Решение по делу № 2а-3619/2019 от 08.08.2019

Дело № 2а-3619/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 сентября 2019 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Курносовой А.Н.

при секретаре Пасиченко О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Степанова АП к муниципальному казенному учреждению «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Степанов А.П. обратился в суд с административным иском к муниципальному казенному учреждению «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В обоснование требований указал, что он зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Указанный дом является самовольной постройкой, возведенной им в 1999 году, и расположен на земельном участке, площадью 2725 кв.м.

С целью сохранения самовольной постройки он обратился в МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» с заявлением о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность, представив все необходимые документы.

Однако, 14 мая 2019 года административный ответчик принял решение, которым в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, отказал, ссылаясь на то, что использование земельного участка для проживания не является его прямым назначением.

Между тем, выводы МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» противоречат установленным при осмотре земельного участка обстоятельствам. При этом, самовольная постройка является жилым домом, в которой он проживает со своей семьей, а земельный участок используется для эксплуатации данной постройки.

Отказ в согласовании предоставления земельного участка по указанным в нем причинам не основан на законе, нарушает его права на предоставление объекта недвижимости в собственность бесплатно.

Просил признать незаконным решение МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» об отказе в предварительном согласовании предоставления ему в собственность земельного участка бесплатно для сохранения самовольной постройки, расположенной по адресу: <адрес>. Обязать МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка бесплатно для сохранения самовольной постройки, расположенной по адресу: <адрес>.

Административный истец Степанов А.П. в судебном заседании требования административного иска поддержал, суду дал аналогичные пояснения.

Административный ответчик- представитель МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» по доверенности Хлыстов В.М., требования Степанова А.П. не признал, суду пояснил, что последний обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес>, в собственность бесплатно.

В результате осмотра земельного участка 28 февраля 2019 года был составлен акт № 22/01, согласно которому стало очевидным, что использование земельного участка для проживания не является его основным назначением.

Принимая во внимание, что в силу п. 4 ст. 2 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» земельный участок предоставляется бесплатно гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданном жилом доме, а самовольная постройка, которой владеет Степанов А.П., имеет не только жилые помещения, но и помещения, которые используются в качестве мастерской, то правовых оснований для удовлетворения заявления не имелось.

14 мая 2019 года МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» приняло решение, которым отказало Степанову А.П. в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Оспариваемое решение основано на требованиях действующего законодательства и прав административного истца не нарушает.

Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо- представитель Администрации города Бийска, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суд не располагает данными о том, что неявка заинтересованного лица имеет место по уважительным причинам и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения административного истца Степанова А.П., представителя административного ответчика Хлыстова В.М., изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно закреплены в статье 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу пункта 7 которой такое предоставление осуществляется отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установлены в ст. 2 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».

В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» земельный участок однократно предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

По делу установлено, что в 1999 году Степановым А.П. возведено строение (двухэтажное здание), расположенное на не отведенном земельном участке, площадью 2725 кв.м, по адресу: <адрес>. В самовольной постройке по указанному адресу проживает и состоит на регистрационном учете административный истец.

23 января 2019 года Степанов А.П. обратился в МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийка» с заявлением, в котором просил предварительно согласовать предоставление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 2725 кв.м, в собственность бесплатно на основании ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» для сохранения самовольной постройки.

Решением МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» от 14 мая 2019 года Степанову А.П. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Отказ мотивирован тем, что использование земельного участка по адресу: <адрес>, для проживания не является его основным назначением.

Обращаясь с административным иском в суд, Степанов А.П. ссылается на незаконность указанного решения и нарушение его прав на бесплатное получение в собственность земельного участка для сохранения самовольной постройки. Вместе с тем, обстоятельства, на которые административный истец ссылается как на основание заявленных требований, не нашли своего подтверждения при разрешении административного спора.

В силу п. 2 ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 ст. 7 Закона Алтайского края № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» установлено, что граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, обращаются в орган местного самоуправления или орган исполнительной власти Алтайского края, уполномоченные на распоряжение земельными участками (далее - уполномоченный орган), с заявлением о предоставлении земельного участка.

