Решение по делу № 2а-35/2020 от 16.12.2019

КОПИЯ

Дело № 2а-35/2020

Решение

именем Российской Федерации

13 января 2020 года Приаргунский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Помигуева В.В.,

при секретаре Резановой Н.Г.,

с участием:

прокурора Шиверского Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п.Приаргунск административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приаргунского района Забайкальского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Приаргунское» муниципального района «Приаргунский район» о признании бездействия незаконным и обязывании к действию,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Приаргунского района Забайкальского края обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к администрации городского поселения «Приаргунское» муниципального района «Приаргунский район», сославшись на следующее.

Прокуратурой Приаргунского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов.

Проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства о социальной защите инвалидов администрацией городского поселения «Приаргунское» по состоянию на 12.12.2019 меры по обустройству парковок транспортных средств у таких социально-значимых объектов как стадион, центральный парк отдыха не приняты.

При этом прокуратурой района приняты досудебные меры прокурорского реагирования. Так 01.06.2019 года направлено представление в адрес главы городского поселения «Приаргунское» с требованием принять меры по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. Из ответа на представление от 19.06.2019 года следует, что парковочные места возле стадиона, центрального парка отдыха будут обустроены в 2020 году.

Число инвалидов постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц. Это в соответствии со ст. 39 ГПК РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.

Прокурор просил признать бездействие городского поселения «Приаргунское» муниципального района «Приаргунский район» по обустройству парковочных мест, в том числе для инвалидов возле социально-значимых объектов стадион, центральный парк отдыха незаконным.

Обязать городское поселение «Приаргунское» муниципального района «Приаргунский район» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать на прилегающей к стадиону в п.Приаргунск по ул.Садовая территории, прилегающей к центральному парку п.Приаргунск по ул.Губина территории места для парковки, в том числе специальных автотранспортных средств инвалидов, а именно:

- обустроить парковочные места для автомобильного транспорта на прилегающей к стадиону в п.Приаргунск по ул.Садовая территории, прилегающей к центральному парку п.Приаргунск по ул.Губина территории;

- выделить не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов;

- установить знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» и табличку 8.17 «Инвалиды».

В судебном заседании прокурор Шиверский Е.М. уточнил требования и с учетом уточненных требований просил:

признать бездействие администрации городского поселения «Приаргунское» муниципального района «Приаргунский район» по обустройству парковочных мест, в том числе для инвалидов возле социально-значимых объектов стадион, центральный парк отдыха незаконным.

Обязать администрацию городского поселения «Приаргунское» муниципального района «Приаргунский район в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать на прилегающей к стадиону в п.Приаргунск по ул.Садовая территории, прилегающей к центральному парку п.Приаргунск по ул.Губина территории места для парковки, в том числе специальных автотранспортных средств инвалидов, а именно:

- обустроить парковочные места для автомобильного транспорта на прилегающей к стадиону в п.Приаргунск по ул.Садовая территории, прилегающей к территории центрального парка п.Приаргунск по ул.Губина;

- выделить не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов;

- установить знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» и табличку 8.17 «Инвалиды».

Представитель административного ответчика и.о. главы администрации городского поселения «Приаргунское» муниципального района «Приаргунский район» Пешкова Е.Н. просила рассмотреть дело без участия их представителя, исковые требования признает в полном объеме.

Выслушав прокурора, изучив имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).

Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Согласно пункту 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации парковкой (парковочным местом) является специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Аналогичное определение парковки содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения).

Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Стоянки транспортных средств являются элементом обустройства автомобильных дорог и предназначены для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, что напрямую следует из положений п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу п. 4.2.1 СП 59.13330.2012, являющегося актуализированной редакцией СНиП 35.01.2001, на индивидуальных автостоянках на участке около или внутри зданий, учреждений обслуживания следует выделять 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов, в том числе 5% специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске из расчета, при числе мест: до 100 включительно 5%, но не менее одного места, от 101 до 2005 мест и дополнительно 3%, от 201 до 10008 мест и дополнительно 2%, 1001 место и более 24 места плюс не менее 1% на каждые 100 мест свыше.

Выделяемые места должны обозначаться знаками, принятыми ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ Р 52289-2004) и Правилами дорожного движения Российской Федерации на поверхности покрытия стоянки и продублированы знаком на вертикальной поверхности (стене, столбе, стойке и т.п.) в соответствии с ГОСТ 12.4.026, расположенным на высоте не менее 1,5 м.

Для обозначенной границы стояночных мест на площадках, используется горизонтальная дорожная разметка 1.1, для выделения места парковки инвалидов дорожная разметка 1.24.3.

Согласно п. 4.2.4 СП 59.13330.2012, разметку места для стоянки автомашины инвалида на кресле-коляске следует предусматривать размером 6,0 м. х 3,6 м., что дает возможность создать безопасную зону сбоку и сзади машины - 1,2 м.

На участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т.п.) или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки ( ГОСТ Р 52289-2004).

В соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 стояночная площадка (или ее часть), отведенная для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов обозначается табличкой 8.17 «Инвалиды».

Территория для стоянки автотранспортных средств в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации оборудуется информационным знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)».

Согласно п. 8 приложения N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации знаки дополнительной информации (таблички), к числу которых относится информационная табличка 8.17 «Инвалиды», уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены.

В соответствии с п.5.7.5 «ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст) знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» применяют для обозначения площадок, предназначенных для стоянки транспортных средств, с одной из табличек 8.6.1 - 8.6.9 - для обозначения околотротуарных стоянок.

Согласно п. 5.9.21 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст) табличку 8.17 «Инвалиды» применяют совместно со знаком 6.4 для указания, что стояночная площадка (или ее часть) отведена для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Приаргунского района проведена проверка соблюдения на территории городского поселения «Приаргунское» требований Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в сфере беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.5.7.5, п. 5.9.21 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст, меры по обустройству парковок транспортных средств у таких социально-значимых объектов как стадион, расположенный в п.Приаргунск по ул.Садовая, центральный парк отдыха, расположенный в п.Приаргунск по ул.Губина, не приняты, не организовано выделение мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов в количестве 10% мест (но не менее одного места), с установлением дополнительных дорожных знаков.

Как следует из материалов дела, на территории Приаргунского района проживает 1045 инвалидов, из них инвалидов 1 группы – 131 человек, 2 группы - 446 человек, 3 группы – 399 человек.

Обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной структуры, местам отдыха является обязанностью органов местного самоуправления в соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

При этом неисполнение вышеуказанных требований закона является недопустимым, так как влечет за собой нарушение прав инвалидов, проживающих, в том числе на территории городского поселения «Приаргунское».

Административный ответчик с требованиями административного искового заявления согласен.

На основании изложенного, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск прокурора Приаргунского района Забайкальского края удовлетворить.

Признать бездействие администрации городского поселения «Приаргунское» муниципального района «Приаргунский район» по обустройству парковочных мест, в том числе для инвалидов возле социально-значимых объектов стадион, центральный парк отдыха незаконными.

Обязать администрацию городского поселения «Приаргунское» муниципального района «Приаргунский район» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать на прилегающей к стадиону в п.Приаргунск по ул.Садовая территории, прилегающей к центральному парку п.Приаргунск по ул.Губина территории места для парковки, в том числе специальных автотранспортных средств инвалидов, а именно:

- обустроить парковочные места для автомобильного транспорта на прилегающей к стадиону в п.Приаргунск по ул.Садовая территории, прилегающей к центральному парку п.Приаргунск по ул.Губина территории;

- выделить не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов;

- установить знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» и табличку 8.17 «Инвалиды».

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Приаргунский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Решение изготовлено в окончательной форме 17 января 2020 года.

«КОПИЯ ВЕРНА»

Судья Помигуев В.В.___________

Секретарь суда

______________ФИО1

«_____»_______________20___ г.

<данные изъяты>

Подлинник документа подшит в административном деле №2а-35/2020 Приаргунского районного суда.

2а-35/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Приаргунского района
Ответчики
Администрация городского поселения "Приаргунское"
Суд
Приаргунский районный суд Забайкальский края
Судья
Помигуев Владимир Вячеславович
Дело на странице суда
priarginsk.cht.sudrf.ru
16.12.2019Регистрация административного искового заявления
16.12.2019Передача материалов судье
19.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
19.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2019Судебное заседание
20.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее