РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2018 года с. Началово
Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Бавиевой Л.И., с участием старшего помощника Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Черныш О.Г., при секретаре Кусамановой Д.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области об обязании провести мероприятия по обеспечению экологической безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения,
УСТАНОВИЛ:
Астраханский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации к ответчику, указав, что прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений (берегоукреплений) на территории Астраханской области, в ходе которой установлено, что администрация муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» на основании решения Приволжского районного суда Астраханской области от 31.03.2017 является собственником гидротехнического сооружения (далее по тексту ГТС) - водооградительный вал протяженность 2963 м., расположенного по адресу: <адрес>, от <адрес> до начала ерика Башмаковский. Эксплуатация указанного ГТС осуществляется ответчиком с нарушением требований ст.ст. 8, 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно, в отсутствие расчета вероятного ущерба, причиненного возможной аварией ГТС; разработанных в установленном законом порядке критериев безопасности и декларации безопасности гидротехнического сооружения; материальных и финансовых резервов на случай аварии ГТС; заключенного в установленном порядке договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение, а также разработанных и согласованных с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правил эксплуатации гидротехнического сооружения. В связи с выявленными нарушениями, в адрес администрации МО «Татаробашмаковский сельсовет было внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений от 27.03.2018 № 02-05-2018. Вместе с тем, до настоящего времени требования прокурора, изложенные в данном представлении, в полном объеме не исполнены, нарушения не устранены, о чем свидетельствует ответ о результатах рассмотрения представления прокурора, поступивший в прокуратуру 08.05.2018, а также актуализированная информация о принятых мерах по обеспечению безопасности данного ГТС, поступившая в прокуратуру 14.09.2018.
В связи с чем, истец просил суд обязать Администрацию муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести мероприятия по обеспечению экологической безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения - водооградительный вал протяженность 2963 м., расположенного по адресу: <адрес>, от <адрес> до начала ерика Башмаковский, посредством выполнения следующих мероприятий: произвести расчет вероятного ущерба, причиненного возможной аварией ГТС и направить его на утверждение в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; разработать декларацию безопасности, критерии безопасности и правила эксплуатации гидротехнического сооружения; обеспечить в бюджете муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области материальные и финансовые резервы на случай аварии ГТС, а также финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности; обеспечить заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, необходимую квалификацию работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Черныш О.Г. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика – врио главы администрации муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» <адрес> ФИО7 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указал, что вышеуказанное ГТС с условным номером 30-30-04/021/2012-639 было полностью ликвидировано в 2014 г. Петровой Г.В.. В 2016 г. во время весеннего паводка, в местах полной ликвидации водооградительного вала произошло затопление пос. Первое Мая. Силами администрации МО «Татаробашмаковский сельсовет» на субсидии, выделенные администрацией МО «Приволжский район» в 2017г. была начата засыпка вала, но уже в другом месте, т.е. вал на всем протяжении был сдвинут на 20 м. ближе к реке Кизань и фактически уже является иным объектом, собственником которого администрация МО «Татаробашмаковский сельсовет» не является. В связи с чем, просил в удовлетворении исковых требований прокурору отказать.
Представитель третьего лица – Нижне-Волжского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: 1) составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 23.05.2018) "О безопасности гидротехнических сооружений" обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об охране окружающей среды" экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера; экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
В судебном заседании установлено, что решением Приволжского районного суда Астраханской области от 31.03.2017 были удовлетворены требования администрации МО «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. Признано право муниципальной собственности за муниципальным образованием «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области на водооградительный вал, протяжённостью 2963 м., адрес (местоположение) объекта: Россия, Астраханская область, Приволжский район, от ул. Прудовая п. Ассадулаево до начала ерика Башмаковский.
Согласно выписки ЕГРН водооградительный вал, протяжённостью 2963 м., адрес (местоположение) объекта: <адрес> является собственностью муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области, дата и номер регистрации: 22.06.2017 за № 30:09:160301:529-30/004/2017-1.
Судом установлено, что администрация МО «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области в нарушение ст.ст. 8, 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" осуществляет эксплуатацию вышеуказанного гидротехнического сооружения в отсутствие расчета вероятного ущерба, причиненного возможной аварией ГТС; разработанных в установленном законом порядке критериев безопасности и декларации безопасности гидротехнического сооружения; материальных и финансовых резервов на случай аварии ГТС; заключенного в установленном порядке договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение, а также разработанных и согласованных с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правил эксплуатации гидротехнического сооружения.
Данные нарушения были выявлены в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений (берегоукреплений) на территории Астраханской области, в связи с чем главе МО «Татаробашмаковский сельсовет» было вынесено представление об устранении нарушений законодательства в области обеспечении безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений (берегоукреплений) от 27.03.2018 № 02-05-2018. Вместе с тем, до настоящего времени требования прокурора, изложенные в данном представлении в полном объеме не исполнены, нарушения не устранены, о чем свидетельствует ответ о результатах рассмотрения представления прокурора, поступивший в прокуратуру 08.05.2018, а также актуализированная информация о принятых мерах по обеспечению безопасности данного ГТС, поступившая в прокуратуру 14.09.2018.
В этой связи, деятельность ответчика по эксплуатации указанного гидротехнического сооружения 3 класса осуществляется в отсутствие расчета вероятного ущерба, причиненного возможной аварией ГТС; технических паспортов на ГТС с критериями безопасности; материальных и финансовых резервов на случай аварии ГТС; заключенного в установленном порядке договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение, а также разработанных и согласованных с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правил эксплуатации гидротехнического сооружения.
При этом, ответчиком нарушаются одни из основных принципов охраны окружающей среды, предусмотренные статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», и затрагивающие интересы неопределенного круга лиц - принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Таким образом, администрацией МО «Татаробашмаковский сельсовет» нарушаются интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые проживают, находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния хозяйственной деятельности ответчика, не обеспечивается их экологическая безопасность, и, соответственно гарантированные ст. 42 Конституции РФ и ст. ст. 1 и 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды») права граждан на благоприятную окружающую среду.
При указанных обстоятельствах, суд находит исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора законными, обоснованными, в связи с чем, подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика, что спорный ГТС полностью ликвидирован в 2014 г., а фактически существующее ГТС собственностью администрации МО «Татаробашмаковский сельсовет» не является, заявлены вопреки исследованным в судебном заседании доказательствам, в том числе решения Приволжского районного суда от 31.03.2017, которым признано право муниципальной собственности МО «Татаробашмаковский сельсовет» на водооградительный вал, протяжённостью 2963 м., адрес (местоположение) объекта: <адрес>, а также решения Приволжского районного суда Астраханской области от 05.09.2017, которым признано незаконным бездействие администрации МО «Татаробашмаковский сельсовет», выразившееся в нарушении требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений при содержании водооградительного вала, протяжённостью 2963 м., распложенного по адресу: <адрес> до начала ерика Башмаковский, возложена на администрацию МО «Татаробашмаковский сельсовет» обязанность обеспечить безопасность ГТС, расположенного по адресу: <адрес> до начала ерика Башмаковский, протяженностью 2963м.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области об обязании провести мероприятия по обеспечению экологической безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести мероприятия по обеспечению экологической безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения -водооградительный вал протяженность 2963 м. расположенный по адресу <адрес> до начала ерика Башмаковский, посредством выполнения следующих мероприятий:
- произвести расчет вероятного ущерба, причиненного возможной аварией ГТС и направить его на утверждение в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;
- разработать декларацию безопасности, критерии безопасности и правила эксплуатации гидротехнического сооружения;
- обеспечить в бюджете муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области материальные и финансовые резервы на случай аварии ГТС, а также финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности;
- обеспечить заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, необходимую квалификацию работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Резолютивная часть решения вынесена и отпечатана в совещательной комнате. Решение в окончательной форме изготовлено 30 октября 2018 г.
Судья Л.И. Бавиева