11RS0016-01-2021-001041-07
дело №2-563/2021
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июля 2021 года в с.Выльгорт гражданское дело по исковому заявлению Ульяновой Н. Н.евны к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании раздела земельного участка, решения о постановке на кадастровый учет земельных участков и результатов межевания незаконными, установлении границ земельного участка,
установил:
Ульянова Н.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании незаконными действий администрации по уменьшению и разделу земельного участка, на котором расположен дом по адресу: Сыктывдинский район, <адрес>, – решения о постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами №:154 и №155 и результатов межевания земельных участков с кадастровыми номерами №154, №155 и №772 в части указания местоположения границ участков, исключении из ЕГРН сведений о границах данных участков, установлении границ земельного участка площадью 890 кв.м по адресу: Сыктывдинский район, <адрес>. В обоснование требований указано, что истец является собственником жилого дома с кадастровым номером №259. Указанный объект расположен в границах двух земельных участков с кадастровыми номерами №154 и №155. Право собственности на указанное имущество перешло к истцу в порядке наследования от ее супруга и его сестры, право на которое также перешло к ним в порядке наследования после смерти их матери К.А.Г. Согласно свидетельству о праве на наследство по закону площадь земельного участка под домом составила 890 кв.м., однако исходя из материалов инвентаризации в пользовании супруга истца и его сестры находилось два самостоятельных земельных участка, тогда как земельный участок, принадлежащий ранее К.А.Г. площадью 890 кв.м никогда не делился и использовался как единое землепользование. Ссылаясь на то, что уменьшение площади земельного участка под домом и его раздел произведены с нарушением земельного законодательства, указывая, что к истцу в порядке наследования перешло право собственности на земельный участок в объеме 890 кв.м., истец обратилась в суд с настоящим иском.
На основании определения Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 05.07.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО ПИ «Комигражданпроект».
Стороны и третьи лица, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. Третьими лицами Управлением Росреестра по РК и ФГБУ «ФКП Росреестра» по РК заявлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. От истца и его представителя поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в целях истребования дополнительных документов, а также нахождением представителя истца в командировке.
Разрешая заявленное ходатайство по существу, и не находя правовых оснований для его удовлетворения, суд исходит из следующего.
В обоснование ходатайства указано на необходимость истребования дополнительных доказательств, а именно материалов надзорного производства №1215ж-2020 прокуратуры Сыктывдинского района по обращению истца.
Между тем, из материалов дела следует, что необходимости в истребовании данных материалов не имеется, поскольку материалы вышеуказанного надзорного производства имеются в материалах дела.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Как следует из ч. 1 ст. 48 Гражданского процессуального кодекса РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
В обоснование заявленного ходатайства также указано на необходимость отложения судебного заседания по причине нахождения представителя истца за пределами г. Сыктывкара и с. Выльгорт в командировке.
Между тем, доказательств невозможности явки представителя истца в судебное заседание, назначенное на 22.07.2021, истцом и его представителем не предоставлено.
Не предоставлено и доказательств невозможности явки в судебное заседание самого истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, поскольку с учетом вышеуказанных норм процессуального законодательства, пользуясь своими процессуальными правами добросовестно, истец не лишен возможности при наличии представителя принимать личное участие в рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявленного ходатайства и отложения судебного заседания, не имеется, в связи с чем, суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы настоящего дела, материалы надзорного производства №1215ж-2020, суд приходит к следующим выводам.
Определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон, является согласно абз. 3 ст. 148 Гражданского процессуального кодекса РФ одной и задач подготовки дела к судебному разбирательству. При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела. Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству»).
В соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истцу Ульяновой Н.Н. на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером №154, площадью 271 кв.м., земельный участок с кадастровым номером №155, площадью 315 кв.м., а также расположенный на участках жилой дом с кадастровым номером №259 по адресу: Сыктывдинский район, <адрес>.
Земельные участки с кадастровыми номерами №154 и №155 являются смежными по отношению друг к другу, используются истцом как единое землепользование, а жилой дом расположен в границах указанных земельных участков.
Из материалов дела следует, что право на жилой дом приобретен истцом в порядке наследования после смерти супруга У.В.И. и договора купли-продажи доли в праве на указанное имущество, заключенного с Кондратьевой А.В., Кондратьевым В.П. и Переверза Т.В.
Судом установлено, что имущество в виде жилого дома с кадастровым номером №:259, принадлежащего ранее К.А.Г., после ее смерти на основании завещания от 19.02.1965 в порядке наследования в равных долях приняли супруг истца У.В.И. и его сестра К.В.И. на основании свидетельства о праве на наследство от 23.10.1972.
Согласно завещанию К.А.Г., последняя завещала все свое имущество, которое ко дню смерти окажется ей принадлежащим, где бы оно не находилось, в том числе домовладение, находящееся в <адрес>, в равных долях У.В.И. и У.В.И.
Из свидетельства о праве на наследство следует, что У.В.И. и К.В.И. в равных долях после смерти К.А.Г. принято наследство в виде жилого бревенчатого дома, находящегося в <адрес> и расположенного на земельном участке размером 890 кв.м. Из содержания свидетельства также следует, что жилой дом принадлежит наследодателю на основании справки Выльгортского сельского совета от 29.03.1972.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 15.11.2019 после смерти У.В.И. его супруга Ульянова Н.Н. приняла наследственное имущество в виде 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером №:259 по адресу: Сыктывдинский район, <адрес>.
На основании договора купли-продажи №74 от 14.12.2020, заключенного с администрацией МО МР «Сыктывдинский», с учетом дополнительного соглашения от 01.02.2021 в общую долевую собственность Кондратьевой А.В. (1/6 доли в праве), Кондратьева В.П. (1/6 доли в праве), Переверза Т.В. (1/6 доли в праве) и Ульяновой Н.Н. (1/2 доли в праве) приобретен земельный участок с кадастровым номером №154, площадью 271 кв.м.
На основании договора купли-продажи №75 от 14.12.2020, заключенного с администрацией МО МР «Сыктывдинский», с учетом дополнительного соглашения от 01.02.2021, в общую долевую собственность Кондратьевой А.В. (1/6 доли в праве), Кондратьева В.П. (1/6 доли в праве), Переверза Т.В. (1/6 доли в праве) и Ульяновой Н.Н. (1/2 доли в праве) приобретен земельный участок с кадастровым номером №155, площадью 315 кв.м.
На основании договора купли-продажи доли земельного участка и жилого дома от 17.04.2021 Ульянова Н.Н. приобрела у Кондратьевой А.В., Кондратьева В.П., Переверза Т.В. 1/2 долю в праве на земельный участок с кадастровым номером №154 и расположенного на нем жилого дома с кадастровым номером №259.
Дополнительным соглашением от 28.04.2021 внесены изменения в договор купли-продажи, в соответствии с которыми Ульянова Н.Н. приобрела 1/2 долю в праве на земельные участки с кадастровыми номерами №154 и №155, и расположенного на нем жилого дома с кадастровым номером №259.
Судом также установлено, что смежным с земельным участком с кадастровым номером №155 является земельный участок с кадастровым номером №772, образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером №195 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.
Согласно информации, предоставленной по запросу суда Управлением Росреестра по Республике Коми, сведения о зарегистрированных правах на указанные земельные участки отсутствуют.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами №155, №154 и №195 поставлены на государственный кадастровый учет на основании результатов инвентаризации земель с. Выльгорт, материалы которой утверждены постановлением главы администрации Сыктывдинского района №3/59§8 от 26.03.1997.
Ссылаясь на то, что в пользовании К.А.Г. находился земельный участок площадью 890 кв.м., право на который в порядке наследования перешло к супругу истца и его сестре, а после их смерти, по мнению истца, и к ней, а также указывая, что данный земельный участок никогда не делился, Ульянова Н.Н. полагала, что у нее возникло право на земельный участок в объеме 890 кв.м, что явилось поводом обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.
Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу статьи 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и иных предусмотренных настоящим кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а так же из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Исходя из содержания искового заявления, а также объяснений представителя истца, данных ранее в судебном заседании, по существу требования Ульяновой Н.Н. обусловлены незаконным, по ее мнению, уменьшением земельного участка ранее принадлежащего К.А.Г.., и права на который, по мнению истца, должны перейти к ней в порядке наследования.
Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» граждане являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству (ст. 218 ГК РФ). В силу п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования (абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ, п. 4 ст. 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
В соответствии со статьей 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных названным кодексом.
Согласно п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ, в случае смерти гражданина, право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам, в соответствии с завещанием или законом.
Согласно пункту 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 7 Закона РСФСР «О земельной реформе» от 23.11.1990 № 374-1 до юридического оформления земельных участков в собственность гражданами, которым земельные участки были предоставлены для личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства сохраняется установленное право пользования земельными участками.
Согласно предоставленным в материалы дела данным архивным отделом администрации муниципального района «Сыктывдинский» и ГУ Республики Коми «Национальный архив Республики Коми» сведений о предоставлении К.А.Г. земельного участка площадью 890 кв.м в с. Выльгорт в архивным материалах не имеется.
Согласно предоставленным в материалы дела Национальным архивом РК похозяйственным книгам за период с 1952 по 1957 гг. в пользовании К.А.Г. находился земельный участок площадью 1023 кв.м. В похозяйственной книге за период с 1958 по 1963 содержатся сведения о нахождении в пользовании К.А.Г. земельного участка в объеме от 496 до 338 кв.м.
Из представленных в материалы дела копий похозяйственных книг Выльгортского сельского Совета №10-2 и №27 за период с 1971 по 1975 гг. следует, что размер находящегося в пользовании К.А.Г. земельного участка составлял 890 кв.м.
В последующем, в похозяйственных книгах №34, №44, №48, №45 за период с 1976 по 1990 гг. размер земельного участка ранее находящегося в пользовании К.А.Г., составлял от 612 до 544 кв.м, сведения о чем подтверждены пользователями земельного участка путем проставления своей подписи в похозяйственных книгах.
Обязательность ведения похозяйственных книг Советами народных депутатов по установленным формам была предусмотрена п. 7 ст. 11 Закона РСФСР от 19.07.1968 «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР». Похозяйственные книги являются документами первичного учета в сельских Советах и в них вносится информация обо всех постоянно проживающих на территории сельского поселения граждан, в том числе сведения о находящихся в их личном пользовании земельных участках.
Постановлением № 69 Госкомстата СССР от 25.05.1990 утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, согласно которым похозяйственные книги являются документами первичного учета хозяйств.
В силу п. 39 названных Указаний в разделе IV «А» «Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства» по каждому хозяйству записывается вся земельная площадь, предоставленная хозяйству в установленном порядке под приусадебный участок, служебный земельный надел, а также предоставленная крестьянским хозяйствам. Данные о предоставленных землях для ведения личного подсобного хозяйства колхозникам, рабочим и служащим, а также служебных наделах граждан выписываются из соответствующего раздела земельно-кадастровых книг.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
Статьей 8 названного Федерального закона закреплено, что учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство (п. 1).
В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи; площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями; количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел; сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство (п. 2).
Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 3).
Исходя из п. 7 Порядка записи в книгу производятся должностными лицами на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств.
Пунктом 24 Порядка ведения похозяйственных книг предусмотрено, что, заполняя сведения о правах на землю, в свободных строках указывается номер документа, подтверждающего право на земельный участок, его категорию и размер.
Предоставленные в материалы дела копии лицевых счетов из похозяйственных книг, с учетом приведенных выше норм, устанавливающих требования к ведению похозяйственных книг, также не подтверждают наличие в пользовании К.А.Г. земельного участка площадью 890 кв.м.
При этом необходимо отметить, что предоставленные копии лицевых счетов из похозяйственных книг, содержащие сведения о наличии в пользовании семьи К.А.Г. в разные периоды земельных участков, не содержат сведений о реквизитах документа, на основании которого в похозяйственные книги внесены записи о наличии у гражданина права на земельный участок, равно как и не содержат идентифицирующие признаки земельных участков.
Таким образом, в материалы дела не представлено доказательств фактического предоставления и использования К.А.Г. земельного участка в размере 890 кв. м.
Учитывая изложенное, принимая во внимание также отсутствие документов органа местного самоуправления о предоставлении К.А.Г. в установленном порядке земельного участка заявленной площадью в собственность либо на ином вещном праве, оснований для вывода о незаконном уменьшении земельного участка, вошедшего, по мнению Ульяновой Н.Н., в состав наследства после смерти К.А.Г. и, как следствие, в состав наследства после смерти У.В.И. и К.В.И. не имеется.
Ссылки истца и его представителя, опрошенного ранее в судебном заседании, на свидетельство о праве на наследство, которое, по их мнению, свидетельствует о наличии в собственности К.А.Г. земельного участка площадью 890 кв.м, не могут быть приняты во внимание, поскольку, по убеждению суда, основаны на ошибочном толковании содержания свидетельства о праве на наследство.
Так, согласно свидетельству о праве на наследство, У.В.И. и К.В.И. в равных долях после смерти К.А.Г. принято наследство в виде жилого бревенчатого дома, находящегося в <адрес>, и расположенного на земельном участке размером 890 кв.м. При этом из содержания свидетельства следует, что жилой дом принадлежит наследодателю на основании справки Выльгортского сельского совета от 29.03.1972.
Изложенное свидетельствует, что в состав наследства после смерти К.А.Г. вошел лишь жилой дом.
Более того, в рассматриваемом случае необходимо отметить, что право собственности, как истца, так и ранее Кондратьевой А.В., Кондратьева В.П. и Переверза Т.В. на земельные участки с кадастровыми номерами №154 и №155 возникло на основании соответствующих договоров купли-продажи, заключенных в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, а не перешло в порядке наследования, что, по убеждению суда, исключает возможность для вывода о нарушении права Ульяновой Н.Н.
Заявленные Ульяновой Н.Н. требования в части признания результатов межевания и решения о постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами №155 и №154 незаконными мотивированы нарушением органом местного самоуправления требований к предельным размерам земельных участков, не позволяющих, по мнению истца, использование данных объектов по назначению, а именно под строительство жилого дома.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Из анализа ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ следует, что именно истец должен представить доказательства того, что его права или законные интересы нарушены и что используемый им способ защиты влечет пресечение нарушения и восстановление права.
Как указывалось выше, земельные участки с кадастровыми номерами №155, №154 и №195 поставлены на государственный кадастровый учет на основании результатов инвентаризации земель с. Выльгорт, материалы которой утверждены постановлением главы администрации Сыктывдинского района №3/59§8 от 26.03.1997.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.
В соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации земель, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 12.07.1993 № 659, инвентаризация земель проводится во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23.04.1993 № 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» с целью определения возможности предоставления их гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей (пункт 1 Положения).
При проведении инвентаризации выявляются: соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участкам; неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки. В ходе инвентаризации земель устанавливаются их местоположение, площадь, качественное состояние, а также причины, приведшие к выявленным изменениям состояния земель (пункт 4 Положения).
Согласно Временного руководства по инвентаризации земель населенных пунктов, утвержденного Госкомземом России 17.05.1993, разработанного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1992 № 622 «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации», основными задачами проведения инвентаризации земель населенных пунктов являются: выявление всех землепользователей (землевладельцев) с фиксацией сложившихся границ занимаемых участков (п. 1.4).
По смыслу закона, инвентаризация земель имеет своей задачей проверку рационального использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием, установление правового режима и перераспределение.
Из материалов инвентаризации следует, что во владении У.В.И. находился земельный участок с кадастровым номером №155 (ранее №), а во владении К.В.И. - земельный участок с кадастровым номером №154 (ранее №).
Из предоставленных в материалы дела документов, на основании которых сформированы земельные участки с кадастровыми номерами №155, №154, в частности перечня землепользователей кадастрового квартала (л.д.162), каталогов координат точек (л.д.163,170), акта обследования и согласования границ земельных участков, следует, что в пользовании У.В.И. находился участок площадью 0,0315 га, а в пользовании К.В.И. – 0,0271 га, при этом границы участков и их площадь согласована землепользователями.
С учетом приведенных положений, а также установленных обстоятельств, при которых прежние пользователи земельных участков с кадастровыми номерами №155 и №154 не оспаривали право в части размера используемых ими участков, оснований для вывода о допущенных органом местного самоуправления нарушениях при проведении инвентаризации, равно как и о нарушениях прав самого истца с учетом оснований возникновения права Ульяновой Н.Н. на спорные участки, не имеется.
Кроме того, в рассматриваемом случае суд полагает необходимым отметить следующее.
Спорные земельные участки с кадастровыми номерами №155 и №154 относятся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с пп. 1 - 2 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее по тексту – Федеральный закон № 112-ФЗ) личное подсобное хозяйство представляет собой форму непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно пп. 1, 2 ст. 4 Федерального закона № 112-ФЗ для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Как следует из Приказа Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» на земельном участке с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» допускается размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.
Учитывая изложенное, вопреки доводам истца, изложенным в исковом заявлении, площадь земельных участков, собственником которых является Ульянова Н.Н., в полной мере позволяет использование имущества по целевому назначению.
Как следует из материалов дела и установлено при рассмотрении спора, земельный участок с кадастровым номером №772 образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером №195 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах. Сведения о земельном участке с кадастровым номером №772 внесены в Единый государственный реестр недвижимости 23.01.2021 на основании межевого плана, подготовленного по заявке администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
Из выписки об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером №772 следует, что права на данный объект в установленном порядке не зарегистрированы, а равно земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории) (п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ).
Согласно ч. 8, 10 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с ч. 11 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
Положениями ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ, установлено, что в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Из ч. 4 ст. 43 Федерального закона № 218 ФЗ следует, что в отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.
Обращаясь в суд с требованием о признании результатов межевания земельного участка с кадастровым номером №772 и решения о его постановке на учет незаконными, Ульянова Н.Н. ссылалась на допущенное органом местного самоуправления нарушение порядка согласования границ образуемого земельного участка.
Между тем, с учетом указанных норм права, применительно к спорным правоотношениям согласование границ с собственником земельного участка с кадастровым номером №155 не проводилось, поскольку сведения о его границах уже были внесены в Единый государственный реестр недвижимости еще в 1997 году, а равно в силу действующего законодательства согласование границ земельного участка с собственником, земельный участок которого состоит на кадастровом учете с определенными границами, не требуется.
С учетом изложенного, в отсутствие данных о нарушении прав Ульяновой Н.Н. оснований для признания незаконной постановки на кадастровый учет и формирования спорных земельных участков не имеется, в связи с чем, суд приходит к выводу и об отсутствии правовых оснований для исключения сведений о земельных участках с кадастровыми номерами №155, №154 и №772 из Единого государственного реестра недвижимости.
Поскольку требования Ульяновой Н.Н. об установлении границ земельного участка по адресу: <адрес> – площадью 890 кв.м являются производными от вышеуказанных требований, суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении.
По убеждению суда, обращение Ульяновой Н.Н. в суд обусловлено желанием оформления права на земельный участок в объеме 890 кв.м в судебном порядке в обход административных процедур оформления участка в собственность, предусмотренных действующим законодательством.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Ульяновой Н. Н.евны к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании раздела земельного участка, решения о постановке на кадастровый учет земельных участков, результатов межевания незаконными, установлении границ земельного участка оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 29 июля 2021 года.
Судья Ю.В. Рачковская