РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 9 сентября 2015 года.
Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В.,
при секретаре судебного заседания Полежаевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волченко <данные изъяты> об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
30 июля 2015 г. Волченко Ю.И. обратился в Красноярский краевой суд с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> равной его рыночной стоимости в размере
<данные изъяты> рублей, определённой по состоянию на 7 мая 2015 г.
Заявленное требование мотивировал тем, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, составляет <данные изъяты> <данные изъяты> а это значительно превышает его рыночную стоимость и влечёт взимание с него экономически необоснованного земельного налога.
В судебное заседание заявитель, а также представители заинтересованных лиц – Правительства Красноярского края, администрации <данные изъяты> Красноярского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя Волченко Ю.И. Макеевой Е.П., поддержавшей заявленное требование, а также объяснения представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» Самозванцевой П.В., не возражавшей против удовлетворения заявленных требований, изучив материалы дела, Красноярский краевой суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12). Кадастровая стоимость также может быть установлена путём оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3). Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены, в частности, физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 2 статьи 24.18). Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости (абзац 3 части 11 статьи 24.18). При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (часть 2 статьи 3). Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15). При осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости датой определения кадастровой стоимости таких объектов является дата внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости (части 1 и 2 статьи 24.19).
Согласно сведениям из государственного кадастра недвижимости земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: Красноярский край, <данные изъяты> входит в категорию земель сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование – «для дачного строительства»; его кадастровая стоимость составляет <данные изъяты>. Сведения о нём, как ранее не учтённом объекте, были внесены в государственный кадастр недвижимости 7 мая 2015 г. (л.д. 14).
После внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об этом вновь образованном участке государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения Красноярского края не проводилась, поэтому датой определения кадастровой стоимости указанного земельного участка следует считать 7 мая 2015 г.
Право собственности Волченко Ю.И. на этот земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27 мая 2015 г. (л.д. 13).
Из отчёта от 19 июня 2015 года N <данные изъяты> составленного оценщиком <данные изъяты> Е.Ю., усматривается, что по состоянию на 7 мая 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 21-91).
Данный отчёт об оценке соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а определенная в нём стоимость объекта оценки подтверждена, о чём имеется положительное экспертное заключение от 21 июля 2015 г. № <данные изъяты> составленное некоммерческим партнёрством «Саморегулируемая организация оценщиков «Сибирь» (л.д. 110-126).
Оснований не согласиться с выводами оценщика о том, что по состоянию на 7 мая 2015 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> рублей не имеется. Доказательств, опровергающих эти выводы, заинтересованными лицами не представлено.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Волченко Ю.И. является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка (пункт 1 стати 388, пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации). Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта налогообложения, нарушают права заявителя, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
С учётом изложенного кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> должна быть определена равной рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Красноярский краевой суд
решил:
заявление Волченко <данные изъяты> удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: Красноярский край, <данные изъяты>, <данные изъяты> равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей, определённой по состоянию на 7 мая 2015 г.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка считать 30 июля 2015 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда А.В. Малякин.