№ 2-53(1)/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2018 г. г. Пугачев
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Викторовой И.В.
при секретаре Соловьевой Е.В.
с участием представителя истца Орловой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Пугачевском районе Саратовской области к Сапожникову Сергею Викторовичу о взыскании неправомерно полученных сумм пенсии и ежемесячной денежной выплаты,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ
в Пугачевском районе Саратовской области (далее УПФР в Пугачевском районе Саратовской области) обратилось в суд с иском к Сапожникову С.В. о взыскании неправомерно полученных сумм пенсии и ежемесячной денежной выплаты.
В обоснование требований указано, что 30.10.2014 ответчик на основании акта освидетельствования б/н от 30.10.2014 был признан инвалидом второй группы бессрочно, в подтверждение чего получил справку об установлении инвалидности серии МСЭ-2013 <Номер>. 10.11.2014 Сапожников С.В. обратился с заявлением
в УПФР в Пугачевском районе Саратовской области о назначении ежемесячной денежной выплаты, 16.12.2014 с заявлением о назначении пенсии по инвалидности, предоставив выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2013 <Номер> об установлении инвалидности.
На основании представленных документов решением УПФР в Пугачевском районе Саратовской области от 23.12.2014 ему была назначена пенсия по инвалидности
с 30.10.2014, и с 10.11.2014 ежемесячная денежная выплата. С 01.01.2017 ответчику назначена единовременная выплата.
Согласно уведомлению от 01.09.2017 № 1924 Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
при осуществлении контроля за решениями, принятыми бюро медико-социальной экспертизы было выявлено, что справка серии МСЭ-2013 <Номер> выдана
с нарушением законодательства РФ, решение бюро медико-социальной экспертизы
№ 27 об установлении Сапожникову С.В. с 30.10.2014 инвалидности второй группы бессрочно отменено. На основании данного уведомления с 01 октября 2017 года выплата ответчику пенсии и ЕДВ была прекращена. Требование о добровольном погашении незаконно выплаченной с 30.10.2014 по 30.09.2017 суммы пенсии,
с 10.11.2014 по 30.09.2017 суммы ЕДВ, в январе 2017 г. единовременной выплаты ответчик не исполнил, в связи с чем, истец просил взыскать с Сапожникова С.В. незаконно полученную пенсию по инвалидности в размере 372 942 руб. 11 коп., ежемесячную денежную выплату в размере 47 598 руб., и единовременную выплату в размере 5 000 руб., всего 425 540 руб. 11 коп., а также государственную пошлину в размере 7 455 руб. 40 коп.
В судебном заседании представитель УПФР в Пугачевском районе Саратовской области Орлова Е.М. исковые требования поддержала.
Ответчику Сапожникову С.В. вручены копия искового заявления и приложенных документов, он надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания. Сапожников С.В. в суд не явился, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем, суд в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Третье лицо Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области» о времени и месте судебного заседания извещено, представителя в суд не направило. В письменном отзыве на иск представитель третьего лица Кузина О.А. считала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Указала, что при проверке обстоятельств получения справки серии МСЭ-2013 <Номер> специалистами экспертного состава № 1 установлено, что указанная справка МСЭ об установлении второй группы инвалидности бессрочно с 30.10.2014 была получена
Сапожниковым С.В. с нарушением законодательства. В базе данных ЕАВИИАС МСЭ Бюро № 27 нет сведений о проведении медико-социальной экспертизы
Сапожникову С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающему по адресу: <Адрес>,
<Адрес>, имеются сведения об освидетельствовании
и установлении второй группы инвалидности 30.10.2014, сроком на один год, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающему по адресу: <Адрес>,
<Адрес>.<Адрес>, по поводу <Данные изъяты> Согласно сведений, указанных в протоколе освидетельствования от 30.10.2014 обследование Сапожникова С.В. проведено в РБ, с 02.06.2014 по 16.06.2014 проводилось стационарное обследование и лечение в ГУЗ «ОКБ». По сообщению ГУЗ СО «Пугачевская РБ» Сапожников С.В. на диспансерном учете не состоит, направление на МСЭ не оформлялось. По сообщениям ГУЗ «ООД № 1» от 27.06.2017 № 663/01-08, ГУЗ ООД №1 «Вольский филиал» от 27.06.2017 № 248/38-11, ФИО1 07.02.2017 обращался в поликлинику ООД № 1 «Вольский филиал» с диагнозом: <Данные изъяты> Назначено амбулаторное лечение. По сообщению ГУЗ «ООД №2» Сапожников С.В. в период с 2012 по 2017 гг. за медицинской помощью не обращался, направление на медико-социальную экспертизу ему не оформлялось. По сообщению ГУЗ «Областная клиническая больница» от 22.06.2017 № 449 Сапожников С.В. в период с 01.01.2014 по 22.06.2017 на стационарном лечении не находился, в 2014-2017 гг. направление на МСЭ
ему не оформлялось. Таким образом, основания для установления группы инвалидности Сапожникову С.В. отсутствовали, а в учетные документы
и государственную информационную систему по проведению медико-социальной экспертизы ЕАВИИАС МСЭ были внесены заведомо недостоверные сведения. В связи с установленными обстоятельствами специалисты ФКУ «ГБ МСЭ по Саратовской области» Минтруда России пришли к выводу, что справка серии МСЭ-2013 <Номер> от 30.10.2014 выдана Сапожникову С.В. с нарушением требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Минтруда России от 02.01.2014
№ 59н. Решение бюро № 27 о выдаче Сапожникову С.В. справки МСЭ отменено,
в связи с чем, полагала, что ответчик обязан вернуть неправомерно полученную пенсию по инвалидности, ежемесячную денежную выплату и единовременную выплату в сумме 425 540 руб. 11 коп.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации, право
на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации право на трудовую пенсию
по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября
1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке
и условиях признания лица инвалидом» признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя
из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа
его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых
и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
В соответствии с пп. 5, 6 Правил признания лица инвалидом условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать
свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость
в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий
не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Согласно пп. 15, 16 Правил признания лица инвалидом гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных
и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форму которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации
и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные
о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
В соответствии с п. 24 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
В соответствии с пп. 25, 29, 29(1) Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.
Акт медико-социальной экспертизы гражданина, протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина, индивидуальная программа реабилитации или абилитации гражданина формируются в дело медико-социальной экспертизы гражданина.
В силу чч. 1, 2, 5 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления
и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты
к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере пенсионного обеспечения.
Из содержания приведенных выше норм законодательства следует,
что для взыскания с лица причиненного Пенсионному фонду ущерба следует установить вину данного лица в предоставлении недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для установления и выплаты страховой пенсии.
Субъектами такой ответственности законодатель определил лиц, предоставляющих недостоверные сведения, содержащиеся в документах, представленных ими для установления и выплаты страховой пенсии.
Как предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях», прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 10 ФЗ "О страховых пенсиях", и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства
или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
В силу п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из материалов дела видно, что 10.11.2014 в возрасте 56 лет Сапожников С.В. обратился в УПФР в Пугачевском районе Саратовской области с заявлением
о назначении ежемесячной денежной выплаты, 16.12.2014 с заявлением о назначении пенсии по инвалидности и предоставил выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом второй группы бессрочно, серия МСЭ-2013
<Номер> от 30.10.2014.
На основании решения УПФР в Пугачевском районе Саратовской области
от 23.12.2014 Сапожникову С.В. на основании выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2013 <Номер> с 30.10.2014 назначена пенсия по инвалидности в соответствии со ст. 8 Федерального закона
от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
с 10.11.2014 назначена ежемесячная денежная выплата на основании ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации». С 01.01.2017 ответчику назначена единовременная выплата на основании Федерального закона от 22.11.2016 № 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию».
20.09.2017 в УПФР в Пугачевском районе Саратовской области поступило сообщение из ФКУ «Главное бюро МСЭ по Саратовской области» Минтруда России от 01.09.2017 № 1924, согласно которому при осуществлении контроля за решениями, принятыми бюро МСЭ № 27 выявлено, что справка МСЭ серии МСЭ-2013
<Номер> была выдана Сапожникову С.В. с нарушением законодательства Российской Федерации, решение, принятое данным бюро МСЭ, об установлении Сапожникову С.В. второй группы инвалидности с 30.10.2014 бессрочно, отменено.
Указанные действия ФКУ «Главное бюро МСЭ по Саратовской области» Минтруда России ответчиком не были обжалованы.
В ходе медико-социальной экспертизы проведенной Сапожникову С.В. заочно 08.08.2017 экспертным составом № 1 ФКУ «Главное бюро МСЭ по Саратовской области» Минтруда России установлено, и подтверждается материалами дела,
что в базе данных ЕАВИИАС МСЭ Бюро № 27 имеются сведения
об освидетельствовании и установлении второй группы инвалидности 30.10.2014, сроком на один год, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающему по адресу: <Адрес>, р.<Адрес>, по поводу <Данные изъяты> Сведений о проведении медико-социальной экспертизы Сапожникову С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающему по адресу: <Адрес>, не имеется. Согласно сведений, указанных в протоколе медико-социальной экспертизы № 957 от 30.10.2014 обследование Сапожникова С.В. проведено в РБ, с 02.06.2014 по 16.06.2014 проводилось стационарное обследование и лечение в ГУЗ «ОКБ». Вместе с тем, по сообщению ГУЗ СО «Пугачевская РБ» от 30.03.2017 № 1326 Сапожников С.В. на диспансерном учете не состоит, направление на МСЭ
ему не оформлялось. По сообщениям ГУЗ «ООД № 1» от 27.06.2017 № 663/01-08,
ГУЗ ООД №1 «Вольский филиал» от 27.06.2017 № 248/38-11 ФИО7 07.02.2017 обращался в поликлинику ООД № 1 «Вольский филиал» с диагнозом: <Данные изъяты> назначено амбулаторное лечение.
По сообщению ГУЗ «ООД №2» Сапожников С.В. в период с 2012 по 2017 гг.
за медицинской помощью не обращался, направление на медико-социальную экспертизу ему не оформлялось. По сообщению ГУЗ «Областная клиническая больница» от 22.06.2017 № 449 Сапожников С.В. в период с 01.01.2014 по 22.06.2017 на стационарном лечении не находился, в 2014-2017 гг. направление на МСЭ
ему не оформлялось.
Согласно заключению заочной медико-социальной экспертизы от 25.08.2017
у ФИО1 не выявлено заболеваний (последствий травм, дефектов), которые в период с 2014 по 2017 гг. приводили к стойкому нарушению функций организма, ограничению основных категорий жизнедеятельности и давали основание для установления группы инвалидности. Справка МСЭ выдана Сапожникову С.В.
без проведения медико-социальной экспертизы. Решение Бюро № 27 о выдаче справки серии МСЭ-2013 <Номер> отменено.
Указанное заключение медико-социальной экспертизы ответчиком
не оспорено.
Таким образом, суд установил, что ответчиком нарушены положения
ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривающих обязанность граждан предоставлять в пенсионный орган достоверные сведения, требуемые для установления и выплаты им конкретного вида пенсии, в связи с чем, пришел к выводу о незаконности получения
Сапожниковым С.В. пенсии по инвалидности.
С 01 октября 2017 г. выплата Сапожникову С.В. пенсии и ЕДВ прекращена
в соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях».
Согласно представленному истцом и не оспоренному ответчиком
в установленном порядке расчету переплаты пенсии по инвалидности за период
с 30.10.2014 по 30.09.2017 переплата страховой пенсии по инвалидности составила 372 942,11 руб., ЕДВ за период с 10.11.2014 по 30.09.2017 - 47 598 руб., единовременной выплаты, произведенной в январе 2017 на основании Федерального закона от 22.11.2016 № 385-ФЗ «О единовременной выплате гражданам, получающим пенсию» – 5 000 руб., общий размер такой переплаты составил 425 540,11 руб.
03.11.2017 истцом направлялась претензия Сапожникову С.В. с предложением
в 10-дневный срок возместить излишне выплаченные суммы пенсии,
ЕДВ и единовременной выплаты, которая в добровольном порядке не исполнена.
Поскольку установлена недобросовестность со стороны Сапожникова С.В.
при получении пенсии по инвалидности, выразившаяся в предоставлении недостоверных сведений, с учетом положений ст. 1102, 1109 ГК РФ, ч.2 ст. 28
ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд пришел к выводу
о взыскании с ответчика незаконно полученной пенсии по инвалидности, ЕДВ
и единовременной выплаты в размере 425 540,11 руб.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные
в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально
той части исковых требований, в которой истцу отказано.
При подаче иска истцом оплачена государственная пошлина в размере
7 455,40 руб., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Пугачевском районе Саратовской области удовлетворить.
Взыскать с Сапожникова Сергея Викторовича в пользу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Пугачевском районе Саратовской области неосновательно выплаченную сумму пенсии по инвалидности 372 942 руб. 11 коп., сумму ежемесячной денежной выплаты 47 598 руб., сумму единовременной выплаты 5 000 руб., всего
425 540 руб. 11 коп.
Взыскать с Сапожникова Сергея Викторовича в пользу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Пугачевском районе Саратовской области государственную пошлину в размере 7 455 руб. 40 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья