УИД 05RS0018-01-2021-022804-43
Дело №2-4198/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Махачкала 18 ноября 2021 года
Кировский районный суд г.Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Магомедовой А.М.,
при секретаре судебного заседания Гамзаевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Кировского района г. Махачкалы Залбекова М.М. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа № 36" (далее - МБОУ "СОШ № 36») об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции,
установил:
Заместитель прокурора Кировского района г. Махачкалы Залбеков М.М. обратился в суд с иском к МБОУ "СОШ № 36» об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции.
В обосновании иска указано, что в рамках осуществляемой в соответствии с требованиями действующих законов и ведомственных организационно-распорядительных документов надзорной деятельности и мониторинга сети «Интернет» прокуратурой Кировского района г. Махачкалы в МБОУ «СОШ №36» выявлены нарушения законодательства в сфере противодействия коррупции.
Вопреки содержащимся в ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» требованиям в МБОУ «СОШ № 36»: не разработаны и не внедрены в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; не принят кодекс этики и служебного поведения работников организации; не принято положение о конфликте интересов, декларация о конфликте интересов; не введена процедура информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов.
Интересы Российской Федерации выражаются в необходимости обеспечения точного и единообразного исполнения норм законодательства о противодействии коррупции.
Непринятие МБОУ «СОШ № 36» предусмотренных действующим законодательством мер допускает неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Федерального закона «О противодействии коррупции», негативно влияет на реализацию антикоррупционной политики государства и, следовательно, нарушает интересы Российской Федерации и жителей муниципального образования «город Махачкала».
На основании изложенного, просит обязать МБОУ «СОШ № 36» в установленном порядке в соответствии с требованиями статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 разработать и принять меры по предупреждению и противодействию коррупции, в том числе: разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; принять положение о конфликте интересов, декларацию о конфликте интересов; ввести процедуру информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов.
Истец - прокуратура Кировского района г.Махачкала, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, до начала судебного заседания от помощника прокурора Кировского района г.Махачкалы Даветеева У.Д. поступило заявление с просьбой рассмотреть указанное исковое заявление без его участия.
Ответчик - МБОУ "СОШ 36», извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд рассматривает настоящее дело в порядке заочного производства, о чем вынесено определение.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, поскольку они извещены надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Изучив материалы дела, проверив доводы искового заявления, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и т.д.
Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона от 25.12. 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Интересы Российской Федерации выражаются в необходимости обеспечения точного и единообразного исполнения норм законодательства о противодействии коррупции.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Статьей 3 Закона определено, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципе приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.
Согласно статье 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Кроме того, в разработанных и утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» методических рекомендациях (п. «б» ст.25), предназначенных для использования всеми организациями, содержится примерный перечень (далее - Перечень) антикоррупционных мероприятий, предусматривающий:
разработку и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
разработку и внедрение положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов;разработку и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;
введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки;
введение процедуры информирования работниками работодателя в случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов "обратной связи", телефона доверия и т.п.);
введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов;
введение процедуры защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций;
проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам;
проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, разработки соответствующих антикоррупционных мер;
ротацию работников, занимающих должности, связанные с высоким коррупционным риском;
проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции;
проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
организацию индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур;
осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур;
осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учет;
осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам;
периодическое проведение внешнего аудита;
привлечение внешних независимых экспертов при осуществлении хозяйственной деятельности организации и организации антикоррупционных мер;
проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции;
подготовку и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции.
Также, в трудовых договорах работников должны быть указаны как общие, так специальные обязанности работника в сфере предупреждения и противодействия коррупции.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, помощником прокурора Кировского района г. Махачкалы Даветеевым У.Д., в рамках осуществляемой в соответствии с требованиями действующих законов и ведомственных организационно-распорядительных документов надзорной деятельности и мониторинга сети «Интернет» в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях г. Махачкалы «СОШ № 43», «СОШ № 34», «СОШ № 45», «СОШ № 58», «СОШ № 36» и «Лицей № 51» выявлены нарушения законодательства в сфере противодействия коррупции.
Между тем, вопреки содержащимся в ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» требованиям в МБОУ «СОШ № 36»: не разработаны и не внедрены в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; не принят кодекс этики и служебного поведения работников организации; не принято положение о конфликте интересов, декларация о конфликте интересов; не введена процедура информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов.
Непринятие МБОУ «СОШ № 36» предусмотренных действующим законодательством мер допускает неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Федерального закона «О противодействии коррупции», негативно влияет на реализацию антикоррупционной политики государства и, следовательно, нарушает интересы Российской Федерации и жителей муниципального образования «город Махачкала».
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, поскольку наличие указанных нарушений подтверждено справкой, составленной истцом в рамках проверки, доказательств обратного ответчиком не представлено, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований заместителя прокурора Кировского района г.Махачкалы в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора Кировского района г. Махачкалы к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа № 36" удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36» в установленном порядке в соответствии с требованиями статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 разработать и принять меры по предупреждению и противодействию коррупции, а именно: разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; принять положение о конфликте интересов, декларацию о конфликте интересов; ввести процедуру информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов.
Ответчик вправе подать в Кировский районный суд г. Махачкалы, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Магомедова А.М.