица, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» - Бирилло О.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица, ЗАО «Экопром», в судебное заседание не явился, извещен.

Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица по правилам ст. 167 ГПК РФ, выслушав мнение явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Статья 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 февраля 2002 года N 7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

На основании п. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Статьей 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно п. 2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу требований ст. 43.1. Федерального закона «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации.

На основании п. 64 указанных Правил, абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.

Согласно п.п. 111, 114 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.

Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 08.11.2012 № 148, изданным в соответствии с п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, установлены нормативы водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации.

В соответствии с п. 1 указанного распоряжения перечень загрязняющих веществ и нормативы водоотведения по составу в отношении загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на водные объекты, устанавливаются с учетом вида централизованной системы водоотведения, через которую сточные воды сбрасываются в водные объекты.Приему в бассейны канализования с централизованной общесплавной системой водоотведения и/или централизованной бытовой системой водоотведения подлежат сточные воды абонентов, если содержание в них загрязняющих веществ не превышает установленных нормативов водоотведения по составу согласно таблице 1 Распоряжения.

Нормативы водоотведения по составу в отношении загрязняющих веществ, не указанных в таблице 1, устанавливаются в размере, не превышающем соответствующие значения предельно допустимых концентраций веществ в воде водных объектов культурно-бытового, хозяйственно-питьевого и рыбохозяйственного водопользования.

Суд установил, что природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга в порядке надзора проверено соблюдение ООО «Лидер» требований природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в систему коммунальной канализации.

В результате проверки установлено, что ООО «Лидер» осуществляет сброс сточных вод в систему коммунальной канализации на основании договора на прием сточных вод от 01.04.1998 № 4-Д, заключенного с АО «Экопром» (л.д. 18-30, 31-32 том 1).

В соответствии с договором сброс хозяйственно-бытовых вод осуществляется через выпуск № 1, сброс ливневых вод через выпуск № 2 по адресу: Санкт-Петербург, пр. Девятого Января, д.21.

Согласно протоколу количественного химического анализа воды от 29.05.2017 № В/195 ООО «Лидер» в систему коммунальной канализации сброшены сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам: через выпуск № 1 - железо общее, марганец, нефтепродукты, цинк; через выпуск № 2 - азот аммонийный, взвешенные вещества, нефтепродукты, цинк (л.д. 34 том 1).

Согласно п. 3.1.1 договора на прием сточных вод от 01.04.1998 № 4-Д между АО «Экопром» и ООО «Лидер», АО «Экопром» обязуется принимать сточные воды от абонента и его субабонентов в канализацию предприятия с концентрацией содержащихся в них загрязняющих веществ в соответствии с приложением № 1, согласованным абонентом.

В силу п. 3.2.2 Договора абонент обязуется не превышать нормативы сброса сточных вод и загрязняющих веществ в канализацию предприятия.

С учетом изложенного, ООО «Лидер» допустило нарушение требований законодательства, в том числе ФЗ «Об охране окружающей среды», Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, Распоряжения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2012 № 148.

Выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды, влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

На основании ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и т.д.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводы представителя ответчика, а также изложенные в возражениях на иск (л.д. 60-62 том 1), суд полагает несостоятельными, в силу следующего.

Как сообщил представитель ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на запрос суда, участок канализационной сети транзитом, проходящей по территории ООО «Лидер» от границы забора с предприятием ОАО «ГАПТ-43» (пр. Девятого Января д. 19) в сторону Грузового проезда (от колодца 121а до колодца 27), находящийся в хозяйственном ведении ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по указанному адресу отсутствует (согласно приложенной схемы). Водоотведение по дождевому выпуску ООО «Лидер» осуществляется в канализационную сеть ЗАО «ЭКОПРОМ» через сеть, проходящую по территории ООО «Лидер» и канализационную сеть ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (л.д. 1, 2, 3 том 2).

Исходя из положений п. п. 61, 63, 93 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года N 167, Правил пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга и его территориальных единиц, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга от 01 июня 2000 года N 11, суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством ответственность за качество и состав сточных вод возлагается на абонента, а в данном случае на ответчика.

Кроме того, суд учитывает, что все хозяйствующие субъекты Российской Федерации, в том числе и ответчик, обязаны предусматривать мероприятия и принимать меры для обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, тогда как ответчик через выпуск №1, который находятся в зоне ответственности ответчика, произвел сброс сточных вод со значительным превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации Санкт-Петербурга, однако мер по очистке, предусмотренных природоохранным законодательством, не принимает, что является безусловным нарушением требований ФЗ "Об охране окружающей среды".

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что для предотвращения негативного воздействия на окружающую природную среду, вследствие сброса сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации Санкт-Петербурга на ответчика должна быть возложена обязанность по принятию мер по очистке сточных вод перед их сбросом в системы коммунальной канализации.

Рассматривая спор, с учетом изложенных обстоятельств, требований Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, положений Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, суд приходит к выводу о том, что ответчиком при осуществлении деятельности допускались нарушения требований законодательства.

Указанные нарушения в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности установить причину превышений нормативов водоотведения и провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на до достижения установленных нормативов водоотведения.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга для устранения нарушений законодательства просит предоставить срок 120 дней.

Суд полагает, что для устранения выявленных нарушений, ответчику необходимо предоставить срок 180 дней. При этом, в случае невозможности выполнить возложенные судом обязанности в установленный решением суда срок, ответчик не лишен права обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на основании ст. 203 ГПК РФ.

С учетом изложенного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В порядке ст. 103 ГПК РФ, поскольку истец был освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска в суд, то госпошлина в размере 300 рублей, взыскивается с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 45, 56, 67, 103, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░░ 180-░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ №1 ░ №2 ░░ ░░░░░░: ░░░░░-░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░.21, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ 08.11.2012 ░░░░ № 148.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.

░░░░░:

2-927/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Природоохранный прокурор Санкт-петербурга
Прородоохранный прокурор Санкт-Петербурга
Ответчики
ООО "Лидер"
Другие
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
АО "ЭКОПРОМ"
Суд
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Попова Е. И.
Дело на сайте суда
frn.spb.sudrf.ru
24.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.10.2017Передача материалов судье
26.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2017Судебное заседание
23.01.2018Судебное заседание
27.02.2018Судебное заседание
13.03.2018Судебное заседание
10.04.2018Судебное заседание
15.05.2018Судебное заседание
04.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2020Передача материалов судье
11.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2020Судебное заседание
11.04.2020Судебное заседание
11.04.2020Судебное заседание
11.04.2020Судебное заседание
11.04.2020Судебное заседание
11.04.2020Судебное заседание
11.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее