Решение по делу № 2-1349/2023 от 30.03.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 июня 2023 года г. Иркутск

    

Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе

председательствующего судьи Зыковой А.Ю.,

при секретаре <ФИО>15,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по иску Министерства обороны Российской Федерации к <ФИО>8, <ФИО>2, <ФИО>3 (<ФИО>13) о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета, обязании сдать жилое помещение,

установил:

в Куйбышевский районный суд г. Иркутска обратилось Министерство обороны Российской Федерации с иском к <ФИО>8, <ФИО>2, <ФИО>5, в обоснование доводов которого указано, что Федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГАУ «Росжилкомплекс») проведена проверка использования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу. В ходе проведенной проверки установлено, что в спорном жилом помещении проживают <ФИО>8 и <ФИО>4, документов, подтверждающих законность проживания в жилом помещении, не представлено, в жилом помещении зарегистрирован. <дата> начальником 3 отдела (г. Иркутск) ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны России в адрес <ФИО>8 направлен запрос о предоставлении документов, подтверждающих законность проживания в спорном жилом помещении. Ответчиком запрашиваемые документы не представлены. По информации ФГКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» ответчики в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ не состоят. Прав на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания про линии Министерства обороны РФ ответчики не имеют. Спорное жилое помещение является общежитием и включено в число служебной жилой площади, закреплено за Министерством обороны РФ. Кроме того, общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, признано аварийным и подлежащим сносу. <дата> в адрес <ФИО>8 направлено уведомление о необходимости добровольного освобождения служебного жилого помещения Министерства обороны РФ. До настоящего времени ответчики спорное жилое помещение не освободили, не передали собственнику (его представителю) в установленном порядке. Ответчики, зарегистрированные в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в случае вынесения решения судом об их выселении, подлежат снятию с регистрационного учета по данному адресу. Удержание ответчиками в отсутствие законных оснований жилого помещения Министерства обороны РФ нарушает права истца по своей воле и усмотрению распоряжаться указанным жилым помещением.

На основании изложенного, истец просит суд признать <ФИО>8, <ФИО>4, <ФИО>5 утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>; выселить <ФИО>8, <ФИО>4 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, без предоставления другого жилого помещения; снять <ФИО>8, <ФИО>4, <ФИО>5 с регистрационного учета в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>; возложить на <ФИО>8, <ФИО>4, <ФИО>5 сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику территориального отдела «Иркутский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и просил суд признать <ФИО>8 утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>; выселить <ФИО>8 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения; снять <ФИО>8 с регистрационного учета в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>; возложить на <ФИО>8 сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику территориального отдела «Иркутский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ.

При этом от остальных требований истец отказ не заявил, в связи с чем суд рассматривает исковые требования без учета уточнений.

Заочным решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 15.03.2022 исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворены частично. <ФИО>8, <ФИО>2, <ФИО>5 признаны утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. <ФИО>8, <ФИО>2 выселены из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения. На <ФИО>8, <ФИО>2, <ФИО>5 возложена обязанность сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику территориального отдела «Иркутский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ. <ФИО>8 снят с регистрационного учета в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. В удовлетворении требований Министерства обороны Российской Федерации о снятии с регистрационного учета <ФИО>2, <ФИО>5 отказано. С <ФИО>8, <ФИО>2, <ФИО>5 в бюджет г. Иркутска взыскана государственная пошлина в размере 100 руб. с каждого.

Определением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от <дата> заочное решение суда от <дата> отменено, рассмотрение дела по существу возобновлено.

В судебное заседание представитель истца Министерства обороны РФ не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, в представленном суду заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Ответчик <ФИО>8 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Ответчики <ФИО>2, <ФИО>3 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Ранее в судебном заседании исковые требования не признали, просили суд отказать в удовлетворении иска.

Ответчик <ФИО>2 пояснила, что в спорном жилом помещении не проживают с 2002 года после расторжения брака с <ФИО>8, однако значились зарегистрированными в жилом помещении для того, что дочь могла посещать детский сад. С 2009 года проживает с семьей в городе Ангарске, с 2017 года имеет регистрацию при войсковой части, в которой проходит службу супруг.

Ранее в судебном заседании ответчик <ФИО>26 суду показала, что с 2004 года посещала школу в <адрес>, затем с 5 класса посещала школу <номер>, в это время проживали в Иркутске-2, затем переехали в <адрес>, когда мама ответчика вышла замуж. До 2015 года проживала в <адрес> с мамой и ее супругом, которого считала своим отцом, затем переехала в <адрес>, проживала там в квартире, принадлежащей бабушке и обучалась в университете. В 2021 году квартиру в <адрес> продали и с молодым человеком переехали в <адрес>, в настоящее время проживает в <адрес> со своим мужем и имеет временную регистрацию по месту жительства родителей мужа.

Представитель третьего лица ФГАУ «Росжилкомплекс», военный прокурор Иркутского гарнизона в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Информация о месте и времени судебного разбирательства своевременно размещалась на официальном сайте Куйбышевского районного суда г. Иркутска по правилам статьи 113 ГПК РФ.

Принимая во внимание положения статей 115, 116 ГПК РФ, суд считает возможным в соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции РФ. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В этой связи основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище.

Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «СибТУИО» Минобороны России на основании приказа <ФИО>11 обороны РФ от <дата> <номер>, является специализированным жилищным фондом (общежитием).

Приказом заместителя Министра обороны РФ <номер> от <дата>, на основании заключения <номер> от <дата> Межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации города Иркутска от <дата> <номер>, многоквартирный дом (общежитие), расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийный и подлежащим сносу.

Ответчик <ФИО>8 зарегистрирован в спорном жилом помещении с <дата>, что подтверждается копией поквартирной карточкой и адресной справкой № ППО 2/4563, предоставленной по запросу суда отделом адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области.

Согласно свидетельству о расторжении брака I-СТ <номер> от <дата> на основании решения мирового судьи судебного участка № 20 Ленинского округа г. Иркутска от <дата> брак между <ФИО>8 и <ФИО>4 расторгнут.

<дата> между <ФИО>16 и <ФИО>4 заключен брак. После заключения брака жене присвоена фамилия <ФИО>31, что подтверждается свидетельством о заключении брака I-СТ <номер> от <дата>.

Ответчик <ФИО>2 с <дата> значится зарегистрированной по адресу: <адрес> (адресная справка № <номер> от <дата>).

Из свидетельства о заключении брака III-АР <номер> от <дата> следует, что <дата> между <ФИО>17 и <ФИО>18 заключен брак. После заключения брака жене присвоена фамилия <ФИО>29.

<дата> <ФИО>5 переменила фамилию на <ФИО>30, отчество на <ФИО>12, что подтверждается свидетельством о перемени имени I-АР <номер> от <дата>.

Согласно акту о фактическом проживании граждан в жилом помещении объекта жилищного фонда Минобороны России от <дата>, <ФИО>8 по настоящее время проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в квартире проживает 2 человека.

Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания <ФИО>3 зарегистрирована по адресу: <адрес>, на срок с <дата> по <дата>, и с <дата> по <дата>.

Из представленного ответчиком <ФИО>19 договора найма служебного помещения от <дата>, заключенного между войсковой частью 3466 в лице командира <ФИО>20 (наймодатель) и <ФИО>16 (наниматель), следует, что наймодатель передает нанимателю во владение и пользование жилое помещение, состоящее из квартиры площадью 73,05 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем.

Справкой от <дата>, выданной начальником КЭС войсковой части <номер>, подтверждается факт проживания <ФИО>16 совместно с женой <ФИО>27, детьми <ФИО>5, <ФИО>21, <ФИО>22 по адресу: <адрес>.

Из решения Ангарского городского суда от <дата> по гражданскому делу <номер> по заявлению <ФИО>16 об установлении факта нахождения на иждивении, копия которого представлена в материалы настоящего гражданского дела, усматривается, что в 2010 году <ФИО>28 и несовершеннолетняя <ФИО>5 проживали совместно с <ФИО>16 в квартире по адресу: <адрес>.

Принимая во внимание, что согласно данным поквартирной карточки ответчики <ФИО>8 зарегистрирован в спорном жилом помещении с 1995 года, проживает в нем по настоящее время, суд при решении спора руководствуется нормами Жилищного кодекса РСФСР, а также нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в отношении тех прав и обязанностей, которые возникли после введения его в действие (статья 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 189-ФЗ).

Статьей 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, т.е. на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28-31, 33,42,43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

В силу статьи 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

На основании статьи 104 ЖК РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

Согласно статье 105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

В силу статьи 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 года №405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

На основании частей 2 и 7 статьи 100 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.

Согласно части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения в общежитиях.

В пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по действовавшему до 1 марта 2005 г. законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статья 47, 105 Жилищного кодекса РСФСР).

Из материалов дела следует, что в настоящее время ответчик <ФИО>8 в трудовых отношениях с Министерством обороны России не состоит. Доказательств обратного суду не представлено.

В материалах дела отсутствуют надлежащие письменные доказательства принятия решения уполномоченным органом о предоставлении <ФИО>8 спорного жилого помещения в здании общежития, а равно ордер на служебное жилое помещение, оформленный в соответствии с требованиями статьи 47 ЖК РСФСР. Договор найма специализированного жилого помещения с ответчиком <ФИО>8 не заключен.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», если на вселение лица в жилое помещение не было получено письменного согласия нанимателя и (или) членов семьи нанимателя, а также согласия наймодателя, когда оно необходимо (часть 1 статьи 70 ЖК РФ), то такое вселение следует рассматривать как незаконное и не порождающее у лица прав члена семьи нанимателя на жилое помещение.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что ответчик <ФИО>8 вселился в спорное жилое помещение с нарушением установленного законом порядка.

Истец, осуществляющий правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, в соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 №1082, и постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», вправе обратиться в суд с иском о выселении из жилого помещения специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ.

В силу статьи 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Частью 1 статьи 103 ЖК РФ определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ.

Частью 2 статьи 103 ЖК РФ определено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, статья 13 указанного закона дополняет определенный в пункте 2 статьи 103 ЖК РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно статье 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены:

1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;

2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;

3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;

4) семьи военнослужащих;

5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;

6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");

7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение;

8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);

9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;

10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;

11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;

12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.

В соответствии со статьей 110 Жилищного кодекса РСФСР прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой.

Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 данного кодекса, могут быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения.

Материалы дела не содержат сведений об отношении <ФИО>8 к какой-либо категории граждан, указанных в статье 108 ЖК РСФСР, статье 103 ЖК РФ, выселение которых невозможно без предоставления другого жилого помещения, доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с частью 2 статьи 1 ЖК РФ реализация жилищных прав носит заявительный характер и осуществляется гражданами по их усмотрению.

<дата> в адрес ответчика <ФИО>8 направлено уведомление <номер> об освобождении служебного жилого помещения Министерства обороны РФ, направление указанного уведомления подтверждается представленной копией конверта, вернувшегося в адрес отправителя. Требование, указанное в уведомлении оставлено ответчиком без удовлетворения.

Проанализировав приведенные выше нормы жилищного законодательства, установленные по делу обстоятельства, а также принимая во внимание что, ответчики <ФИО>2, <ФИО>3 выехали из спорного жилого помещения в 2002 году, самостоятельно снялись с регистрационного учета в 2017 году до принятия иска к производству суда, имеются все основания для выселения ответчика <ФИО>8 из спорного жилого помещения.

В удовлетворении требований к <ФИО>2, <ФИО>3 следует отказать.

Ни Жилищный кодекс РСФСР, ни ныне действующий жилищный кодекс не предусматривали и не предусматривают иную форму предоставления жилья, кроме как его временного представления с учетом характера трудовых (служебных) отношений с Министерством обороны. Предоставление служебного жилого помещения не преследует цели улучшения жилищных условий его пользователей, а предназначено создать надлежащие жилищно-бытовые условия выполнения служебных обязанностей граждан.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оснований для сохранения за ответчиком <ФИО>8 права пользования спорным жилым помещением не имеется. Обстоятельств, при которых в соответствии с частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 13 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», выселение из жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не допускается, судом по настоящему делу не установлено.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам статей 12, 56, 67 ГПК РФ, принимая во внимание, что ответчик <ФИО>8 на военной службе не состоит, права на обеспечение их жильем в порядке статьи 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» не имеет, в спорное жилое помещение вселился в отсутствие на то законных оснований, договор найма специализированного жилого помещения не заключался, к категории лиц, которые не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, ответчик не относится, в добровольном порядке спорное жилое помещение освободить отказывается, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о выселении <ФИО>8 из спорного жилого помещения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Учитывая требования подпункта «к» пункта 14 Правила пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями», при прекращении права пользования жилым помещением наниматель обязан сдать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплатить стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или произвести ремонт за свой счет, а также погасить задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца о возложении на ответчика <ФИО>8, проживающего в спорном жилом помещении, обязанности сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику территориального отдела «Иркутский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», одним из оснований снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства, производимого органом регистрационного учета, является его выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Как установлено судом ранее ответчики <ФИО>2 и <ФИО>3 зарегистрированными в спорном жилом помещении не значатся.

Исходя из этого, решение суда о выселении ответчика <ФИО>8 из спорной квартиры является основанием для снятия его с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

Требования о снятии с регистрационного учета ответчиков <ФИО>2, <ФИО>3 удовлетворению не подлежат.

Поскольку при подаче искового заявления истец Министерство обороны РФ было освобождено от уплаты государственной пошлины, на основании части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика <ФИО>8 в размере 300 руб., исчисляемом в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить частично.

Признать <ФИО>8 утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Выселить <ФИО>8 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Возложить на <ФИО>8 обязанность сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику территориального отдела «Иркутский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ.

Снять <ФИО>8 с регистрационного учета в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Взыскать с <ФИО>8 в бюджет г. Иркутска государственную пошлину в размере 300 руб.

В удовлетворении требований Министерства обороны Российской Федерации к <ФИО>2, <ФИО>3 отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня постановления решения в окончательной форме.

Судья А.Ю. Зыкова

<данные изъяты>

2-1349/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство обороны Российской Федерации
Военный прокурор Иркутского гарнизона
Ответчики
Кудряшова Анастасия Юрьевна
Кудряшов Юрий Лазаревич
Кудряшова (Людвиг) Светлана Николаевна
Другие
ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации
Территориальный отдел "Иркутский" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации
Суд
Куйбышевский районный суд г. Иркутск
Судья
Зыкова А.Ю.
Дело на странице суда
kuibyshevsky.irk.sudrf.ru
30.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
03.04.2023Передача материалов судье
03.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2023Судебное заседание
07.06.2023Судебное заседание
07.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее