Решение по делу № 2-72/2020 от 17.01.2020

Дело № 2-72/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Турунтаево                                     27 февраля 2020 года

    Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Туравининой Ю.Ю., при секретаре Бородиной А.В., при участии истца Головко Е.А., представителя ответчика Угрюмовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Головко Е. А. к АО «Читаэнергосбыт» о признании незаконным начисления платы и об обязании произвести перерасчет за электроэнергию, отнесенную на общедомовые нужды, пени,

УСТАНОВИЛ:

Истец Головко Е.А. обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным начисления АО «Читаэнергосбыт» платы за электроэнергию, отнесенную на общедомовые нужды, на основании формулы 12, Приложения №2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354, обязать ответчика произвести перерасчет платы за электроэнергию, отнесенную на общедомовые нужды, на основании формулы 15 Приложения №2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования мотивированны следующим. Истец является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Полагает, что начисления АО «Читаэнергосбыт» платы за электроэнергию, отнесенную на общедомовые нужды на основании показаний общедомового прибора учета является незаконным. Жители дома не были уведомлены и не принимали участия при установке, вводе в эксплуатацию ОДПУ. До ДД.ММ.ГГГГ г. истцу не было известно об установке ОДПУ, задолженность по ОДН ранее ей не выставлялась.

В ходе рассмотрения дела истец исковые требования увеличила, просит также произвести перерасчет пений за электроэнергию, отнесенную на общедомовые нужды.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Головко В.В.

В судебном заседании истец Головко Е.А. исковые требования поддержала, с учетом дополнений к иску, согласно доводов, изложенных в иске.

Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» Угрюмова А.С., действующая по доверенности, возражала против исковых требований, просила в иске отказать. Суду пояснила, что общедомовой прибор учета установлен законно, имеется акт эксплуатации прибора учета от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание третье Головко В.В., представитель ПАО «МРСК-Сибири»-«Бурятэнерго» не явились, извещены надлежаще, представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Из письменного отзыва ПАО «МРСК-Сибири»-«Бурятэнерго следует, что прибор учета был установлен не только для расчетов между гарантирующим поставщиком и потребителями, но и для расчетов между ПАО «МРСК Сибири» и АО «Читаэнергосбыт», т.е. для взаимных расчетов между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком, в связи с чем установка и эксплуатация прибора учета не нарушает прав жителей МКД. Полагает, что истцом избран неверный способ защиты своих прав. Жители дома должны были знать об установке прибора учета и введении его в эксплуатацию. Полагает, что срок исковой давности истцом пропущен, поскольку ОДПУ был установлен в 2010 <адрес> в иске отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила предоставления коммунальных услуг).

Согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), включающую в себя плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

В соответствии с п. 13 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12, с учетом показаний коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса.

В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности") производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения.

Согласно ч.2 вышеуказанной статьи расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч.4 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности").

Согласно ч. 8 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Договор, регулирующий условия установки коллективного прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) заключается с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, (ч.9 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности").

Согласно ч. 13 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" в части организации учета используемой электрической энергии предусмотренные настоящей статьей требования к организации и обеспечению учета электрической энергии, в том числе к приборам учета электрической энергии, порядку их установки, замены, эксплуатации, а также к расчетным способам определения количества электрической энергии подлежат применению, если иные требования не установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".

Согласно п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. №442, (далее Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии) в случае невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах, обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства.

Сетевые организации обязаны публиковать на своих официальных сайтах в сети "Интернет" наименование приборов учета, установку которых осуществляют такие организации, а также их стоимость и стоимость работ по их установке.

В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств, не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, проект договора, регулирующего условия установки приборов учета.

Согласно п.п. 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Согласно п. 3 Приказа Минэнерго РФ от 7 апреля 2010 г. N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов", зарегистрированному в Министерстве юстиции РФ 29 июня 2010 г. N 17646, в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения. Указанный договор заключается в простой письменной форме (п. 4).

Установлено, что истец Головко Е.А., проживающая по адресу: <адрес>, является потребителем услуг по электроснабжению, которые с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время предоставляет гарантирующий поставщик - ресурсоснабжающая организация АО «Читаэнергосбыт».

    Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии в том числе и в отношении МКД по адресу: <адрес>. Акт составлен представителем сетевой организации инженером УТЭЭ Прибайкальского РЭС КВН, при участии генерального директора ООО «Монтаж» СВВ

    Согласно актам от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в МКД по вышеуказанному адресу, произведена процедура допуска прибора учета электроэнергии в эксплуатацию. При этом из существа данных актов не следует, что производилась замена составных частей прибора учета, а не процедура допуска прибора к эксплуатации.

    ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Турунтаевское» СП и ООО «Монтаж» заключен муниципальный контракт управления многоквартирными домами, в том числе и в отношении МКД, где проживает истец. При этом материалы дела не содержат сведений о том, что ООО «Монтаж» осуществляло функции управляющей компании в отношении указного МКД, заключения договора с жителя МКД.

Как следует из материалов дела и не оспаривается представителями ответчика АО «Читаэнергосбыт», третьего лица ПАО «МРСК-Сибири» начисление платы за электроэнергию, отнесенную на общедомовые нужды, потребителям многоквартирного жилого дома <адрес>, в том числе и Истцу Головко, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, производилось ответчиком по формуле №12, п. 13 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибором учета электрической энергии, установленного сетевой организацией ПАО «МРСК Сибири» за счет собственных денежных средств, для определения количества энергии, поступающей в многоквартирный дом, для взаиморасчетов с гарантирующим поставщиком АО «Читаэнергосбыт».

В нарушение вышеуказанных положений ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. №442, п.п. 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354 суду не представлено доказательств заключения между ПАО «МРСК Сибири» - сетевой организацией, и собственниками, нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме или обслуживающей организацией, избранной собственниками на основании соответствующего решения (лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома) договоров, регулирующих условия установки коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии, а также наличия заявок собственников помещений на его установку.

Также суду не представлено доказательств направления собственникам помещений в многоквартирном доме письменного уведомления с подтверждением факта его получения, о дате, времени и месте проведения процедуры установки, допуска прибора учета в эксплуатацию, с приложением проекта договора, регулирующего условия установки приборов учета.

    Уведомления в адрес начальника ПСУ БМРО, директора УК ООО «Сервис», Главы МО «Турунтаевское» СП не свидетельствуют о надлежащем уведомлении жителей многоквартирного дома.

Доказательств направления уведомления в 2010 г. собственникам помещений в МКД или их представителям не представлено.

Кроме того, из материалов дела, в том числе представленных материалов третьим лицом – сетевой организацией, не представляется возможным установить дату установки спорного ОДПУ. Представленный акт от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует об установке ОДПУ, а составлен по результатам проверки работы прибора.

Факт участия управляющей организации ООО «Монтаж» при составлении указанного акта не свидетельствует о надлежащем уведомлении собственников помещений многоквартирного дома, поскольку ООО «Монтаж» не являлось управляющей организацией в отношении спорного дома.

Стороной ответчика не представлено доказательств уведомления собственников помещений в многоквартирном доме об установке и введении в эксплуатацию общедомового приборов учета электроэнергии для расчета оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды, а также доказательств того, что они уведомлялись ПАО «МРСК Сибири» о времени снятия показаний прибора учета и имели возможность обеспечить участие своего представителя.

Также не представлено доказательств того, что в многоквартирном доме было проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии согласно критериям, утвержденным приказом Минрегионразвития от 29 декабря 2011 г. №627.

Таким образом, установка общедомового прибора учета электрической энергии в многоквартирном жилом доме, в котором проживает истец, произведена с нарушением процедуры и без согласования с собственниками и нанимателями жилых помещений в указанном жилом доме, поскольку в силу положения п.12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ принудительная установка коллективных (общедомовых) приборов учет аэлектроэнергии возможна с 1 июля 2012 г. по 1 июля 2013 г. Установка же ОДПУ электроэнергии в указанном доме произведена до 1 июля 2012 г.

Таким образом, общедомовой прибор учета электрической энергии не может быть использован при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома, в том числе Головко, электрическую энергию на ОДН, в связи с чем избранный поставщиком электрической энергии расчетный способ по формуле 12 п. 13 Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ то 6 мая 2011 г. № 354 не подлежит применению, а действия ответчика по установке ОДПУ и начислению потребителям домов платы за электроэнергию на основании данных приборов, не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают жилищные права истца Головко, поскольку показания ОДПУ повлияли на размер оплаты за электроэнергию, размер начисленных пеней, вследствие чего они увеличились.

Представителем ответчика не оспаривалось, что при расчете оплаты на ОДН по нормативу потребления размер оплаты за спорный период будет меньше.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Головко в полном объеме.

Доводы третьего лица о пропуске срока исковой давности не подлежат удовлетворению поскольку согласно разъяснений п. 10. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 (ред. от 07.02.2017) "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ), и соответствующее заявление, сделанное третьим лицом, по общему правилу не является основанием для применения судом исковой давности.

Между тем, в ходе судебного заседания установлено, что истец Головко узнала о задолженности по оплате за электроэнергию, отнесенную на ОДН, только в октябре 2019 г., когда получила СМС-уведомление о задолженности.

Доказательств того, что потребителю Головко ранее направлялись уведомления о наличии задолженности по общедомовым нуждам и необходимости ее оплаты ответчиком не представлено.

Доводы третьего лица об использовании ОДПУ для взаимных расчетов между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком не имеют правового значения для разрешения данного гражданского дела, поскольку в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение доводы иска о нарушении процедуры установки и введения в эксплуатацию ОДПУ, в связи с чем начисление платы за электроэнергию за ОДН жителям МКД на основании показаний данного прибора незаконно.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку исковые требования удовлетворены в полном объеме, с ответчика подлежит взысканию уплаченная истцом государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Головко Е. А. к АО «Читаэнергосбыт» о признании незаконным начисления платы и об обязании произвести перерасчет за электроэнергию, отнесенную на общедомовые нужды, пени, удовлетворить.

Признать незаконными начисления АО «Читаэнергосбыт» платы за электроэнергию, отнесенную на общедомовые нужды, на основании формулы 12, Приложения №2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354, в отношении потребителя Головко Е. А..

Обязать АО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электроэнергию, отнесенную на общедомовые нужды, на основании формулы 15 Приложения №2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354, то есть по нормативу потребления, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отношении потребителя Головко Е. А., проживающей по адресу: <адрес>, а также произвести перерасчет пени за электроэнергию, отнесенную на общедомовые нужды.

Взыскать с АО «Читаэнергосбыт» в пользу Головко Е. А. уплаченную государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Прибайкальский районный суд Республики Бурятия.

Судья                                        Ю.Ю. Туравинина

Решение в окончательной форме изготовлено 27 февраля 2020 года.

Судья                                     Ю.Ю. Туравинина

2-72/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Головко Екатерина Александровна
Ответчики
АО "Читаэнергосбыт"
Другие
ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго"
Суд
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия
Судья
Туравинина Юлия Юрьевна
Дело на сайте суда
pribaikalsky.bur.sudrf.ru
17.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2020Передача материалов судье
23.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2020Подготовка дела (собеседование)
29.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2020Судебное заседание
15.02.2020Судебное заседание
21.02.2020Судебное заседание
12.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее