Дело № 2-227/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи О.В. Барбуцы,
при секретаре О.А. Плескач,
с участием прокурора К.Н. Буримской,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 01 июня 2015 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Куломского района в интересах Лютоева И.С. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности предоставления жилого помещения,
установил:
Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд в интересах Лютоева И.С. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» с иском о возложении обязанности предоставить Лютоеву И.С. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение (жилой дом, квартиру) по нормам предоставления площади жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения на территории Усть-Куломского района. В обоснование требования указал, что Лютоев И.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его право на обеспечение жилым помещением не реализовано.
Участвующий в деле прокурор в судебном заседании заявленные требования и доводы в их обоснование поддержал.
Истец Лютоев И.С. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика – главный специалист отдела территориального развития Управления по капитальному строительству, территориальному развитию, земельным и имущественным отношениям администрации муниципального района «Усть-Куломский» ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № №, исковые требования признала в полном объеме, подтвердила доводы, указанные в иске.
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему мнению.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса (далее – ЖК) Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Статьей 92 ЖК Российской Федерации определено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно статье 98 ЖК Российской Федерации жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 109.1 ЖК Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Дополнительные гарантии прав детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и статьями 1, 7 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Жилые помещения предоставляются указанным выше лицам, включенным в соответствующие списки граждан, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По письменным запросам указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда могут предоставляться гражданам на территории иных муниципальных образований в Республике Коми в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Коми.
При этом в статье 1 Федерального Закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, на законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии факта нуждаемости в жилом помещении в связи с невозможностью проживания в нем и отсутствия закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения.
Материалами дела подтверждается и судом установлено, что Лютоев И.С., <данные изъяты>
Решениями Усть-Куломского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ родители истца – ФИО2 и ФИО3 <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> о включении Лютоева И.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы муниципального района «Усть-Куломский» № Лютоев И.С. включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лютоев И.С. <данные изъяты>
Лютоев И.С. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (справка ТП УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №).
Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № межведомственной комиссией, <данные изъяты> на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № 31, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, непригодно для проживания.
На основании данного акта постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № установлен факт невозможности проживания Лютоева И.С. в ранее занимаемом жилом помещении.
Как видно из уведомления Управления Росреестра по Республике Коми в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в реестре регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества отсутствует информация о правах Лютоева И.С. на недвижимое имущество.
Таким образом, истец Лютоев И.С. не обеспечен жилым помещением.
Вопрос в части применения нормы предоставления жилых помещений лицам рассматриваемой льготной категории был предметом рассмотрения в Конституционном суде Республики Коми (Постановление от 11.07.2011). Поэтому норма предоставления истцу площади жилого помещения в виде отдельной квартиры по договору социального найма на условиях найма специализированного жилого помещения на территории Усть-Куломского района должна соответствовать общей площадью не менее 33 квадратных метра.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению. Жилое помещение Лютоеву И.С. должно быть предоставлено на территории Усть-Куломского района в соответствии с требованиями статьи 2 Закона, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим нормам, на условиях договора найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 квадратных метров.
В соответствии с частью 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК) Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В ходе рассмотрения дела представителем ответчика выражено признание исковых требований, о чем представлено суду письменное заявление. Полномочия на признание иска непосредственно указано в доверенности представителя. С учетом установленных обстоятельств суд принимает признание иска ответчиком, поскольку право Лютоева И.С. на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не оспаривается.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора Усть-Куломского района к администрации муниципального района «Усть-Куломский» в интересах Лютоева И.С. о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» предоставить Лютоеву И.С. благоустроенное применительно к условиями соответствующего населенного пункта жилое помещение (жилой дом, квартиру) по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно-техническим требованиям, размером общей площади не менее 33 квадратных метров на территории муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский».
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле – апелляционное представление, в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 04.06.2015.