Судья Гридасова Т.Ю. дело № 33-14413/2022
24RS0032-01-2022-002654-25
2.211
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 декабря 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Плаксиной Е.Е.,
судей Левицкой Ю.В., Гришиной В.Г.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Дозорцевой М.В.,
при ведении протокола помощником судьи Файзуллиной Ю.Е.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Левицкой Ю.В. гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Красноярска к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 167 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей» и главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства
по апелляционной жалобе представителя главного управления образования администрации г. Красноярска Романовой И.Р.
на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 21 сентября 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 167 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному направлению развития детей» и главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 167 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей» устранить нарушения требований законодательства: в отношении зданий по адресам: г. Красноярск, ул. Иркутская, 4; ул. Иркутская, 6, пр. Красноярский рабочий, 46 А, пр. Красноярский рабочий, 52 А; ул. Парковая, 5 - оборудовать здания охранной сигнализацией, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта, оборудовать на первом этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать здания системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; актуализировать паспорта безопасности объектов в соответствии с действующим законодательством в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на главное управление образования администрации г. Красноярска выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №167 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей» (далее по тексту – МАДОУ «Детский сад №167») и главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму.
Требования мотивированы тем, что по результатам проверки объектов «Детский сад №167» по адресам: г. Красноярск, ул. Иркутская, 4, ул. Иркутская, 6, пр. Красноярский рабочий, 46 А, пр. Красноярский рабочий, 52 А, ул. Парковая, 5 выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму. Антитеррористическая защищенность данных объектов образования в полной мере не обеспечена. С учетом уточнений прокурор Ленинского района г. Красноярска просил суд возложить обязанность на «Детский сад № 167» устранить нарушения требований законодательства: в отношении указанных зданий оборудовать охранной сигнализацией, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта, оборудовать на первом этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ; оборудовать здания системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; актуализировать паспорта безопасности объектов в соответствии с действующим законодательством в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Возложить обязанность на главное управление образования администрации г. Красноярска выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель главного управления образования администрации г. Красноярска Романова И.Р. просит решение отменить, в удовлетворении требований прокурора отказать. Указывает на принятие учреждением мер, направленных на пресечений действий, создающих угрозу нарушения прав и интересов обучающихся и работников, и обеспечение антитеррористической защищенности в рамках своей компетенции. Кроме того, возможность выделения денежных средств Управлением ограничены пределами объемов бюджетных ассигнований на обеспечение расходных обязательств г. Красноярска, доведенных до Управления в соответствующем финансовом году. Средства для выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности включены в бюджет города на 2023 год и плановый период 2024-2025 годы. Решение вопроса о выделении средств на указанные цели будет рассмотрен в ходе согласования параметров бюджета с департаментом финансов администрации г. Красноярска. Кроме того, в нарушение ч. 3 ст. 131 ГПК РФ решение суда вынесено на основании искового заявления прокурора, которое не содержит ссылок на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты интересов неопределенного круга лиц в виде возложения обязанности.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, выслушав представителя МАДОУ «Детский сад №167» Семененко Н.Ю., прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Дозорцеву М.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого судом решения.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 указанного федерального закона).
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 5 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года №1006, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Пунктами 24, 25, 30 данных Требований, кроме прочего, предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
В соответствии с п. 6.48 Свода Правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года №635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждения образования и их учащихся предписано предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Как установлено судом и следует из материалов дела, МАДОУ «Детский сад №167» находится по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Иркутская, 6, фактические адреса: ул. Иркутская, 4, ул. Иркутская, 6, пр. Красноярский рабочий, 46 А, пр. Красноярский рабочий, 52 А, ул. Парковая, 5, является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления или на ином законном основании.
В соответствии с п. 3.6 Устава МАДОУ «Детский сад №167» собственником имущества учреждения является муниципальное образование г. Красноярск. Собственник имущества закрепляет за учреждением в целях обеспечения уставной деятельности необходимое имущество на праве оперативного управления. Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в его оперативном управлении с момента передачи имущества (п. 3.8 Устава).
В соответствии с актами обследования и категорирования объекта на предмет антитеррористической защищенности, а также паспортами безопасности объектов, утвержденными руководителем управления образования администрации г. Красноярска 28 января 2020 года, зданиям МАДОУ «Детский сад №167», расположенным по адресам: ул. Иркутская, 4, ул. Иркутская, 6, пр. Красноярский рабочий, 46 А, пр. Красноярский рабочий, 52 А, ул. Парковая, 5, присвоена третья категория опасности. Возможные людские потери при совершении террористического акта составляют 190/225/145/140/160 человек по объектам соответственно.
Учредителем МБДОУ «Детский сад № 167» в соответствии с п. 1.3 Устава является муниципальное образование г. Красноярск. Функции и полномочия учредителя осуществляет орган местного самоуправления - администрация г. Красноярска. Органом администрации г. Красноярска, координирующим деятельность учреждения, а также осуществляющим в отношении него отдельные функции и полномочия учредителя, переданные органу в соответствии с правовыми актами города, является главное управление образования администрации г. Красноярска.
Как следует из пп. 18 п. 19 Положения о главном управлении образования администрации города Красноярска, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 20 февраля 2014 года № 56-р, главное управление образования администрации города Красноярска формирует предложения о распределении (перераспределении) средств субсидий и субвенций по муниципальным образовательным учреждениям после получения уведомления о выделении (изменении) сумм субсидий и субвенций, формирует и направляет в орган исполнительной власти Красноярского края, осуществляющий управление в сфере образования, предложения об увеличении или сокращении средств субсидий и субвенций в соответствии с заявками подведомственных муниципальных образовательных учреждений, а также отчет об использовании этих средств.
Согласно пп. 21 п. 19 указанного Положения главное управление образования администрации г. Красноярска в области обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройства прилегающих к ним территорий осуществляет планирование проведения работ по капитальному, текущему ремонту и реконструкции зданий и помещений, находящихся в оперативном управлении муниципальных учреждений, координирует ход работ по капитальному ремонту и реконструкции их зданий.
В 2021 года прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проведена проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности объектов образования, по результатам которой в адрес и.о. руководителя главного управления образования администрации г. Красноярска Харламовой О.Ю. внесено представление от 06 сентября 2021 года исх. №7-1-2021 об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму.
Согласно ответу от 07 октября 2021 года на данное представление его доводы приняты к сведению; возможность приобретения и монтажа оборудования будет рассмотрена в ходе исполнения бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав содержание требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года №1006, и установив, что здания МАДОУ «Детский сад №167», расположенные в г. Красноярске по адресам: ул. Иркутская, 4, ул. Иркутская, 6, пр. Красноярский рабочий, 46 А, пр. Красноярский рабочий, 52 А, ул. Парковая, 5, указанным требованиям не соответствует, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательной организации, пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований и возложении на МАДОУ «Детский сад №167» обязанности по устранению нарушения требований законодательства с возложением на главное управление образования администрации г. Красноярска обязанности по выделению финансирования на эти цели в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлен факт неисполнения ответчиком требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта, указанных в представлении прокурора об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму и исковом заявлении.
Доводы апелляционной жалобы представителя главного управления образования администрации г. Красноярска о принятии учреждением мер, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности (назначение должностного лица, ответственного за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, согласование паспорта безопасности объекта, оборудование учреждения автоматической пожарно-охранной сигнализацией и системой эвакуации при пожаре, проведение разъяснительной работы и тренировок с обучающимися и работниками учреждения и др.), не опровергают выводов суда о нарушениях требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта, выявленных в ходе прокурорской проверки и указанных в представлении прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что для выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности в учреждении требуется выделение дополнительных бюджетных средств, не могут повлечь отмену принятого решения.
Отсутствие финансирования не может служить основанием для несоблюдения органом своей непосредственной обязанности по выделению средств на выполнение образовательным учреждением необходимых мероприятий в целях обеспечения террористической защищенности объекта и исполнению требований действующего законодательства в указанной части. Образовательное учреждение самостоятельно несет обязанность по принятию мер антитеррористической защищенности объекта образования, вместе с тем реализовать такую обязанность может только за счет выделяемых средств бюджета муниципального образования, которые органом местного самоуправления в необходимом размере не обеспечены, несмотря на то, что вышеуказанными требованиями к антитеррористической защищенности объектов прямо предусмотрена обязанность по обеспечению системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения, охранной сигнализацией, а также организацией помещения для охраны на первом этаже зданий на объектах такой категории за счет средств местного бюджета.
Доводы апелляционной жалобы о выборе прокурором ненадлежащего способа защиты прав и свобод неопределенного круга лиц судебной коллегией признаются несостоятельными. Предметом иска является обеспечение безопасности обучающихся, работников во время пребывания в учреждении, в связи с чем заявленные прокурором требования о необходимости выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности данного учреждения обеспечивают защиту прав и свобод неограниченного круга лиц.
При этом неисполнение образовательной организацией и органом управления образования установленной законом обязанности создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, работников учреждения и иных лиц, что допускает возможность обращения в суд прокурора с иском в интересах неопределенного круга лиц в любой момент вплоть до устранения нарушения, а также свидетельствует о надлежащем способе защиты права.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 21 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя главного управления образования администрации г. Красноярска Романовой И.Р. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07 декабря 2022 года.