Решение по делу № 33а-8274/2020 от 01.09.2020

№ 2а-3282/2020

№ 33а-8274/2020

Судья    Семенихина О.Г.

Докладчик    Кошелева А.П.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск                  04 сентября 2020 года

    Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой А.П.

судей Разуваевой А.Л., Тепляковой И.М.

при секретаре Париновой Е.Ю.

с участием прокурора Тимоховой М.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Нутикова Михаила Антоновича на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 17 августа 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Нутикова Михаила Антоновича к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 по выборам депутатов Совета депутатов рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Пархоменко Алексея Александровича отказано.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения заинтересованного лица Пархоменко А.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Тимоховой М.К. об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

     У С Т А Н О В И Л А:

Зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области по одномандатному избирательному округу № 5 Нутиков М.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения от 30.07.2020 окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 по выборам депутатов Совета депутатов рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 Пархоменко А.А.

В обоснование требований, со ссылкой на пп. «е» п.6.4 ст. 38, п.3 ст. 38, пп. «д» п.24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, указано на отсутствие необходимого количества достоверных и действительных подписей избирателей, поданных в поддержку выдвижения Пархоменко А.А., поскольку в подписных листах даты внесения подписей избирателей проставлены избирателями не собственноручно.

Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 17.08.2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

С указанным решением суда не согласился Нутиков М.А. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда и принятии нового об удовлетворении иска.

В обоснование доводов жалобы указано на то, что поскольку эксперт-почерковед к проверке подписей избирательной комиссией не привлекался, Нутиков М.А. просил суд провести повторную проверку всех подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Пархоменко А.А., и привлечь эксперта из числа специалистов органов внутренних дел для оценки довода истца о том, что даты внесения в подписных листах подписей избирателей проставлены ими не собственноручно.

Однако, данное требование истца оставлено судом без внимания, эксперт не привлекался, что повлекло за собой вынесение незаконного и необоснованного решения.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Согласно ч. 10 ст.239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

На основании ч.4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что это решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.

На основании пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

В силу пп. «е» п. 6.4 названной статьи недействительными признаются подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 данной статьи.

Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Аналогичные нормы содержатся в Законе Новосибирской области №58-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области».

В силу п.1 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

На основании п.11 названной статьи Закона избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Решением Совета депутатов рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области пятого созыва от 18.06.2020 года № 7 назначены выборы депутатов названного представительного органа шестого созыва на 13 сентября 2020 года.

Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 по выборам депутатов Совета депутатов рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области от 30.07.2020 № 2/3 был зарегистрирован кандидат в депутаты Пархоменко А.А.

Административный истец Нутиков А.А. также является зарегистрированным кандидатом в депутаты по указанному округу, следовательно, вправе оспаривать решение избирательной комиссии о регистрации кандидата Пархоменко А.А. Административный иск подан им в установленный законом срок.

В соответствии с решением избирательной комиссии рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области от 23 июня 2020 года № 6/11, минимальное количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, необходимое для его регистрации, по избирательному округу № 5 составляет 10, максимальное 14.

Пархоменко А.А. в избирательную комиссию представлены три подписных листа с 14 подписями избирателей в его поддержку для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов рабочего поселка Краснообск.

В подписных листах кандидата Пархоменко А.А. в графе каждого избирателя рукописным способом указана дата внесения подписи.

Как следует из приведенных выше положений закона, по заявленному истцом в иске основанию подписи могут быть признаны недействительными на основании заключения эксперта. При этом, привлечение эксперта для проверки подписей по указанному основанию является правом избирательной комиссии.

По настоящему делу у избирательной комиссии не возникло сомнений в подписях избирателей, потому эксперт не привлекался, соответствующее заключение не составлялось.

Порядок проверки подписей, установленный пунктами 3-7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательной комиссией соблюден.

Административным истцом, в свою очередь, в соответствии с положениями ч.1 ст. 62 КАС РФ, суду не было представлено доказательств, подтверждающих заявленные им требования.

При таких обстоятельствах, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, основаны на верном применении норм материального и процессуального права.

Доводы подателя жалобы об оставлении без внимания районным судом его ходатайства о привлечении с целью повторной проверки подписей избирателей эксперта из числа специалистов органов внутренних дел, не могут быть приняты.

Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений,

Глава 24 названного Кодекса, регламентирующая производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, закрепляя право кандидата обращаться в суд за защитой исключительно собственного пассивного избирательного права в том числе путем обжалования в сокращенный срок (не подлежащий восстановлению в случае его пропуска) регистрации кандидата, не устанавливает иной порядок распределения обязанностей доказывания в отличие от рассматриваемых в порядке главы 22 этого же кодекса дел.

Таким образом, по такой категории административных дел суд первой инстанции разрешает спор между равными субъектами избирательных правоотношений.

Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2016 г. N 216-О суд, осуществляющий повторную проверку сведений, содержащихся в подписных листах, в целях проверки законности и обоснованности решения избирательной комиссии вправе запросить у уполномоченного органа информацию, необходимую для проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, при наличии достаточных сомнений в обоснованности выводов избирательной комиссии об их несоответствии действительности.

Вместе с тем, административный истец в суд первой инстанции со своей стороны не представил каких-либо доказательств, ставящих под сомнение содержание подписных листов в части даты внесения подписей избирателей и тем, самым, обоснованность выводов оспариваемого решения избирательной комиссии о регистрации кандидата Пархоменко А.А.

В связи с этим, судом первой инстанции обоснованно отклонено ходатайство административного истца о привлечении эксперта, что отражено в обжалуемом решении суда. Фактически истец, заявляя такое ходатайство, переложил свое бремя доказывания юридически значимых обстоятельств на суд, что не допустимо.

Не представлено со стороны истца и доказательств по юридически значимым обстоятельствам в суд апелляционной инстанции.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию апеллянта с оценкой доказательств, которая дана судом первой инстанции. Однако, такое несогласие, при соблюдении районным судом правил оценки доказательств, не может служить основанием к отмене решения суда.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, потому подлежат отклонению.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 17 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Нутикова М.А. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

33а-8274/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура по НСО
Нутиков Михаил Антонович
Ответчики
Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа №5 по выборам депутатов Совета депутатов р.п. Краснообск Новосибирского района НСО
Другие
Пархоменко Алексей Александрович
Суд
Новосибирский областной суд
Судья
Кошелева Анжела Петровна
Дело на странице суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
04.09.2020Судебное заседание
10.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2020Передано в экспедицию
04.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее