УИД 47RS0005-01-2023-004277-05
Гражданское дело № 2-611/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Выборг 22 апреля 2024 года
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щербаковой Е.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Тамары Сергеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о подтверждении стажа, признании решения незаконным и обязании назначить страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с исковым заявлением о подтверждении стажа, признании решения незаконным и обязании назначить страховую пенсию по старости.
В обосновании заявленных требований истец указал, что в связи с достижением пенсионного возраста 07 июня 2022 года обратилась в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
15 июня 2022 года отделением было принято решение об отказе в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не ниже 23,4. С учетом подтвержденного страхового стажа ИПК был определен как 22,471.
04 апреля 2023 года Иванова Т.С. повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости
10 июля 2023 года отделением было принято решение об отказе в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не ниже 23,4. С учетом подтвержденного страхового стажа ИПК был определен как 21,586.
Истец просит суд признать продолжительность страхового стажа 23 года 6 месяцев 20 дней на 07 июня 2022 года, подтвердить ИПК 22,417, указанный в решении отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 15 июня 2022 года, признать за Ивановой Т.С. право на назначение пенсии, признать решение отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 10 июля 2023 года незаконным, обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области назначить Ивановой Т.С. страховую пенсию по старости с 04 апреля 2023 года.
Истец требования поддержал.
Представитель ответчика требования не признал.
Из возражений ответчика следует, что истцом 07 июня 2022 года через МФЦ подано заявление № 140259/22 о назначении страховой пенсии по старости с отметкой о согласии с принятием решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениями индивидуального (персонифицированного) учета без предоставления дополнительных документов о стаже и заработке. Периоды работы были учтены по выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (период работы с 04 марта 1995 года по 31 декабря 1996 года включен в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица).
15 июня 2022 года ответчиком вынесено решение, которым истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого ИПК не менее 23,4 (подтверждено - 22,417).
С 01 января 2015 года на территории Российской Федерации пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с законом № 400-ФЗ.
Страховая пенсия состоит из страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В соответствии с ч. 10 ст. 15 указанного Закона № 400-ФЗ при расчете пенсий гражданам, у которых право наступило с 01 января 2015 года и позднее, производится расчет страховой части, исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а за периоды работы, имевшие место с 01 января 2015 года, определяется величина индивидуального пенсионного коэффициента в соответствии с частью 11 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Истцом 04 апреля 2023 года подано заявление № 172393/23 о назначении страховой пенсии по старости, без отметки о согласии с принятием решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениями индивидуального (персонифицированного). Для назначения страховой пенсии по старости Иванова Т.С. предоставила трудовую книжку AT-IV № 5824466 на имя Ивановой (Михайловой) Т.С. с датой заполнения 25 июля 1984 года, в которой имеются следующие нарушения: в записях № 7-8 о периоде работы в кооперативе «Агат» с 04 марта 1995 года по 31 декабря 1996 года в записи об увольнении отсутствует печать организации.
Отделением был сделан запрос справки, подтверждающий данный период работы. Документы кооператива на хранение в архивный отдел не поступали. В связи с чем, период работы с 04 марта 1995 года по 31 декабря 1996 года не учтен.
10 июля 2023 ответчиком вынесено решение, которым истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ, в связи с отсутствием требуемого ИПК не менее 23,4 (подтверждено - 21,586).
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления стажа к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Исходя из ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных положением 6 к настоящему Федеральному закону).
Назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Законом № 400-ФЗ носит заявительный характер.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (ч. 2 ст. 22 Закона № 400-ФЗ).
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут. представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (ч. 3 ст. 22 Закона № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (ч. 3 ст. 22 Закона № 400-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Как следует из материалов дела, истцом 07 июня 2022 года через МФЦ подано заявление № 140259/22 о назначении страховой пенсии по старости с отметкой о согласии с принятием решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениями индивидуального (персонифицированного) учета без предоставления дополнительных документов о стаже и заработке. Периоды работы были учтены по выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (период работы с 04 марта 1995 года по 31 декабря 1996 года включен в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица).
15 июня 2022 года ответчиком вынесено решение, которым истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого ИПК не менее 23,4 (подтверждено - 22,417).
Истцом 04 апреля 2023 года подано заявление № 172393/23 о назначении страховой пенсии по старости, без отметки о согласии с принятием решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениями индивидуального (персонифицированного). Для назначения страховой пенсии по старости Иванова Т.С. предоставила трудовую книжку AT-IV № 5824466 на имя Ивановой (Михайловой) Т.С. с датой заполнения 25 июля 1984 года, в которой имеются следующие нарушения: в записях № 7-8 о периоде работы в кооперативе «Агат» с 04 марта 1995 года по 31 декабря 1996 года в записи об увольнении отсутствует печать организации.
Отделением был сделан запрос справки, подтверждающий данный период работы. Документы на хранение в архивный отдел не поступали. В связи с чем, период работы с 04 марта 1995 года по 31 декабря 1996 года не учтен.
10 июля 2023 ответчиком вынесено решение, которым истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ, в связи с отсутствием требуемого ИПК не менее 23,4 (подтверждено - 21,586).
Ответчиком представлен расчет ИПК с учетом по состоянию на 04 апреля 2023 года: страховой стаж составляет 25 лет 01 месяц 11 дней; общий трудовой стаж на 01.01.2002 с учетом периода учебы - 13 лет 00 месяцев 01 день; общий трудовой стаж на 01.01.2002 с учетом периода учебы без учета периода по уходу за ребенком - 11 лет 06 месяцев 01 день; стаж для валоризации до 1991 года с учетом периода учебы без учета периода по уходу за ребенком - 06 лет 09 месяцев 03 дня.
Коэффициент по заработной плате учтен за 1984-1989 и составляет 0,609 (максимальный 1,2).
Расчет размера страховой пенсии по старости:
ПК на 01 января 2002 года = 0,55 (коэффициент по стажу) х 0,609 (коэффициент по заработной плате) х 1671 (среднемесячная зарплата) = 559,70 (расчетный размер пенсии на 01.01.2002 доведен до сохраненного размера 660,00) = 660,00 - 450 х 228 (ожидаемый период выплаты пенсии «Т») = 47880,00 х 0,57513889 (отношение имеющего трудового стажа, приобретенного на 01.01.2002 11 лет 06 месяцев 01 день к требуемой продолжительности 20 лет) = 27537,65;
ПК индексированный на 31 декабря 2014 года = 27537,65 х 5,6148.... (коэффициенты индексации с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года) = 154618,88 (индексированный РПК) + 24739,02 (ПК валоризации за советский стаж до 01 января 1991 года = 06 лет 09 месяцев 03 дня = 16 %) = 179357,90
Сумма страховых взносов на 31 декабря 2014 года = 63296,49 СЧ на 31.12.2014 = (179357,90 + 63296,49) / 228 =1064,27 ИПК с =1064,27 / 64,10 = 16,603. где 64,10 - стоимость одного балла на 01.01.2015 ИПК н = 4,233,
где ИПКн - сумма баллов, поступивших на ИЛС после 01.01.2015.
ИПК суммарный = 16,603+4,233+2,7 (за период ухода за ребенком до полутора лет) = 23,536.
Однако данный расчет ИПК возможен только при условии подтверждения не включенного периода работы с 04 марта 1995 года по 31 декабря 1996 года.
Как следует из ответов МИФНС России № 10 по Ленинградской области и архива администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области кооператив «Агат» на территории Выборгского района зарегистрирован не был.
Истцом не представлено документов, достоверно подтверждающих факт работы в период с 04 марта 1995 года по 31 декабря 1996 года в кооперативе «Агат», в связи с чем ответчиком обосновано исключен данный период из стажа.
Учитывая, что истцом не представлено доказательств работы в период с 04 марта 1995 года по 31 декабря 1996 года в кооперативе «Агат», требования удовлетворению не подлежат.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Ивановой Тамары Сергеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о подтверждении стажа, признании решения незаконным и обязании назначить страховую пенсию по старости отказать.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 27 апреля 2024 года.
Председательствующий подпись
Копия верна
Судья Выборгского городского суда С.Н. Киселева
Помощник Д.А. Наторхин
Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-611 за 2024 год в Выборгском городском суде Ленинградской области.