Судья Лекомцева Ю.Б.
гр.д. № 33-1435
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вьюговой Н.М.,
судей Сальниковой М.Л., Бобровой Ю.М.,
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вьюговой Н.М.,
дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 декабря 2017 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований фио к Федеральной службе исполнения наказания России о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказания России № от 01.11.2016г. об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты и обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты отказать,
установила:
фио обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказания России (далее-ФСИН России) о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказания России, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением комиссии ФСИН России № от 01.11.2016г. ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты (далее-ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с ухудшением жилищных условий супругой истца в 2010г. и 2011г. в соответствии с п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369. С данным решением он не согласен, поскольку последняя сделка по отчуждению недвижимости его супругой состоялась 23.05.2011г. и не носила намерений по ухудшению жилищных условий.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ФСИН России по доверенности фио в судебное заседание явился, возражал относительно доводов истца, просил отказать в удовлетворении иска.
Третье лицо УФСИН России по адрес в судебное заседание представителя не направило, извещено.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика фио, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене обжалуемого решения.
Судом установлено, что фио проходил службу в органах УФСИН России по адрес в должности младшего инспектора второй категории дежурной службы ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по РБ. Выслуга фио составляет более 10 лет в календарном исчислении.
Судом установлено, что с 21.10.2008г. истец состоит в браке с фио фио, которые с 04.02.2014г. постоянно зарегистрированы по адресу: адрес. Также по указанному адресу с 04.02.2014г. постоянно зарегистрирована дочь истца -фио, паспортные данные
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности, данное жилое помещение общей площадью 56,9 кв.м. принадлежит на праве собственности отцу супруги заявителя – фио. В указанном жилом помещении зарегистрировано 5 человек.
Как установлено комиссией и подтверждается жилищными документами, супруга истца, истец с 04.12.2002г., их дочь с рождения до 03.02.2014г. были зарегистрированы по адресу: РБ, адрес.
Данное жилое помещение, принадлежащее на праве собственности матери истца – фио, представляет собой помещение общей площадью 78,8 кв.м., в котором до 03.02.2014г. было зарегистрировано 7 человек, вместе с фио и фио
07.05.2014г. фио обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по адрес с рапортом о принятии его и членов ее семьи (супруга и дочь) на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно выписке из протокола № 14 от 30.05.2014г. заседания территориальной подкомиссии УФСИН России по адрес постановлено принять и направить документы в ФСИН России для рассмотрения вопроса о постановке фио на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Решением комиссии ФСИН России от 01.11.2016г. (выписка из протокола N 88) по результатам рассмотрения вопроса о предоставлении фио ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения было отказано в постановке на учет истца для получения единовременной социальной выплаты по основанию, предусмотренному часть 8 статьи 4 Федерального закона № 283 от 30.12.2012 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий, выразившихся в отчуждении супругой заявителя фио долей в двух жилых помещениях.
Разрешая спор, суд руководствовался ст. ст. 30, 31, 53 ЖК РФ, ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и, установив, что с 04.02.2014 г. истец и члены его семьи зарегистрировались по месту жительства в жилом помещении по адресу: РБ, адрес, общей площадью 56,9 кв.м., где обеспеченность каждого проживающего жилой площадью составила менее 15 кв.м. (56,9/5), а в 2010 и 2011 г. супруга фио произвела отчуждение принадлежавших ей на праве собственности долей жилых помещений (1/4 доли в квартире общей площадью 54,9 кв.м., по адресу: адрес), ¼ доли жилого помещения площадью 78,8 кв.м., по адресу: адрес), признал обоснованным отказ в постановке семьи фио на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что до смены места регистрации на адрес: адрес, он с супругой и дочерью был зарегистрирован по адресу: адрес, где всего было зарегистрировано 7 человек и обеспеченность составляла по 11,26 кв.м. на человека, тогда как по новому адресу обеспеченность составляет 11,38 кв.м. на человека, то есть жилищные условия не ухудшены, а улучшены.
Также ссылается на то, что с момента отчуждения его супругой долей жилых помещений до момента принятия решения ФСИН об отказе в постановке на учет прошло более 5 лет, в связи с чем, произведенные ухудшения не могли учитываться, намеренное ухудшение жилищных условий не имело места.
Указанные доводы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене решения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название - в редакции от 6 марта 2015 г., действующей на момент рассмотрения комиссией ФСИН России 01 ноября 2016 г. рапорта фио о принятии его с членами семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты).
Пунктом 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункты "б" и "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Копии документов, указанных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в системной взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, заверенных в установленном порядке.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Отчуждение долей жилых помещений, находившихся в собственности супруги заявителя, является ухудшением жилищных условий, поскольку при наличии этой собственности она подлежит учету при расчете выплаты.
Поскольку определение нуждаемости сотрудника и членов его семьи в жилом помещении и, как следствие, признание за таким сотрудником права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляются на основании представленных сотрудником документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке, следовательно – право на постановку на учет определяется на дату подачи рапорта. В этой связи доводы апелляционной жалобы истца о том, что пятилетний срок с момента ухудшения жилищных условий истек к дате принятия комиссией решения не могут быть приняты в качестве оснований к отмене судебного акта.
С учетом истечения 5-ти лет с даты ухудшения жилищных условий истец не лишен права вновь обратиться к ответчику с заявлением о принятии на учет.
Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Решение законно, обоснованно и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи