Решение по делу № 2-82/2014 (2-4579/2013;) от 29.05.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 апреля 2014 года г. Химки Московской области

Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., при секретаре Дубовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Шеховцовой А. А. к Администрации городского округа Химки Московской области об обязании предоставить земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Шеховцова А.А. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Химки Московской области об обязании предоставить земельный участок, в обоснование указала, что ей на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м., адрес: <адрес> <адрес>, вид разрешенного использования: для строительства и эксплуатации пункта шиномонтажа. На указанном земельном участке расположен принадлежащий истцу пункт шиномонтажа.

/дата/ Шеховцова А.А. подала в Администрацию городского округа Химки заявление с просьбой предоставить указанный земельный участок в собственность за плату. До настоящего времени никаких действий, предусмотренных ст. 36 ЗК РФ, администрацией не предпринято.

Полагая, что вопрос приобретения права собственности на указанный земельный участок подлежит разрешению в судебном порядке, истец просила суд обязать Администрацию г.о. Химки Московской области предоставить Шеховцовой А.А. в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м., адрес: <адрес>, вид разрешенного использования: для строительства и эксплуатации пункта шиномонтажа, с ценой продажи в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка, направив истцу проект договора купли-продажи земельного участка в установленные законом сроки.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд заявление удовлетворить.

Представитель ответчика – Администрации г.о. Химки Московской области возражал против удовлетворения заявленных требований, в обоснование указал, что спорный земельный участок находится в границе второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, в связи с чем - передаче в собственность не подлежит.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, считает необходимым удовлетворить заявленные требования по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статьей 36 Конституции РФ предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

На основании ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Статьей 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137 от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (с последующими изменениями) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Судом установлено, что истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м., адрес: <адрес>, кв-л <адрес>, вид разрешенного использования: для строительства и эксплуатации пункта шиномонтажа. На указанном земельном участке расположен принадлежащий истцу пункт шиномонтажа. Право собственности Шеховцовой А.А. на указанный объект недвижимости подтверждаются свидетельством о государственной регистрации прав, выданными Управлением Росреестра по Московской области /дата/ г., содержащим сведения о записях в ЕГРП .

/дата/ Шеховцова А.А. подала в Администрацию городского округа Химки заявление (вх. ) с просьбой предоставить указанный земельный участок в собственность за плату. До настоящего времени никаких действий, предусмотренных ст. 36 ЗК РФ, администрацией не предпринято.

В соответствии с п. 3 ст. 35 ЗК - собственник зданий, сооружений, строений, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право его покупки, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные п. 3 ст. 35, п. 1 ст. 36 ЗК РФ. Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10. 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» - собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации. В силу п. 10 ст. 3 указанного Федерального закона - распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Таким образом, в соответствии с п. 5, 6 ст. 36 ЗК РФ, орган местного самоуправления обязан в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении в собственность земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность, и в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность подготовить проект договора купли-продажи направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Таким образом, обязанность по предоставлению в собственность истцу испрашиваемого земельного участка, подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка, возложена на орган местного самоуправления – Администрацию г.о. Химки Московской области в силу прямого указания закона, однако до настоящего времени эта обязанность ответчиком не исполнена.

На основании ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Доводы ответчика об ограничении в обороте спорого земельного участка в связи с его нахождением в границе второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы отклоняются судом по следующим основаниям:

Из договора аренды и переуступки права аренды земельного участка усматривается, что указанный участок выделялся истцу в целях строительства и эксплуатации пункта шиномонтажа, что соответствует разрешенному использованию земельного участка согласно кадастровой выписке.

В соответствии с подп.14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, находящиеся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Границы зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются в соответствии с санитарными нормами на основании санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Следовательно, органы Роспотребнадзора наделены полномочиями делать соответствующие заключения, а также давать разъяснения по вопросам соблюдения норм санитарного законодательства.

Границы второго пояса зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, определены Санитарными правилами 2.1.4.1075-01 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 г. № 32 и Санитарными правилами и нормами 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 г. № 10, согласно которым (пункт 2.3.2.4. Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02) боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии: при равнинном рельефе местности - не менее 500 м; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м - при крутом.

В материалы дела представлено письмо Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области в Химкинском районе, г. Красногорске, согласно которому спорный земельный участок находится за пределами границы 2-го пояса ЗСО.

Определением Химкинского городского суда от /дата/ по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, с целью определить, имеет ли граница спорного земельного участка наложение на территорию второго пояса ЗСО источников водоснабжения, с учетом требований п. 3.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 г. № 45. В соответствии с экспертным заключением крайние точки границы спорного земельного участка расположены на расстоянии более 500 метров по отношению к кромке береговой линии реки Клязьма, граница спорного земельного участка не имеет наложения на территорию второго пояса ЗСО источников водоснабжения.

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте.

При отсутствии такого документа отнесение земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтверждено документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра объектов недвижимости, иными сведениями.

Однако каких-либо доказательств данного утверждения, документов, свидетельствующих о нахождении спорного земельного участка во втором поясе санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ответчиком не представлено.

Представленный ответчиком в материалы дела ситуационный план территории не может быть расценен в качестве такого доказательства, поскольку на нем невозможно идентифицировать спорный земельный участок. Так, ситуационный план территории не позволяет установить, кем разработан, составлен и утвержден данный документ. В ситуационном плане территории отсутствуют какие-либо геодезические координаты участков, привязка к населенным пунктам.

С учетом изложенного, данный документ не позволяет получить достаточные сведения и соотнести их с координатами земельного участка с кадастровым номером 50:10:020801:246.

Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что спорный земельный участок не находится в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не представлено.

Учитывая положения ст. 36 Земельного кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что при наличии зарегистрированного права собственности на расположенное на спорном земельном участке строение (объект недвижимого имущества) и при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, истец вправе приобрести в собственность испрашиваемый земельный участок в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 ст. 12 Закона Московской области от 07.06.1996 г. № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» (принят решением Мособлдумы от 29.05.1996 N 9/92) в редакции, действовавшей на момент обращения истца за предоставлением спорного земельного участка - с /дата/ цена продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, устанавливается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. В соответствии с решением Совета депутатов городского округа Химки МО от 29.08.2012 г. № 11/3 «Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности городского округа Химки Московской области, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках» - в случаях, установленных п. 2.2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в соответствии с которым собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса) - цена продажи земельных участков устанавливается в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.

То есть - в период, когда истец обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность (/дата/ г.), применялся размер цены продажи равный двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что единственным способом защиты нарушенного права истца является обязание ответчика предоставить истцу спорный земельный участок в судебном порядке при разрешении настоящего дела.

Оценивая представленные по делу доказательства каждое в отдельности и в совокупности, с учетом приведенных обстоятельств, руководствуясьст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Шеховцовой А. А. к администрации городского округа Химки Московской области – удовлетворить.

Обязать Администрацию г.о. Химки Московской области предоставить Шеховцовой А.А. в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м., адрес: <адрес>, вид разрешенного использования: для строительства и эксплуатации пункта шиномонтажа, с ценой продажи в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка на дату /дата/ г., направив истцу проект договора купли-продажи земельного участка в установленные законом сроки.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Н. Тягай

Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2014 г.

Судья Н.Н. Тягай

2-82/2014 (2-4579/2013;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шеховцова А.А.
Ответчики
Администрация г.о. Химки МО
Суд
Химкинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
himki.mo.sudrf.ru
29.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2013Передача материалов судье
31.05.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2013Подготовка дела (собеседование)
28.06.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.09.2013Судебное заседание
02.10.2013Судебное заседание
30.10.2013Судебное заседание
21.11.2013Судебное заседание
19.12.2013Судебное заседание
02.04.2014Производство по делу возобновлено
22.04.2014Судебное заседание
25.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее