КОПИЯ
Дело № 16-1383/2024
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Москва 27 апреля 2024 года
Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Агафонова Е.В., рассмотрев жалобу защитника Иноземцевой Н.Н. на вступившие в законную силу постановление судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 23 августа 2023 года и решение судьи Тамбовского областного суда от 11 октября 2023 года, вынесенные в отношении главы города Мичуринска Тамбовской области ФИО6 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 23 августа 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Тамбовского областного суда от 11 октября 2023 года, глава города Мичуринска Тамбовской области, Харников М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник Иноземцева Н.Н. ставит вопрос об отмене вынесенных актов по делу ввиду их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность предусмотрена за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ. Это деяние влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В силу пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения рассматриваемых обстоятельств), цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Основанием для привлечения к административной ответственности по указанной норме Кодекса в отношении главы г. Мичуринска Тамбовской области Харникова М.В. послужили выводы о том, что в ходе проведенной прокуратурой г.Мичуринска проверки соблюдения требований законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также бюджетного законодательства, установлено, что между Управлением градостроительства и архитектуры Тамбовской области и администрацией
г. Мичуринска Тамбовской области заключено соглашение о предоставлении субсидий из бюджета Тамбовской области бюджету г. Мичуринска Тамбовской области № 103/10 от 11 марта 2022 года, предметом которого являлось предоставление из бюджета Тамбовской области в 2022 - 2024 годах бюджету муниципального образования субсидии на финансовое обеспечение мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения за счет бюджета Тамбовской области в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Управлению как получателю средств бюджета Тамбовской области в рамках программы «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод в Тамбовской области» государственной программы Тамбовской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения области» в целях достижения результатов муниципальной программы города Мичуринска «Формирование современной городской среды», обеспечивающей достижение целей, показателей и результатов регионального проекта «Чистая вода».
На основании пункта 2.1 Соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предоставляемых бюджету муниципального образования, составляет 7 074 774, 77 рублей.
Согласно пункту 4.3.3 Соглашения муниципальное образование обязуется, помимо прочего, обеспечивать достижение значений результатов использования субсидии, установленных в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.
Пунктом 4.3.6 Соглашения установлено, что муниципальное образование обязуется обеспечивать предоставление в Управление отчетов о достижении значений результатов использования Субсидии по форме согласно Приложению № 5 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью, не позднее 10 января года, следующего за годом, в котором была получена субсидия.
В целях освоения выделенных в рамках указанного Соглашения денежных средств и на основании протокола подведения итогов электронного аукциона № <данные изъяты> от 31 января 2022 года, между Отделом реализации проектов администрации города Мичуринска и ООО «Дорспецстрой», в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда», 10 февраля 2022 года заключено 2 муниципальных контракта № 01/02-2022 и № 02/02-2022 на выполнение работ по строительству объектов «Водозаборный узел РТУ - 37 в г. Мичуринске Тамбовской области» и «Водозаборный узел учхоз Роща в г. Мичуринске Тамбовской области», на общую сумму 20 691 185, 20 рублей.
Пунктом 7.1 названных выше Контрактов предусмотрено, что приемка выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (этапов работ) на основании сметы Контракта, графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных работ, условиями контракта, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также в соответствии с частью 13 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-Ф3.
Согласно пункту 7.4 Контрактов первичным учетным документом, являющимся основанием для оплаты работ, выполненных в соответствии с графиком строительно - монтажных работ и графиком оплаты выполненных работ, по завершении выполнения соответствующих конструктивных решений (элементов), комплексов (видов работ), в том числе работ, выполняемых поэтапно, является акт о приемке выполненных работ, оформленный и подписанный в установленном Контрактом порядке, а также оформленный и подписанный в соответствии с частью 13 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-Ф3.
В рамках заключенных контрактов 29 декабря 2022 года ООО «Дорспецстрой» (подрядчик) подготовлены акты приемки выполненных работ по муниципальным контрактам № 01/02-2022 и № 02/02-2022 от 10 февраля 2022 года.
Вместе с тем, указанные акты, несмотря на заключение контракта по итогам проведения электронных процедур, сформированы без использования ЕИС, усиленной электронной подписью не подписаны и в ЕИС не размещены.
Таким образом, акты выполненных работ (форма КС-2) по контрактам в установленном законом порядке сформированы не были и заказчиком не подписаны, нарушения, выявленные ФБУ «Росстройконтроль», осуществлявшим строительный контроль на объекте «Водозаборный узел учхоз Роща в г. Мичуринске Тамбовской области» 21 декабря 2022 года по состоянию на 1 февраля 2023 года не устранены, гидравлические испытания объекта водоснабжения «Водозаборный узел учхоз Роша в г. Мичуринске Тамбовской области» не произведены, а также не получено заключение о соответствии построенного объекта. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию объекта капитального строительства «Водозаборный узел учхоз Роща в г. Мичуринске Тамбовской области» по состоянию на 07 февраля 2023 года не выдавалось, объект эксплуатирующей организации не передан, водоснабжение населения учхоз Роща в установленном законом порядке не организовано, что свидетельствует о не достижении результатов использования Субсидии, установленных в Приложении № 3 к Соглашению и фактическом неисполнении условий предоставления субсидии, установленных п. 4.3.3 Соглашения.
Несмотря на указанные нарушения, 30 декабря 2022 года заказчиком произведена оплата по контрактам, что является нарушением порядка приемки выполненных работ и условий оплаты контрактов закрепленных в пункте 2.3 Контрактов, а также требований части 13 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-Ф3.
Сторонами Соглашения о предоставлении субсидий из бюджета Тамбовской области бюджету г. Мичуринска Тамбовской области № 103/10 от 11 марта 2022 года являются Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области в лице исполняющего обязанности начальника управления Борзых А.Ю. и администрация г. Мичуринска Тамбовской области, в лице главы города Мичуринска Тамбовской области Харникова М.В.
В соответствии с пунктом 5.1 Соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С вынесенным судьей городского суда постановлением о назначении административного наказания согласился судья областного суда.
Вместе с тем имеются основания для отмены решения судьи областного суда и возвращения дела на новое рассмотрение.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник Иноземцева Н.Н. указывает, что прокуратурой г. Мичуринска по материалам одного контрольного мероприятия от 30 декабря 2022 года было вынесено несколько постановлений о возбуждении дел в отношении Харникова М.В. в связи с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Судьей областного суда обстоятельства наличия в отношении Харникова М.В. нескольких дел об административных правонарушениях по результатам одной и той же проверки, о результатах их рассмотрения не выяснялись, вопрос о возможности объединения этих дел не обсуждался.
Подобное рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
При таких обстоятельствах решение судьи Тамбовского областного суда от 11 октября 2023 года, вынесенное в отношении главы города Мичуринска Тамбовской области Харникова М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в областной суд.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░7 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 15.15.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░,
░░░░░