2-2044(2018)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2018 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи Ирбеткиной Е.А.,
при секретаре Ивановой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочетовой О. Г. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 24» о взыскании задолженности по заработной плате,
УСТАНОВИЛ:
Кочетова О.Г. обратилась к МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24» о взыскании задолженности по заработной плате, мотивируя свои требования тем, с 01.10.2012 г. она работает в должности <данные изъяты>, в период работы с августа 2017 года по октябрь 2017 года заработная плата работодателем выплачивалась ей ниже минимального размера оплаты труда, установленного в РФ с применением надбавки и районного коэффициента, что нарушило ее права, в связи с чем просит взыскать с ответчика сумму недоначисленной и не выплаченной заработной платы в размере 6 137,99 руб. (л.д. 2-3).
Определением суда от 01 июня 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление образования Администрации г. Ачинска (л.д. 80).
Истец Кочетова О.Г. надлежащим образом извещенная о слушании дела СМС-сообщением (л.д. 18,110), в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 83).
Представитель ответчика МБДУ «Детский сад комбинированного вида № 24», извещенный о слушании дела надлежащим образом судебным сообщением, врученным 28.06.2018 г. (л.д. 113), в суд не явился. Представитель учреждения Боброва Т.А., действующая на основании доверенности от 28.05.2018 г. (л.д. 109) представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика (л.д. 108). В поступившем отзыве заведующая Арканникова Л.В. по исковым требованиям возражала, ссылаясь на то, что начисление заработной платы в спорный период работникам учреждения работникам учреждения осуществлялось в соответствии с установленным фондом оплаты труда за счет средств субсидий в размере не ниже минимальной заработной платы, установленной Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае на 2017 год. В связи с этим требования истца полагает необоснованными и противоречащими имевшей место судебной практике по данному вопросу, в иске просит отказать (л.д. 97-98).
Представитель третьего лица Управления образования Администрации г. Ачинска извещенный о слушании дела надлежащим образом судебным сообщением (л.д. 107), в суд не явился. Представитель Управления по доверенности Гудков Ю.А. направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 88), в поступившем отзыве по исковым требованиям возражал, указав, что региональное соглашение о минимальной заработной плате в Красноярском крае на 2018 год не заключено, в Закон Красноярского края от 29.10.2009 №9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» внесены изменения об увеличении с 01.01.2018 размера региональной выплаты на 4%. Указанный размер региональной выплаты обеспечивается персональной выплатой работникам, чей размер оплаты труда в соответствующем периоде окажется меньше. До настоящего времени вопрос о выделении дополнительных средств для обеспечения уровня заработной платы работников не ниже размера МРОТ не урегулирован на федеральном и региональном уровнях (л.д. 89-94,95).
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Кочетовой О.Г. подлежащими частичному удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труд.
Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).
В силу требований ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) одним из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда(трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, при этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. При этом, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) ( ч. 11).
Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Разъяснением от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Иркутской и Читинской областей, Красноярского края, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 года № 164-ФЗ минимальный размер оплаты труда на территории РФ с 01 июля 2016 года был установлен в сумме 7 500 рублей, с 01 июля 2017 года на основании Федерального закона от 19.12.2016 года № 460 – 7 800 рублей.
Соответственно, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, установленной в г. Ачинске, с 01 июля по 31 декабря 2017 года включительно, размер ежемесячного заработка истицы при отработанной норме рабочего времени и выполнении, не мог быть менее не менее 12480 рублей.
Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п, в котором указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Как следует из материалов дела, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24» является дошкольной образовательной организацией, действует на основании Устава, утвержденным начальником управления образования Администрации г.Ачинска (л.д. 78-79).
На основании приказа о приеме на работу от 01.10.2012 г. №42 л/с Кочетова О.Г. принята на основное место работы в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24» на должность <данные изъяты> с окладом 2 019 руб., с надбавками: 30 % районный коэффициент, 30 % северная надбавка, 5 % к заработной плате за работу с вредными условиями труда, с испытательным сроком 3 месяца (л.д. 38), с ней заключен трудовой договор № 149 от 01.10.2012 г., по условиям которого за выполнение трудовых обязанностей установлены должностной оклад – 2 019 руб. в месяц.
Пунктом 6.3 трудового договора предусмотрено, что заработная плата выплачивается работнику посредством перечисления на счет работника в учреждениях Сберегательного банка в следующие сроки: 22 числа текущего месяца (за 1 половину месяца), 7 числа месяца, следующего за расчетным (за 2 половину месяца).
По условиям трудового договора истцу установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями: суббота, воскресенье, продолжительность ежедневной работы (смены) 8 часов, время начала работы 8-00 часов, время окончания работы 17-00 часов, перерыв с 13-00 часов до 14-00 часов.
Производственным календарем на 2017 год, установлены нормы рабочего времени при пятидневной рабочей неделе, которые составили: августе 2017 года – 23 дня; сентябре 2017 года – 21 день; октябрь 2017 года – 22 дня.
Согласно табелям учета рабочего времени Кочетовой О.Г. по основному месту работы в августе, сентябре отработана норма рабочего времени в полном объеме, за октябрь 2017 года отработано 21 день, однако, из расчетного листа за октябрь 2017 года следует, что Кочетовой О.Г. отработано 22 дня, за которые оплачена заработная плата, из расчетного листа за август следует, что Кочетовой О.Г. фактически отработано 18 дней (л.д. 100-102).
Вместе с тем, как видно из расчетных листов по заработной плате истца, итоговая сумма заработной платы за спорный период составляла ниже МРОТ с учетом районного коэффициента и северной надбавки, в связи с чем работодателем Кочетовой О.Г. ежемесячно производилась доплата до суммы минимального размера заработной платы, установленной региональным соглашением (л.д. 41-42, 43-44, 45-46).
Таким образом, действия ответчика не соответствуют положениям ст.133 ТК РФ, в связи с чем, причитающиеся суммы недоначисленной заработной платы за заявленный истцом период с августа 2017 года по октябрь 2017 года подлежат взысканию с ответчика.
При таких обстоятельствах, поскольку размер заработной платы Кочетовой О.Г. за период с 01 августа 2017 года по 31 октября 2017 года был ниже указанного размера МРОТ, недоначисленная заработная плата составила 5 122,25 руб., исходя из следующего расчета:
п/п | Месяц начисления | Начисленная заработная плата | величина МРОТ | Заработная плата, подлежащая начислению за отработанные дни(МРОТ х 1,6) | Недополученная сумма |
август 2017 | 8 420,71 руб. | 7 800 руб. | 9 766,96 руб. | 1 346,25 руб. | |
сентябрь 2017 | 10 592 руб. | 7 800 руб. | 12 480 руб. | 1 888 руб. | |
октябрь 2017 | 10 592 руб. | 7 800 руб. | 12 480 руб. | 1 888 руб. | |
Итого: 5 122,25 руб. |
Таким образом, с МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24» в пользу Кочетовой О.Г. подлежит взысканию задолженность по заработной плате в размере 5 122,25 руб.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с учетом суммы удовлетворенных исковых требований, с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в сумме 400 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кочетовой О.Г. удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 24» в пользу Кочетовой О. Г. задолженность по заработной плате в сумме 5 122 (пять тысяч сто двадцать два) рубля 25 копеек, в остальной части иска отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 24» в доход местного бюджета муниципального образования г. Ачинск государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Е.А. Ирбеткина