Дело № 2-325/2021
25RS0001-01-2020-005935-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22.10.2021 г.Владивосток
Ленинский районный суд г.Владивостока в составе: председательствующего судьи Синицына К.В., при секретаре Ли Д.К., с участием помощника прокурора г.Владивостока Никитенок Д.Ю., представителей ответчиков Суховой Ю.В., Грицун А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Владивостока в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Владивостока, Краевому государственному унитарному предприятию «Приморский водоканал» о возложении обязанности, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО УК «Развитие»,
УСТАНОВИЛ:
прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском, просит в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу обязать администрацию г.Владивостока организовать водоотведение поверхностного стока, а КГУП «Приморский водоканал» организовать водоотведение хозяйственно-бытовых стоков в районе жилого <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора на заявленных требованиях настаивал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представители ответчиков в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, по доводам и основаниям, изложенным в письменных отзывах.
Представитель третьего лица ООО УК «Развитие» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом требований ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Суд, выслушав позицию сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой г.Владивостока проведена проверка доводов обращения ФИО4 по организации водоотведения в районе <адрес>.
В ходе проверки проведенной прокуратурой Первореченского района г.Владивостока при участии специалистов администрации города Владивостока, КГУП «Приморский водоканал», Государственной жилищной инспекции Приморского края, управляющей жилым домом организации в лице ООО УК «Развитие» установлено локальное разрушение асфальтобетонного покрытия, ямы и выбоины, проседание горловины канализационного колодца с торца жилого <адрес>. Комиссией установлено, что причиной подтопления придомовой территории многоквартирного жилого <адрес> является ненадлежащая организация отвода поверхностных стоков по ул. <адрес>, неисправность системы ливневой канализации в указанном микрорайоне. В связи с чем, потоки поверхностных вод с учетом рельефа, попадают в централизованную систему канализационно-бытовых отходов, что приводит к ее засорам и последующему розливу уже смешанных канализационных вод, и, как следствие, приводит к повреждению асфальтового покрытия дорожной инфраструктуры, в том числе подтоплению придомовой территории жилого <адрес>. В период 2019-2020гг. аварийная служба ПП «Горканализация» КГУП «Приморский водоканал», осуществляющая эксплуатацию городской системы хозяйственно-бытовой канализации, неоднократно организовывала выезды на устранение аварийных засоров в районе жилого <адрес>, при этом, аварийных ситуаций непосредственно на сетях водоотведения хозяйственно-бытовых стоков указанного многоквартирного дома находящихся в зоне ответственности и эксплуатации ресурсоснабжающей организации, зафиксировано не было. Кроме того, из акта обследования ООО УК «Развитие» придомовой территории <адрес> составленного по результатам осмотра проведенного 30 июня-02 июля 2020 года следует, что ввиду переполнения поверхностными стоками, хозяйственно-бытовая канализация не справляется с поступающим объемом смешанных стоков в канализационный коллектор, ввиду чего происходит ее вытекание на придомовую территорию и далее нее, сопровождаемое неприятным запахом. Также проверкой установлено, что жильцы многоквартирного <адрес> неоднократно обращались с указанным вопросом как в администрацию города Владивостока, так и в КГУП «Приморский водоканал» по вопросу организации надлежащего водоотведения, однако до настоящего времени меры, направленные на организацию водоотведения и восстановление асфальтового покрытия придомовой территории в районе многоквартирного <адрес>, ответчиками не приняты.
Статьей 1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту решения – Федеральный закон № 416-ФЗ) «О водоснабжении и водоотведении» урегулированы отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Частью 2 ст.3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту решения – Федеральный закон № 131-ФЗ) определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
Согласно п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ, п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона № 416-ФЗ, к таким вопросам относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ).
Данные положения корреспондируют с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона № 416-ФЗ, в силу которого к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в том числе, относятся: организация водоснабжения населения, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п.п.1, 4 ст.8 Федерального закона № 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Исходя из вышеизложенного, обязанности, связанные с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления, возлагаются на предприятия или учреждения, в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых, входит предоставление потребителю таких услуг, а также на предприятия и учреждения, уполномоченные выполнять функции исполнителя, - для потребителей, проживающих в государственном, муниципальном или частном жилищном фонде, товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления многоквартирным домом, включая заключение договоров на обеспечение коммунальными услугами.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 29.12.2010 № 484-р, КГУП «Приморский водоканал» осуществляет эксплуатацию объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения Владивостокского городского округа переданных ему на праве хозяйственного ведения.
Таким образом, с момента передачи имущества, КГУП «Приморский водоканал» осуществляет текущее содержание, все виды ремонтов и эксплуатацию объектов и сооружений холодного водоснабжения.
Согласно п.11 ст.7 Федерального закона № 416-ФЗ холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644.
Согласно пунктам 2, 9, 23, 28 ст.2 Федерального закона № 416-ФЗ, под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Согласно п. 3.1.7, 3.1.15 СП 30.13330.2016. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. СНиП 2.04.01-85, утвержденного приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 951/пр, водоотведение - прием, транспортирование и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В силу п. 3.5, 3.6 СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2018 № 860/пр, под поверхностными (дождевыми, ливневыми, талыми) сточными водами понимаются сточные воды, которые образуются в процессе выпадения дождей и таяния снега.
Полураздельная система канализации - система коммунальной канализации, при которой устраиваются две самостоятельные уличные сети трубопроводов: одна для отведения городских сточных вод, другая - для отведения дождевого, талого и поливо-моечного стока.
Исходя из требований вышеуказанного законодательства, понятие надлежащего технического содержания объекта инженерной инфраструктуры - системы водоотведения в границах муниципального образования, включает в себя следующее.
Так, приказом Госстроя Российской Федерации от 30.12.1999 № 168 «МДК 3-02.2001» утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» (далее - ПТЭ), которые регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам.
Неукоснительное выполнение ПТЭ эксплуатационным персоналом призвано обеспечивать надежную, экономичную и эффективную работу указанных объектов с учетом интересов обслуживаемых потребителей, охраны водных ресурсов от загрязнения сточными водами и рационального использования водных, сырьевых, энергетических и других материальных ресурсов.
Согласно п.1.9.1. ПТЭ, система планово-предупредительного ремонта (ППР) эксплуатируемых сооружений и оборудования включает в себя организационно-технические мероприятия по надзору и уходу за сооружениями и всем видам ремонта, осуществляемые периодически по заранее составленному плану в соответствии с Положением о проведении планово-предупредительного ремонта на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства, разработанного Госстроем России и НИИ КВОВ, введенного в действие с 01.07.1990 (далее - Положение).
Указанное Положение определяет порядок планирования, организации и финансирования планово-предупредительных ремонтов (ППР) на коммунальных водопроводно-канализационных предприятиях (организациях) (в дальнейшем - организаций) и обязательно для применения указанными организациями.
Положением регламентированы требования по проведению ППР применительно к специальным технологическим инженерным устройствам организаций - трубопроводам, сооружениям и оборудованию.
Согласно пунктов 4.5. и 4.6. Положения, отбор объектов для капитального и текущего ремонтов производится главным инженером организации на основе дефектных ведомостей, составленных в результате осмотров в натуре, записей в журнале дежурств, рапортов о дефектах, а также заключений специальных комиссий, результатов обследований наладочных организаций и проектов модернизации и технического перевооружения. Составляются годовые графики и планы, содержащие сведения, необходимые для определения сроков и видов ремонтов.
Таким образом, неукоснительное выполнение ПТЭ эксплуатационным персоналом уполномоченной на содержание инженерных объектов, в том числе систем водоотведения, призвано обеспечивать надежную, экономичную и эффективную работу указанных объектов с учетом интересов обслуживаемых потребителей.
Более того, муниципальным правовым актом г.Владивостока от 15.08.2018 №45-МПА, принятым Думой города Владивостока 09.08.2018, утверждены «Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа» (далее - Правила благоустройства).
Пунктом 11.2.2. Правил благоустройства установлено, что уборка и очистка кюветов, труб, дренажных сооружений, предназначенных для отвода грунтовых и поверхностных вод с улиц и дорог, очистка коллекторов дождевой (ливневой) канализации и дождеприемных колодцев производятся организациями, осуществляющими их эксплуатацию. Профилактическое обследование коллекторов дождевой (ливневой) канализации и их очистка производятся организацией, у которой эти сооружения находятся во владении, а в случае выявления бесхозяйных объектов водоотведения, в том числе канализационных сетей - организацией, в соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона № 416-ФЗ, не реже двух раз в год.
Пунктом 11.2.3 Правил благоустройства определено, что содержание в исправном состоянии смотровых колодцев инженерных сетей, расположенных на проезжей части улиц и тротуарах, площадях, скверах, осмотр инженерных сетей на предмет технического состояния смотровых колодцев, наличия и плотности прилегания крышек, целостности люков, крышек, асфальтобетонного покрытия на перекрытии колодцев производится организацией, эксплуатирующей данные коммуникации, а в случае выявления бесхозяйных объектов водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, - организацией, в соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона № 416-ФЗ.
В нарушение требований вышеуказанного законодательства КГУП «Приморский водоканал» не принимаются меры к организации качественного водоотведения хозяйственно-бытовых стоков в районе жилых домов расположенных по <адрес>, чем причиняется имущественный ущерб не только придомовой территории жилого <адрес> ввиду ее подтопления, но и повреждение проезжей и пешей части дорожного полотна, создает реальную угрозу жизни и здоровью не только жителей указанного жилого дома, но и иного неопределенного круга лиц, пользующихся проездом и проходом по указанной территории города.
Определением Ленинского районного суда г.Владивостока от 18.05.2021 по делу назначена строительно-техническая экспертизы.
Согласно выводам заключения эксперта ООО ПДЦ «Гарант» № от ДД.ММ.ГГГГ, причиной подтопления придомовой территории жилого дома (земельный участок с кадастровым номером 25:28:040009:62) является уменьшение пропускной способности трубы коллектора бытовой канализации в виду увеличения среднесуточных расходов сточных вод. На момент проведения строительно-технической экспертизы коллектор находится в недопустимом техническом состоянии. Коллектор работает с превышением максимально допустимых нормативных значений наполнения, запас пропускной способности при резком увеличении объема сточных вод отсутствует. Пропускная способность трубы коллектора бытовой канализации, проходящей через придомовую территорию жилого дома не соответствует техническим регламентам СП, СНиП, ГОСТ и СанПин. Техническая возможность для транспортировки бытовых канализационных вод в объемах с учетом увеличения обслуживаемого жилого массива и погодных условий отсутствует. Для исключения случаев подтопления придомовой территории жилого дома (земельный участок с кадастровым номером 25:28:040009:62) необходимо провести реконструкцию общесплавного городского коллектора путем увеличения пропускного диаметра. Реконструкцию сети городского коллектора необходимо проводить на основании предварительно разработанного проекта в соответствии с действующими требованиями СП 32.13330.2018 [11] и СП 42.13330.2016 [15]. Увеличение диаметра коллектора до нормативного исключит возможность аварийного попадания стоков на поверхность (в частности придомовую территорию) в часы пиковых нагрузок на сеть и загрязнения территорий города.
С учетом установленных по делу обстоятельств, приведенных норм, суд приходит к выводу, что требований прокурора о возложении обязанности КГУП «Приморский водоканал» законно и обоснованно, в связи с чем, подлежит удовлетворению.
В то же время, основания для удовлетворения требований к администрации г.Владивостока, учитывая выводы эксперта о причинах подтопления территории, судом не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора г.Владивостока в защиту интересов неопределенного круга лиц к Краевому государственному унитарному предприятию «Приморский водоканал» о возложении обязанности – удовлетворить в части.
Обязать Краевое государственное унитарное предприятие «Приморский водоканал» в течение одного года с момента вступления решения в законную силу организовать водоотведение хозяйственно-бытовых стоков в районе многоквартирного жилого <адрес>.
В удовлетворении исковых требований прокурора г.Владивостока в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Владивостока о возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.В. Синицын
Решение суда в окончательной
форме изготовлено 29.10.2021