Предоставление земельных участков бесплатно в собственность граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3, 4 статьи 2 настоящего Закона, регулируется Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 7 Закона Алтайского края № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» для граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в соответствии с пунктом 4 статьи 2 настоящего Закона к заявлению прилагаются следующие документы:

а) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), представителя заявителя (заявителей), если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

б) копия документа, удостоверяющего полномочия представителя заявителя (заявителей), если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

в) документы, подтверждающие нахождение земельного участка в фактическом пользовании заявителя;

г) в случае, если земельный участок, на котором расположен самовольно созданный жилой дом, находится в пользовании нескольких лиц, - нотариально удостоверенное согласие пользователей об определении долей в праве собственности на земельный участок либо нотариально удостоверенное согласие об оформлении земельного участка в собственность одного лица;

д) копии документов, подтверждающих возведение самовольно созданного жилого дома, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, до 30 октября 2001 года;

е) копии документов технического учета объектов недвижимости;

ж) заключение специализированной организации об отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан при сохранении самовольно созданного жилого дома.

Помимо оснований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Алтайского края, как предусмотрено п. 1 ч. 11 ст. 7 Закона Алтайского края № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, принимается в случае утраты гражданином оснований для получения в соответствии с настоящим Законом земельного участка.

На основании п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка (п. 17 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).

Так, по делу установлено, что Степанов А.П., подавая заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно для сохранения самовольной постройки, приложил к нему: копию паспорта гражданина Российской Федерации и копию домовой книги, согласно которым первый с 10 августа 1993 года зарегистрирован по адресу: <адрес>; справку Бийского отделения Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 23 января 2019 года № 26620, согласно которой право собственности на объекты недвижимости, находящиеся на земельном участке по адресу: <адрес>, не зарегистрированы; техническое заключение от 27 ноября 2018 года , составленное ИП *******; выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (на земельный участок с кадастровым номером ); выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (на здание с кадастровым номером ).

Из содержания технического заключения от 27 ноября 2018 года следует, что двухэтажный жилой дом, 1999 года постройки, расположен на не отведенном земельном участке, площадью 2725 кв.м, по адресу: <адрес>. Участок огражден заборами с воротами и калиткой. К жилому дому (лит. А) примыкает пристрой холодный (лит. а). На участке расположены: сараи (лит. Г, Г1, Г4), баня (лит. Г2), гараж (лит. Г3), выгребная яма.

Общая площадь двухэтажного дома, по состоянию на 28 сентября 2018 года, составляет 318, 5 кв.м, в том числе жилая площадь 96,0 кв.м. Согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п.п. 8, 9 Приказа Минэкономразвития России от 1 марта 2016 года № 90 «Об утверждении требования к определению площади здания» общая площадь составляет 358,1 кв.м.

В жилом доме (лит. А) расположены:

на первом этаже- котельная (поз.1), площадью 7,5 кв.м, помещение (поз.2), площадью 14,3 кв.м, помещение (поз.3), площадью 20,9 кв.м, помещение (поз.4), площадью 1,2 кв.м, помещение (поз.5), площадью 17,5 кв.м, гараж (поз.6), площадью 31,0 кв.м, помещение (поз.7), площадью 22,5 кв.м, помещение (поз.8), площадью 4,4 кв.м, коридор (поз.9), площадью 3,4 кв.м, помещение (поз.10), площадью 44,1 кв.м. В котельной (поз.1) установлена печь, в помещениях (поз.5 и 10) установлены раковины;

на втором этаже: коридор (поз.1), площадью 14,0 кв.м, кухня (поз.2), площадью 7,5 кв.м, жилая комната (поз.3), площадью 14,6 кв.м, коридор (поз.4), площадью 2,6 кв.м, лифт (поз.5), площадью 0,6 кв.м, санузел (поз.6), площадью 3,3 кв.м, жилая комната (поз.7), площадью 14,5 кв.м, жилая комната (поз.8), площадью 13,4 кв.м, санузел (поз.9), площадью 3,7 кв.м, санузел (поз.10), площадью 3,7 кв.м, кухня (поз 11), площадью 14,4 кв.м, коридор (поз.12), площадью 13,4 кв.м, жилая комната (поз.13), площадью 13,1 кв.м, жилая комната (поз.14), площадью 22,0 кв.м, санузел (поз.15), площадью 2,5 кв.м, жилая комната (поз.16), площадью 18,4 кв.м. В кухне (поз.2 и 11) установлены раковины, в санузле (поз.6 и 15) установлены раковины и унитазы, в санузле (поз.9 и 10), установлены унитазы и ванна, в коридоре (поз.1) выполнен дымоход.

Специалистом, составившим указанное техническое заключение, сделан вывод о том, что техническое состояние строительных конструкций жилого дома по <адрес> соответствует СП 55.13330.2011; угрозы для жизни и здоровья людей не выявлено; жилой дом пригоден для дальнейшей эксплуатации и может быть сохранен в установленном законом порядке.

С целью рассмотрения и разрешения заявления Степанова А.П. была проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка по адресу: <адрес>, о чем 28 февраля 2019 года составлен Акт за № 22/01, к которому приложены фототаблицы.

Согласно акту земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет площадью 896 кв.м, границы участка на публичной кадастровой карте не отображены. Согласно информации, содержащейся в акте согласования местоположения границ земельного участка, уточненное значение фактической площади участка составляет 2725 кв.м. На момент осмотра участок огорожен, конфигурация ограждения совпадает с конфигурацией, указанной в акте согласования местоположения границ земельного участка.

На обследованном участке располагаются:

объект капитального строительства (отдельностоящее, двухэтажное здание)- жилой дом, являющийся самовольной постройкой. Согласно техническому заключению от ДД.ММ.ГГГГ дом пригоден для эксплуатации, что не противоречит результатам визуального осмотра. Второй этаж здания занят жилыми помещениями, на первом этаже размещены котельная, гараж и нежилые помещения 9ранее слесарные мастерские);

объект капитального строительства (здание двухэтажное, отдельностоящее)- на момент осмотра используется для содержания домашней птицы;

объект капитального строительства (здание одноэтажное, отдельностоящее)- гараж;

объект капитального строительства (здание одноэтажное, пристрой)- баня;

некапитальное сооружение- навес.

Территория, свободная от застройки, используется для эксплуатации здания, стоянки автотранспорта землепользователя, открытого складирования строительных материалов и огородничества.

Проанализировав представленные Степановым А.П. и собранные в ходе рассмотрения его заявления документы, МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» пришло к выводу о том, что использование земельного участка по адресу: <адрес>, для проживания не является его основным назначением.

С данным выводом МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» суд соглашается, так как он основан на фактических обстоятельствах дела и имеющихся материалах как в административном деле, так и в деле по предварительному согласованию предоставления земельного участка с кадастровым номером в собственность для сохранения самовольной постройки по адресу: <адрес>.

Представленные в судебном заседании административным истцом Степановым А.П. фототаблицы второго этажа самовольной постройки, используемого в качестве жилого, отдельно стоящего двухэтажного здания, используемого для содержания домашней птицы, территории части земельного участка, используемого для огородничества, а также показания свидетелей ******* и ******* указанных выводов не опровергают. При этом суд учитывает, что МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» не оспаривает факт проживания Степанова А.П. в самовольной постройке по адресу: <адрес>, ведения им огородничества и личного подсобного хозяйства.

При разрешении данного административного спора юридически значимым обстоятельством, в силу п. 4 ст. 2 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», является использование земельного участка, находящегося в фактическом пользовании, под размещение самовольно созданного жилого дома, возведенного до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, бесспорные доказательства того, что самовольная постройка по адресу: <адрес>, является жилым домом и используется исключительно для проживания, а земельный участок, площадью 2725 кв.м, используется под указанную самовольную постройку, административным истцом Степановым А.П. не представлено. Напротив, административный истец и свидетели пояснили в судебном заседании, что на первом этаже самовольной постройки размещались помещения пекарни по производству хлебобулочных изделий, производством которых занималось ООО «<данные изъяты>», прекратившее свою деятельность в 2014 году, на территории земельного участка расположен отдельно стоящий гараж, который планировалось использовать для пекарни, также на первом этаже постройки имеются помещения с токарным станком и двигателями.

Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 8 июля 2019 года, согласно которой ООО «<данные изъяты>», прекратившее свою деятельность 14 августа 2017 года, было зарегистрировано по адресу: <адрес>, основными видами деятельности являлось производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения, строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения и другие. Одним из учредителей данного юридического лица являлся Степанов А.П.

Таким образом, на день принятия оспариваемого решения у Степанова А.П. отсутствовали правовые основания для предоставления ему бесплатно в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 2725 кв.м, для сохранения самовольной постройки, а решение МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» от 14 мая 2019 года соответствует требованиям вышеприведенных норм Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», прав административного истца не нарушает.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Принимая во внимание изложенное и собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу о том, что необходимой совокупности для признания решения МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» от 14 мая 2019 года об отказе Степанову А.П. в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным не установлено, что является основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Степанову АП в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья А.Н. Курносова

2а-3619/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Степанов Александр Петрович
Ответчики
Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска"
Другие
Администрация города Бийска
Суд
Бийский городской суд Алтайского края
Дело на сайте суда
biyskygor.alt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация административного искового заявления
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.04.2020Предварительное судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2020Дело оформлено
23.12.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее