Судья Зуйкина И.М. Дело №33-10912/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Никифорова И.А., Шишкина И.В.,
при секретаре Крупновой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 1 апреля 2019 года апелляционную жалобу Казакова С.В. на решение Коломенского городского суда Московской области от 22 января 2019 года по делу по иску Казакова С.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №14 по г.Москве и Московской области, Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии,
заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.
объяснения истца,
УСТАНОВИЛА:
Казаков С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №14 по г.Москве и Московской области и Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой младшим инспектором 1 категории отделения по охране и конвоированию в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции России в звании старшего сержанта. По состоянию на 20 августа 2003 года выслуга составила 13 лет 11 месяцев 14 дней. Ответчик необоснованно отказал в назначении досрочной страховой пенсии.
Ответчики иск не признали.
Решением Коломенского городского суда от 22 января 2019 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением, истец в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Частью 1 ст.4 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч.1 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях»; здесь и далее нормы Федерального закона «О страховых пенсиях» приведены в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с п.17 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занятым на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, были предусмотрены и действовавшим до 1 января 2015 года Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №73-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (подп.17 п.1 ст.27 этого закона, далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
В силу ч.1 ст.11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. (В Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» такая же норма содержалась в п.1 ст.10).
Частью 8 ст.13 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу поименованного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно ч.2 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
Подпунктом «к» п.1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года №85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (далее - Список от 3 февраля 1994 года №85).
Указанным Списком от 3 февраля 1994 года №85 не предусмотрена должность младшего инспектора 1 категории отделения по охране и конвоированию в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции России.
К работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему (ч.1 ст.24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Из приведенных нормативных положений следует, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с п.17 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» имеют, в частности, мужчины по достижении возраста 55 лет при условии занятости их не менее 15 лет на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, то есть лица, не являющиеся сотрудниками уголовно-исполнительной системы и не имеющие специальных званий.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Казаков С.В., 3 ноября 1962 года рождения, в период с 17 сентября 1999 года по 20 августа 2003 года проходил службу в уголовно-исполнительной системе Минюста России в должности младшего инспектора 1 категории отделения по охране и конвоированию, имел специальное звание старшего сержанта внутренней службы и относился к числу лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Казакова С.В., суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку истец в спорный период проходил службу в уголовно-исполнительной системе Минюста России, он относится к числу лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах уголовно-исполнительной системы, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения которых регулируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». По этой причине отказ пенсионного органа в досрочном назначении истцу страховой пенсии по старости является правильным, поскольку п.17 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не предусмотрено возможности включения периода прохождения службы в уголовно-исполнительной системе в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Учитывая, что Казаков С.В. проходил службу в учреждении уголовно-исполнительной системы, имел специальное звание старшего сержанта внутренней службы и, соответственно, не относился к категории рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п.17 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (до 1 января 2015 года – подп.17 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), вывод суда первой инстанции об отказе во включении спорного периода службы истца в уголовно-исполнительной системе в специальный стаж для досрочного назначения ему пенсии по старости по подп.17 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» судебная коллегия находит правомерным, основанным на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Спорный период службы истца не может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно п.1 ч.1 ст.12 действующего в настоящее время Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы или иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
При этом периоды, предусмотренные ч.1 ст.12 Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 этого федерального закона (ч.2 ст.12 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В статье 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч.1 ст.11).
В действующем до 1 января 2015 года Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» аналогичные нормы содержались соответственно в ст.11 и в ст.10.
Исходя из приведенных норм права периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы, выполняемой гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, подлежат зачету в страховой стаж, а не в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав за лицами, проходившими военную и приравненную к ней службу, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и иной деятельности, указанные в ст.10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 года №605-О-О).
Таким образом, положения ч.1 ст.12 действующего в настоящее время Федерального закона «О страховых пенсиях», так же как и положения подп.1 п.1 ст.11 действовавшего до 1 января 2015 года Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не допускают возможности включения в специальный стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по нормам этих законов, периодов прохождения военной службы, в том числе приравненной к ней службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Разрешая спор, правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Коломенского городского суда Московской области от 22 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Казакова С.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи