дело № 3а-10/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Казань 1 августа 2017 года
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. при секретаре судебного заседания Нуреевой Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мустафина Р.М. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Мустафин Р.М. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости: нежилого помещения площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>. Ссылаясь на нарушение своих прав как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого от кадастровой стоимости, просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 октября 2014 года в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании представитель Мустафина Р.М. – Соловьев Ю.А. заявленные требования поддержал, уточнив величину рыночной стоимости объекта недвижимости согласно результатам повторной судебной экспертизы. Сформулировав свои требования в окончательном виде, административный истец в лице своего представителя просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рубля.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, не признавшее административный иск в первоначально заявленном размере, в лице представителя Морозова В.В. не возражало относительно удовлетворения требования Мустафина Р.М. в уточненной формулировке.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования «город Нижнекамск» Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации определены объекты налогообложения по налогу на имущество физических лиц, в том числе здания, строения, сооружения, помещения.
В силу статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
При этом законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года № 82-ЗРТ «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – с 1 января 2015 года.
Решением Нижнекамского городского совета от 20 ноября 2014 года № 31 «О налоге на имущество физических лиц» установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.19 Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости (государственный кадастр недвижимости) сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости (государственный кадастр недвижимости) соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации) разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Судом установлено, что распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года № 2572-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан, определенные по состоянию на 1 января 2014 года.
Как видно из материалов дела, объект недвижимости с кадастровым номером ...., принадлежащий на праве собственности Мустафину Р.М. (т. 1, л.д. 31), поставлен на государственный кадастровый учет 28 октября 2014 года (т. 1, л.д. 149-151).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан по состоянию на 28 октября 2014 года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек (т. 1, л.д. 142-144, 148) и зафиксирована в указанном размере актом определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 января 2015 года с учетом исправления технической ошибки и акта определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от 1 декабря 2015 года (т. 1, л.д. 152-158).
При разрешении спора о результатах определения кадастровой стоимости суд исходит из того, что в силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.
В подтверждение своих доводов об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости административный истец представил отчет об оценке от <дата> № ...., составленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> экспертная оценка» <данные изъяты> Н.К. (т. 1, л.д. 33-124). Согласно отчету рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 28 октября 2014 года составила <данные изъяты> рублей без учета налога на добавленную стоимость.
В отношении отчета экспертом некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «<данные изъяты>» <данные изъяты> Ю.В. проведена экспертиза на подтверждение стоимости, о чем составлено положительное экспертное заключение от <дата> № .... (т. 1, л.д. 126-137).
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан указало на недостоверность представленных административным истцом сведений о рыночной стоимости, в связи с чем судом назначена экспертиза для проверки соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения в нем рыночной стоимости объекта недвижимости и установления ее действительной величины. Проведение эксперты поручено федеральному бюджетному учреждению «Чувашская лаборатория судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации.
Как следует из заключения эксперта от <дата> № .... (т. 2, л.д. 4-100), представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в российской Федерации», федеральных стандартов оценки других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности; величина рыночной стоимости объекта недвижимости в отчете определена неправильно.
Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определил рыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 28 октября 2014 года в размере <данные изъяты> рублей без учета налога на добавленную стоимость.
Административный истец в лице своего представителя Соловьева Ю.А. согласился с выводами эксперта о величине рыночной стоимости объекта недвижимости. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в лице представителя Хасаншина Р.Ш. заявило о недостоверности определенной экспертом рыночной стоимости. Судом назначена повторная судебная экспертиза, проведение которой поручено федеральному бюджетному учреждению «<данные изъяты> центр судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации.
Согласно заключению эксперта от <дата> № .... (т. 2, л.д. 127-156) рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 28 октября 2014 года составила <данные изъяты> рубля без учета налога на добавленную стоимость.
Оценив заключение эксперта, составленное по результатам повторной экспертизы, по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что заключение соответствует требованиям, установленным частью 2 статьи 82 Кодекса, содержит подробное описание проведенных исследований с указанием примененных методов, обоснование сделанных в результате исследования выводов и ответы на поставленные судом вопросы.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны и обоснованны, исследования проведены всесторонне и в полном объеме в пределах имеющейся у эксперта специальности, доказательств, способных опровергнуть содержание заключения, суду не представлено.
Представитель Мустафина Р.М. – Соловьев Ю.А. и представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Морозов В.В. с размером рыночной стоимости, установленным в результате повторной экспертизы, согласились.
При таких обстоятельствах требование административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером .... равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 октября 2014 года подлежит удовлетворению в размере, определенном в результате повторной судебной экспертизы.
Частью пятой статьи 24.20 Федерального закона 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, установленная судом кадастровая стоимость применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
С учетом того, что административное исковое заявление подано Мустафиным Р.М. 29 декабря 2015 года (т. 1, л.д. 1), сведения об установленной настоящим решением суда кадастровой стоимости объекта недвижимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Мустафина Р.М. удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 28 октября 2014 года в размере <данные изъяты> рубля.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 декабря 2015 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Сафина М.М.
Справка: решение принято в окончательной форме 4 августа 2017 года.
Судья Сафина М.М.