Дело: 1я инст. №2а-2249/2020, 2я инст. №33а-3308/2020 Председательствующий в
Категория 19 первой инстанции Сомовой И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 ноября 2020 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Бабича В.В.,
судей Кондрак Н.И., Исаева С.Н.,
при секретаре Михайловой В.Г.,
с участием представителя истца Нагорной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Колесникова Виктора Владимировича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционным жалобам представителей Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Дыбца А.М. и Сушковой Д.Н. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 26 июня 2020 года, которым административный иск удовлетворен, -
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Колесников В.В. предъявил иск к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, указав, что он является ветераном войны, имеет право на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении без проведения торгов земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ ответчик письмом отказал ему в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что земельный участок является предметом аукциона. Данный отказ он считает незаконным, так как на сайте Правительства Севастополя размещено извещение от ДД.ММ.ГГГГ о возможной продаже земельного участка по <адрес> в г. Севастополе, однако информации о проведении аукциона не имеется. Просил признать незаконными действия Департамента, выраженные в отказе в предоставлении земельного участка, оформленном письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем рассмотрения заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ и принятия решения о передаче земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 26 июня 2020 года административный иск Колесникова В.В. удовлетворен, признаны незаконными действия Департамента, связанные с отказом в предоставлении земельного участка Колесникову Виктору Владимировичу, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Колесникова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ о передаче земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м по <адрес> в г. Севастополе с кадастровым номером № в аренду без проведения торгов.
Не согласившись с вышеуказанным решением, представители административного ответчика подали апелляционные жалобы, в которых просят его отменить, постановить новое об отказе в удовлетворении иска.
Представитель Департамента Дыбец А.М. в своей жалобе указывает, что оспариваемым решением Колесникову В.В. было отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку испрашиваемый земельный участок является предметом аукциона. Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции указал, что со дня опубликования извещения о проведении аукциона прошло более года, и сведений о принятии одного из решений, предусмотренных ст. 39.12 ЗК РФ, по результатам рассмотрения заявок или результатам аукциона не предоставлено. Однако, такой вывод не соответствует требованиям ЗК РФ, поскольку процедура торгов была начата и предоставление земельного участка в аренду истцу без проведения торгов нарушит права неопределенного круга лиц, при этом тот факт, что до настоящего времени аукцион не проведен, правового значения не имеет.
Представитель Департамента Сушкова Д.Н. в своей жалобе указывает, что административным ответчиком в соответствии с п. 19 ст. 39.11 ЗК РФ на официальном сайте Правительства Севастополя было размещено извещение № о продаже спорного земельного участка, в связи с чем оспариваемое решение об отказе в предоставлении государственной услуги по основаниям п. 11 ст. 39.16 ЗК РФ является правомерным. При этом, ни заявителем, ни судом, при вынесении обжалуемого решения, не приведены доводы, свидетельствующие о нарушении Департаментом при принятии оспариваемого решения норм действующего законодательства.
Представитель административного истца против удовлетворения жалобы возражала, полагала решение суда законным и обоснованным.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Как установлено апелляционным рассмотрением, Колесников В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем мер социальной поддержки как ветеран войны – участник войны, получившим данный статус в соответствии с законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается удостоверением, выданным Гагаринским управлением социальной защиты населения г. Севастополя ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент с заявлением вх. № о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м по <адрес> в г. Севастополе с кадастровым номером № в аренду без проведения торгов.
По результатам рассмотрения названного заявления ДД.ММ.ГГГГ Департаментом принято решение № (л.д. 10) об отказе в предоставлении государственной услуги по основаниям, предусмотренным п. 11 ст. 39.16 ЗК РФ, поскольку испрашиваемый земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого было размещено в соответствии с п. 19 ст. 39.11 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 11 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса.
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции исходил из того, что сведений о принятии одного из решений, предусмотренных статьей 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявок или результатам аукциона не принято, указанные административным ответчиком в письме от ДД.ММ.ГГГГ основания для отказа в предоставлении земельного участка счел надуманными, поскольку на дату составления письма от ДД.ММ.ГГГГ он не являлся предметом действующего аукциона или актуального извещения о проведении аукциона, при этом сроки подачи заявок по извещению от ДД.ММ.ГГГГ истекли более 8 месяцев назад, а иные основания для отказа, которые могли бы быть проверены судом при рассмотрении настоящего спора, административным ответчиком не указаны.
С таким выводами соглашается коллегия судей и отмечает следующее.
Подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В городе Севастополе отдельные вопросы бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности применительно к истцу регулирует Закон города Севастополя от 23.01.2015 № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», которым установлены правовые, организационные и экономические основы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Севастополя, в связи с принятием в Российскую Федерацию и образованием в составе Российской Федерации нового субъекта - города федерального значения Севастополя (статья 1).
Согласно статье 2 данного закона его положения распространяются на граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территории города Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, право которых на меры социальной защиты (поддержки) возникло на ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из пояснений представителя истца в заседании суда апелляционной инстанции, истец обратился за получением государственной услуги по категории гражданин из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (ДД.ММ.ГГГГ) было менее 18 лет (дети войны).
Раздел IV Закона № 106-ЗС определяет меры социальной поддержки отдельных категорий жителей города Севастополя, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, к которым относятся: граждане из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет (дети войны); граждане из числа инвалидов войны, участников боевых действий, участников войны, жертв нацистских преследований, членов семей погибших (умерших) ветеранов войны и жертв нацистских преследований, соответствующий статус которым был установлен согласно законодательству, действовавшему до 21 февраля 2014 года, и другие категории граждан.
Пунктом 4 статьи 18 Закона № 106-ЗС установлено, что граждане из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет (дети войны), предоставляется, среди прочих мера социальной поддержки - первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.
На основании статей 26, 27 Закона № 106-ЗС порядок и условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, определяются Правительством Севастополя. Меры социальной защиты, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами города федерального значения Севастополя.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет их проекты для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
Административный ответчик отказал истцу в предоставлении в аренду без проведения торгов испрашиваемого земельного участка на основании подпункта 11 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, который предусматривает, что извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Между тем, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, указанный земельный участок на момент возникновения спорных правоотношений не являлся предметом аукциона в смысле подпункта 11 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, следовательно, отказ административного ответчика в предоставлении данного участка на основании данной нормы является незаконным. Так, как следует из извещения №, размещенного на сайте Правительства Севастополя ДД.ММ.ГГГГ, Департаментом размещена информация о возможной продаже земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)», из земель населенных пунктов, распложенного: Российская Федерация, <адрес>, кадастровый квартал №, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м с указанием времени начала и окончания приема заявлений. Доказательств назначения аукциона административным ответчиком, обязанным доказать законность своих действий, не представлено.
Иных оснований для отказа, которые подлежали бы проверке судом первой инстанции, оспариваемое письмо не содержит. Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Таким образом, вопреки доводам жалоб, вывод суда первой инстанции о незаконном отказе в предоставлении истцу земельного участка по изложенном в оспариваемом письме основанию является верным и обоснованным.
Доводы жалоб основаны на ошибочном толковании норм названного кодекса, по существу, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную правовую оценку в обжалуемом судебном акте.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 26 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий
судьи