Дело № 5-16/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
21 апреля 2016 года г. Болгар, РТ
Судья Спасского районного суда Республики Татарстан Ф.Г. Батыршин, с участием представителя ГАУЗ «<адрес> центральная районная больница» Е.В. Горелышева, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
Государственного автономного учреждения здравоохранения "<адрес> центральная районная больница", <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ установлено нарушение природоохранного законодательства: ГАУЗ «<адрес> центральная районная больница» в процессе своей деятельности при эксплуатации отопительного котла "АОГВ 35 кВт", расположенного по адресу: Республика Татарстан, <адрес> район, пос. совхоза Ким, <адрес>, оказывает негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
В судебном заседании представитель ГАУЗ «<адрес> ЦРБ» Е.В. Горелышев вину в совершении административного правонарушения признал, подтвердив обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении и акте проверки, пояснив, что выявленные нарушения будут устранены, в настоящее время собирается пакет документов, необходимый для получения специального разрешения.
Выслушав представителя ГАУЗ «<адрес> ЦРБ», исследовав материалы дела, прихожу к следующему:
Частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, является выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное воздействие на него без специального разрешения.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, являются граждане и должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых могут совершаться выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него в отсутствие специального разрешения либо в нарушение его условий.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее по тексту - Закон N 96-ФЗ) атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
В статье 1 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) приведено понятие "загрязняющее вещество", под которым понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. При этом понятие "вредное вещество" в указанном законе не установлено. Такое понятие приведено в статье 1 Закона N 96-ФЗ. В частности, под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, содержащихся в атмосферном воздухе и оказывающих в определенных концентрациях вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Для получения разрешения согласно статье 22 Закона N 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 579 утвержден Порядок установления источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию (далее по тексту - Порядок). Этот Порядок применяется, в том числе, при утверждении предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух.
Согласно указанному Порядку (пункты 6, 7, 8) к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию, в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В силу пункта 7 Порядка государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в Приложении 2 к данному Приказу (далее по тексту - Перечень загрязняющих веществ), а также не включенные в Перечень загрязняющих веществ вредные (загрязняющие) вещества, соответствующие одному из критериев, приведенных в пункте 9 этого же Порядка.
Пунктом 8 Порядка установлено, что Перечень загрязняющих веществ утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на 10 лет и подлежит пересмотру по истечении установленного срока, или не позднее 1 года после вступления в силу международных обязательств Российской Федерации в области охраны окружающей среды, требующих принятия мер государственного регулирования в отношении загрязняющих веществ, отсутствующих в Перечне загрязняющих веществ, если иное не предусмотрено международным договором, или по результатам научных исследований в области охраны окружающей среды, проведенных в установленном законодательством порядке.
Приложением N 2 к вышеуказанному Приказу Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 579 утвержден Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию (далее - Перечень вредных (загрязняющих) веществ). В соответствии с данным Перечнем к вредным (загрязняющим) веществам относятся, в том числе, азота диоксид, углерода оксид.
Вредные (загрязняющие вещества) в отношении источников которых требуется разрешение на выброс, приведены в указанном Перечне, и включение веществ в данный Перечень, то есть признание их вредными, не обусловлено какой-либо концентрацией их в атмосферном воздухе.
Пункт 3 Методического пособия, введенного в действие письмом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 14-01-333, разъясняет, что стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается только на основании соответствующего разрешения, выданного уполномоченным в области охраны окружающей среды органом.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным тогда, когда лицом при осуществлении хозяйственной и иной деятельности эксплуатируются источники выбросов вредных веществ. При этом из приведенных норм не следует, что количество выбросов от данных источников должно быть таковым, чтобы их можно было квалифицировать как загрязнение.
Предельно допустимые выбросы определяются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Данные выбросы устанавливаются уже непосредственно в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В этих разрешениях определяются и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха от его загрязнения лицом, эксплуатирующим в ходе своей хозяйственной деятельности стационарные источники выбросов.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специалистами Волжско-Камского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан проведена плановая выездная проверка ГАУЗ «<адрес> ЦРБ», предметом которой являлось соблюдение обязательных требований природоохранного законодательства, нормативных правовых актов, экологических норм, правил и других нормативных документов по охране окружающей среды. ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Республики Татарстан в области охраны окружающей среды, специалистом 1 разряда Волжско-Камского ТУ МЭПР РТ С.А. Юдановым в отношении ГАУЗ «<адрес> ЦРБ» составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому: ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов ГАУЗ «<адрес> ЦРБ» в нарушение п.4 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации зданий, строений и сооружений осуществило выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: объяснениями представителя ГАУЗ «<адрес> ЦРБ» Е.В. Горелышева, протоколом об административном правонарушении, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, актом № отбора пробы промвыбросов от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом результатов КХА источника промобыбросов от ДД.ММ.ГГГГ №
Таким образом, факт осуществления ГАУЗ «<адрес> ЦРБ» в отсутствие специального разрешения деятельности по эксплуатации отопительного котла "АОГВ 35 кВт", в результате которой выделяются вредные вещества, подлежащие обязательному государственному учету и нормированию, подтверждается материалами административного дела.
При этом, как установлено материалами дела, эксплуатация указанного котла непосредственно связана с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Оценив все обстоятельства дела в их совокупности, прихожу к выводу, что вина ГАУЗ «<адрес> ЦРБ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Обстоятельств отягчающих ответственность ГАУЗ «<адрес> ЦРБ» не имеется.
При назначении наказания суд учитывает, что ГАУЗ «<адрес> ЦРБ» ранее к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекалось.
Однако, учитывая характер совершенного правонарушения, а именно то, что нарушения требований природоохранного законодательства, создают реальную угрозу здоровью людей, а также, что на устранение имеющихся нарушений требуется значительное время, суд считает необходимым назначить ГАУЗ «<адрес> ЦРБ» наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации отопительного котла "АОГВ 35 кВт", поскольку только данный вид наказания сможет обеспечить достижение целей административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и на основании части 1 статьи 8.21 этого же Кодекса
П О С Т А Н О В И Л :
Признать Государственное учреждение здравоохранения «<адрес> центральная районная больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности эксплуатации отопительного котла "АОГВ 35 кВт", расположенного по адресу: Республика Татарстан, <адрес> район, пос. совхоза Ким, <адрес>, сроком на <данные изъяты> суток.
Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности объекта.
В силу части 1 статьи 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление судьи, назначившего административное наказание в виде административного приостановления деятельности, исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через <адрес> районный суд Республики Татарстан.
Судья Ф.Г. Батыршин
Копия верна
Судья Ф.Г. Батыршин