Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 октября 2018 года пос. Колпна
Колпнянский районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Бондаренко М.И., при секретаре Авериной Н.И.,
рассмотрев в помещении Колпнянского районного суда Орловской области административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 3 по Орловской области к Митяеву В.В. о взыскании задолженности по налогам,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России №3 по Орловской области обратилась в суд с административным иском к Митяеву В.В. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени за несвоевременную уплату земельного налога, указав, что ответчик владеет на праве собственности следующим имуществом:
- земельный участок, разрешенное использование – для размещения коммунальных, складских объектов, с кадастровым номером 57:23:0010303:119 по адресу: <адрес>;
- земельный участок, разрешенное использование – для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, с кадастровым номером 57:23:0010303:386 по адресу: <адрес>;
- земельный участок, разрешенное использование – для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, с кадастровым номером 57:23:0010303:388 по адресу: <адрес>;
- земельный участок, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером 57:23:0580101:18 по адресу: <адрес>;
- земельный участок, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером 57:23:0580101:56 по адресу: <адрес>.
В связи с чем ему был начислен земельный налог за 2015 г. по сроку уплаты 01.12.2017 – 47547,0 руб., за 2015 г. по сроку уплаты 01.12.2017 г. – 340,0 руб., за 2016 по сроку уплаты 01.12.2017 – 12465,0 руб., за 2016 по сроку уплаты 01.12.2017 – 340,0 руб. В связи с тем, что в установленный статьями 397 НК РФ срок Митяев В.В. указанную в налоговом уведомлении сумму земельного налога не уплатил инспекцией на сумму недоимки по земельному налогу в размере 47887,0 руб. в порядке положений статьи 75 НК РФ исчислена сумма пени за период с 01.01.2015 г. по 01.12.2015 г. в размере 1013,27 руб., с 02.12.2017 г. по 07.12.2017 г. в размере 80,26 руб. Направлено налоговое уведомление, в котором сообщил о необходимости уплаты указанных сумм налога в указанные даты и требования от 01.12.2015 г. № и от 08.12.2017 г. № об уплате земельного налога и пени, начисленных на недоимку, однако, обязанность по их уплате не исполнена.
Определением мирового судьи судебного участка Колпнянского района Орловской области от 12.04.2018 г. судебный приказ от 02.04.2018 г. о взыскании с Митяева В.В. в пользу МИФНС России №3 по Орловской области недоимки и пени по земельному налогу в общей сумме 48080,17 руб. отменен с разъяснением взыскателю права на обращение с административным исковым заявлением.
В поданном административном иске Межрайонная ИФНС России № 3 по Орловской области просит взыскать с Митяева В.В. задолженность в виде неуплаченных сумм по обязательным платежам в размере 48034,83 руб., из которых сумма недоимки 47841,66 руб., пени – 193,17 руб.
В связи с поступившими возражениями административного ответчика Митяева В.В. относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, в целях выяснения обстоятельств, касающихся существа исковых требований, необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств и исследования дополнительных доказательств, определением судьи от 03.09.2018 г. постановлено рассмотреть дело по общим правилам административного производства.
В судебное заседание представитель административного истца не прибыл, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Административный ответчик Митяев В.В. в судебное заседание не прибыл, о дне, времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст.289 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как определено статьей 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Исходя из положений статьи 400 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со статьей 406 НК РФ налоговым периодом является календарный год.
Пункт 1 статьи 409 НК РФ предусматривает, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Основанием для предъявления настоящего иска, как следует из доводов представителя административного истца, явилась несовременная уплата налогоплательщиком Митяевым В.В. земельного налога за 2015-2016 годы, в результате чего налоговым органом была исчислена задолженность в виде неуплаченных сумм по обязательным платежам в размере 48034,83 руб., из которых сумма недоимки – 47841,66 руб., пени – 193,17 руб.
В подтверждение данных доводов ссылается на направление налоговым органом в адрес Митяева В.В. требований от 01.12.2015 № о взыскании пени земельного налога по сроку платы 01.12.2015 г. в размере 1013,27 руб. (фактическая задолженность по пени земельного налога – 114,71 руб.) и от 08.12.2017 № о взыскании земельного налога по сроку платы 01.12.2017 г. (ОКТМО 54623410) – 340,0 руб., пени 0,56 руб., (фактическая задолженность по налогу – 294,66 руб., пени 0,0 руб.), о взыскании земельного налога по сроку платы 01.12.2017 г. (ОКТМО 54623151) – 47547,0 руб., пени 78,46 руб. (фактическая задолженность по налогу – 47547,0 руб., пени – 78,46 руб.).
В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, в том числе с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (пп. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога.
В соответствии с частями 1,4,5,6 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Взыскание налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества физического лица на основании вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В случае взыскания налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога, сбора, пеней, штрафов считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм. Со дня наложения ареста на указанное имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов не начисляются.
Таким образом, принудительное исполнение обязанности по уплате налога налогоплательщика - физического лица, включает в себя направление налоговым органом требования об уплате налога, обращение в суд с заявлением о взыскании налога, взыскание налоговых платежей за счет имущества физического лица на основании вступившего в законную силу судебного акта в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Пунктами 1 и 2 ст. 57 НК РФ определено, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и залоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе: в случая принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).
Согласно положению, закрепленному в абз. 4 п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 № 57, вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Пунктом 1 ст. 72 НК РФ установлено, что пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 № 11-П, изложена правовая позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
В силу пунктов 5, 6 ст. 75 НК РФ пеня уплачивается одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и может быть взыскана принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 НК РФ.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенным в п. 57 Постановления от 30.07.2013 № 57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Исполнение обязанности по уплате пеня не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога и способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пеня не может выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям НК РФ.
Как следует из представленного истцом расчета, пени начислены МИФНС России №3 по Орловской области за несвоевременную уплату земельного налога за 2015, 2016 год.
Данных о том, что решением суда с Митяева В.В. взыскана недоимка по земельному налогу за 2015-2016 годы и исполнительный лист направлен для исполнения, в материалы административного иска административным истцом не представлено.
Из представленных административным ответчиком чек-ордеров от 22.10.2018 г. следует, что административным ответчиком Митяевым В.В. уплачены налоговые платежи в сумме 12388,0 руб.
Таким образом, заявленная к взысканию сумма задолженности 48034,83 руб., указанная в расчетах административного истца по требованию № от 11.12.2015 г. и № от 08.12.2017 г., подлежит уменьшению на сумму 12388, 00 руб., в связи с чем, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению и с Митяева В.В. необходимо взыскать денежные средства в размере 35646 руб. 83 коп.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административные исковые требования частично удовлетворяются, а административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском, то с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета размер которой, в соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ, составляет 1269 руб. 40 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 3 по Орловской области к Митяеву В.В. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени за несвоевременную оплату земельного налога, удовлетворить частично.
Взыскать с Митяева В.В. недоимку по земельному налогу и пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 35646 (тридцать пять тысяч шестьсот сорок шесть) рублей 83 копейки.
Взыскать с Митяева В.В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1269 (одна тысяча двести шестьдесят девять) рублей 40 копеек.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Колпнянский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: _______________