КОПИЯ
УИД: 59RS0004-01-2022-007908-04
Дело № 12-165/2023
Р Е Ш Е Н И Е
14 февраля 2023 г. город Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Манько А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гусельниковой ФИО6 на постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Сыропятовой ФИО7 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении руководителя филиала ООО «<данные изъяты> (Германия) Гусельниковой ФИО8 к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ
у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Сыропятовой А.К. № от ДД.ММ.ГГГГ руководитель филиала ООО «<данные изъяты>» (Германия) Гусельникова ФИО9 привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде уплаты штрафа в размере 300 руб.
Не согласившись с принятым по делу постановлением, ФИО2 подана жалоба, в которой она просит отменить вышеуказанное постановление и прекратить производство по делу, указывая на то, что она привлечена административным органом к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.15.33.2 КоАП РФ, на основании постановления о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ за непредоставление в установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» срок сведений, предусмотренных пунктом 2.1 ст.6 указанного Федерального закона. Кроме того, за совершение аналогичного административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, она привлечена к административной ответственности на основании постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №-И/12-33425-И/592. По каждому из постановлений заявителю назначены административные наказания в виде административного штрафа в размере 300 руб. Оспариваемое постановление направлено в ее адрес только ДД.ММ.ГГГГ и получено ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем срок для его обжалования ею не пропущен. В адрес административного органа направлено ходатайство о назначении наказания в соответствии с ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, однако меры по прекращению постановления № приняты. В жалобе ФИО2 указывает о том, что о выявлении множества нарушений сроков предоставления сведений руководитель филиала <данные изъяты>» (Германия) уведомлена по телефону. ДД.ММ.ГГГГ в ее адрес направлен реестр информации, единовременно поступившей из ПФР, а также уведомление о составлении протоколов об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ В отношении нее составлен 61 протокол об административном правонарушении, по каждому из которых вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 руб., то есть общая сумма штрафов составила 18 300 руб. Порядок осуществления государственного контроля (надзора) регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в 2022 году введены специальные правила, касающиеся порядка организации и осуществления государственного контроля (надзора), в том числе привлечения к административной ответственности. В соответствии с разъяснениями Министерства эконмического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <Адрес> особенности, введённые постановлением Правительства РФ №, применяются при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) вне зависимости от организационно-правовой формы контролируемого лица и распространяются на осуществление контрольной (надзорной) деятельности в отношении физических лиц. Согласно п. 9 постановления Правительства РФ № должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, вправе возбудить дело об административном правонарушении исключительно в случае, предусмотренном п. 3 части 2 ст. 90 Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора). При этом ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ предусматривает обязательность проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом с оформлением результатов такого контрольного (надзорного мероприятия) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в случае получения материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, от других государственных органов. При привлечении к административной ответственности вышеуказанные условия возбуждения дела об административном правонарушении должностным лицом контрольного (надзорного) органа не соблюдены, в частности должностным лицом ГИТ в <Адрес> при получении информации из ПФР по <Адрес> не проводились контрольные (надзорные) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, результаты таких мероприятий в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не оформлялось. Таким образом, должностным лицом ГИТ в <Адрес> при возбуждении дела об административном правонарушении и составлении протокола об административном правонарушении допущены нарушения действующего законодательства. Нарушение процессуальных требований при возбуждении дела об административном правонарушении и составлении протокола об административном правонарушении влечет невозможность его использования в качестве доказательства, что является основанием для отмены постановления и прекращения производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено оспариваемое постановление. Общая сумма штрафов значительно превышает ее ежемесячный размер заработной платы, однако данной обстоятельство не принято во внимание должностным лицом административного органа при рассмотрении дел об административном правонарушении. Составление протоколов и вынесение постановлений о назначении административного наказания состоялось в один день, что свидетельствует о формальном подходе к рассмотрению дела.
ФИО2 в суд не явилась, извещена.
Представитель ГИТ в <Адрес> и старший государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в <Адрес> ФИО4 в суд не явилась, извещены.
В соответствии с частью 2 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 указанного Федерального закона, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
В силу пунктов 2.4, 2.5 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения, страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя, отчество;
3) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, представляются:
1) с ДД.ММ.ГГГГ - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи. При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у данного страхователя.
При отсутствии у зарегистрированного лица случаев, указанных в пункте 2.4 настоящей статьи, сведения о трудовой деятельности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у данного страхователя на такое зарегистрированное лицо представляются не позднее ДД.ММ.ГГГГ;
2) с ДД.ММ.ГГГГ:
в случаях перевода на другую постоянную работу, подачи зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место перевод на другую постоянную работу или подача соответствующего заявления;
в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица - не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений (п. 2.5)
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Гусельникова А.Ю. является руководителем филиала ООО «Тиссен Шахтбау ГмбХ» (Германия).
Пенсионным фондом РФ в адрес Государственной инспекции труда в <Адрес> направлены сведения о выявлении нарушения сроков подачи отчетности, а именно сведения об увольнения ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № ФИО5 не позднее следующего рабочего дня после издания приказа в Пенсионный фонд РФ представлены ДД.ММ.ГГГГ.
Государственной инспекцией труда в <Адрес> в адрес руководителя Филиала ООО «<данные изъяты>» (Германия) направлено уведомление о том, что ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с 10 час. 00 мин. в помещении Государственной инспекции труда в <Адрес> по адресу: <Адрес>, каб. 23 будут составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ (л.д. 16 административного материала, л.д. 1 дела об административном правонарушении)
ФИО2 в ГИТ в <Адрес> подано ходатайство о составлении протоколов об административном правонарушении в ее отсутствие, при этом ФИО2 в ходатайстве просила рассмотреть дела об административном правонарушении в ее отсутствие незамедлительно (л.д. 27)
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором труда ФИО1 составлен в отношении ФИО2 протокол об административном правонарушении №-И-33438-И/592 (л.д.29-31).
В этот же день старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <Адрес> ФИО1 рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено постановление №, которым руководитель филиала ООО «<данные изъяты>» (Германия) ФИО2 привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде уплаты штрафа в размере 300 руб. (л.д.32-34).
Принимая указанное решение, государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в <Адрес> ФИО4 исходила из того, что в бездействии должностного лица - руководителя филиала ООО «<данные изъяты> (Германия) ФИО2 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, которая в нарушение ч. 1 ст. 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 2.4 и 2.5 ст. 11 ФЗ № не обеспечила представление не позднее следующего рабочего дня после издания ДД.ММ.ГГГГ приказа № об увольнении ФИО5 сведений в Пенсионный фонд РФ.
Штраф уплачен ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ.Копия постановления № от ДД.ММ.ГГГГ административным органом направлена в адрес ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ и получена ДД.ММ.ГГГГ
Доводы Гусельниковой А.Ю. о том, что все дела об административных правонарушениях, возбужденные в отношении нее о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, должны были быть объединены в одно производство на основании ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, статья 4.4 названного Кодекса дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Судом установлено, что руководителем филиала ООО «Тиссен Шахтбау ГМБХ» (Германия) ФИО2 сведения о трудовой деятельности в Пенсионный фонд Российской Федерации представлены с нарушением установленного законом срока в отношении 60 зарегистрированных лиц.
Из содержания подпункта 2 п. 2.5 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения предоставляются в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица - не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, образуется по каждому зарегистрированному лицу, в отношении которого несвоевременно поданы сведения об его увольнении, а не в отношении всех зарегистрированных лиц.
Руководителем филиала ООО «<данные изъяты>) ФИО2 правонарушения совершены в отношении разных зарегистрированных лиц, в разные даты, так как даты издания приказов об увольнении и приеме на работу работников филиала ООО «Тиссен Шахтбау ГМБХ» (Германия) не совпадают. Сведения о выявленных фактах совершения административных правонарушений вышеуказанным должностным лицом ПФР России переданы ГИТ в <Адрес> при их выявлении, а не в рамках одного контрольного надзорного мероприятия, в связи с чем оснований для объединения дел в одно производство и назначения административного наказания ФИО2 как за совершение одного административного правонарушения не имеется.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.33.2 КоАП РФ, является формальным (нарушение срока предоставлений сведений), в связи с чем не требует проведение какой - либо проверки либо контрольно (надзорных) мероприятий, предусмотренных Федеральным законом № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Вместе с тем обжалуемое постановление нельзя признать законным ввиду следующего.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В силу ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу п. п. 2, 4 ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В силу ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из анализа приведенных выше норм КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении, а также постановление о назначении административного наказания составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол и постановление могут быть составлены только при наличии сведений о его надлежащем извещении.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Судом установлено, что ФИО2 как руководитель филиала ООО «Тиссен Шахтбау ГМБХ» (Германия) извещена Государственной инспекции труда в <Адрес> только о дате, месте составления протоколов по делу об административном правонарушении, о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении ее не уведомляли. В уведомлении не указано о том, что ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с 10 час. 00 мин. состоится не только составление протоколов по делам об административных правонарушениях, но и рассмотрение всех дел об административном правонарушении.
Копия протокола об административном правонарушении в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, не направлялась.
Указание ФИО2 в заявлении о том, что она просит незамедлительно рассмотреть дело об административном правонарушении, не свидетельствует о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, выразило свое согласие на вынесение постановления по делу об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ в день составления протокола об административном правонарушении в ее отсутствие.
Таким образом, материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о надлежащем извещении ФИО2 о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем прихожу к выводу о том, что сведений о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении у должностного лица Государственной инспекции труда в <Адрес> не имелось.
Отсутствие надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении лица, привлеченного к административной ответственности, является существенным нарушением его процессуальных прав, прав на защиту, в том числе право на заявление ходатайств относительно объединения дел, размера наказания, предоставление доказательств тяжелого материального положения, на которые в том числе ссылается заявитель в данной жалобе.
Согласно положениям части 1 статьи 1.6 и статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть признано законным, если оно вынесено с существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Невыполнение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о создании необходимых условий для справедливого разбирательства дела является существенным, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, постановление о привлечении к административной ответственности подлежит отмене, как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных положениями КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 ст. 15.33.2 названного Кодекса, составляет один год, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении он не истек.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела па новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая изложенное, постановление подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение должностному лицу Государственной инспекции труда в <Адрес>, правомочному рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <Адрес> Сыропятовой ФИО11 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении руководителя филиала ООО «Тиссен Шахтбау ГМБХ» (Германия) Гусельниковой ФИО10 к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение уполномоченному должностному лицу Государственной инспекции труда в Пермском крае.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Судья: подпись. Манько А.В.
Копия верна.
Судья: Манько А.В.