Судья ( / / )1 Дело №
№
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
... 02.07.2020
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего ( / / )10,
судей Хазиевой Е.М., Хайровой Г.С.,
при помощнике судьи ( / / )2,
рассмотрела в открытом судебном заседании ( / / ) гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по управлению государственным имуществом ..., администрации ..., Министерству природных ресурсов и экологии ..., Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ... о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированного размещения отходов,
по апелляционным жалобам ответчиков ... и Министерства по управлению государственным имуществом ... на решение Кировского районного суда ... от ( / / ).
Заслушав доклад судьи ( / / )10, объяснения представителя ответчика МУГИСО ( / / )3, представителя ответчика Министерства энергетики и ЖКХ ... ( / / )4, представителей третьего лица ЕМУП «Спецавтобаза» ( / / )5 и ( / / )6, прокурора ( / / )7, судебная коллегия
установила:
решением Кировского районного суда ... от ( / / ) удовлетворен иск Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ..., Министерству по управлению государственным имуществом ... (далее – МУГИСО), Министерству природных ресурсов и экологии ... о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированного размещения отходов.
На МУГИСО возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке с географическими координатами 56.92330243 с.ш., 60.57332176 в.д.; 56.92329349 с.ш., 60.57330545 в.д.; 56.92350853 с.ш., 60.57343273 в.д.; 56.92270538 с.ш., 60.57263348 в.д., входящем в состав земельного участка с кадастровым номером 66:41:0105008:7.
На ... возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке с географическими координатами 56.924638 с.ш., 60.57438251 в.д.; 56.92342812 с.ш., 60.57359577 в.д.; 56.92394512 с.ш., 60.57358342 в.д., входящем в состав земельного участка с кадастровым номером 66:41:0105032:1.
На Министерство природных ресурсов и экологии ... возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке с географическими координатами 56.92247393 с.ш., 60.57105261 в.д.; 56.92252379 с.ш., 60. 57111661 в.д.; 56.92268406 с.ш., 60.57119607 в.д.; 56.92349309 с.ш., 60.57179917 в.д., входящем в состав земельного участка с кадастровым номером 66:41:0105008:12.
В удовлетворении исковых требований Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ... отказано.
В апелляционных жалобах ответчики ... и МУГИСО просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать прокурору в удовлетворении иска к названным ответчикам. Считают, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального права, поскольку названные ответчики непосредственно не осуществляют деятельность по организации ликвидации свалок.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика МУГИСО поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ... выразила свое согласие с принятым решением.
Представители третьего лица ЕМУП «Спецавтобаза» поддержали ранее представленный отзыв на апелляционную жалобу, указывая, что по их мнению, надлежащим ответчиком по земельным участкам с кадастровыми номерами 66:41:0105008:7, 66:41:0105032: 1 является МУГИСО, по земельному участку с кадастровым номером 66:4160105008:12 надлежащим ответчиком является Министерство природных ресурсов ....
Прокурор ( / / )7 возражала относительно доводов апелляционных жалоб, указывая на их несостоятельность, просила оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились ответчики ... и Министерство природных ресурсов и экологии ..., чье извещение презюмируется согласно п. п. 15,16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ( / / ) № «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов» (ранее извещены о начавшемся процессе).
Кроме того, участвующие по делу лица извещались публично путем заблаговременного размещения ( / / ) в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от ( / / ) № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб на интернет-сайте Свердловского областного суда.
Принимая во внимание надлежащее и своевременное извещение участников процесса о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка о возможных нарушениях законодательства при организации несанкционированного размещения отходов в районе ..., на территории отработанного участка «Шувакишского месторождения кирпичных глин».
В ходе выездной проверки выявлено несанкционированное размещение отходов на земельных участках:
- с географическими координатами мест размещения отходов 56.92247393 с.ш., 60.57105261 в.д.; 56.92252379 с.ш., 60.57111661 в.д.; 56.92268406 с.ш., 60.57119607 в.д.; 56.92349309 с.ш., 60.57179917 в.д., входящем в состав земельного участка с кадастровым номером 66:41:0105008:12 в виде отходов при лесоводстве и лесозаготовках, отходов древесины, строительного мусора, отходов от сноса и разборки зданий, отходов железобетона, боя кирпича, отходов теплоизоляционных материалов;
- земельном участке с географическими координатами мест размещения отходов 56.92330243 с.ш., 60.57332176 в.д.; 56.92329349 с.ш., 60.57330545 в.д.; 56.92350853 с.ш., 60.57343273 в.д.; 56.92270538 с.ш., 60.57263348 в.д., входящем в состав земельного участка с кадастровым номером 66:41:0105008:7 в виде отходов при лесоводстве и лесозаготовках, отходов древесины, строительного мусора, отходов от сноса и разборки зданий, отходов железобетона, лома и отходов черных и цветных металлов, твердых коммунальных отходов;
- земельном участке с географическими координатами мест размещения отходов 56.924638 с.ш., 60.57438251 в.д.; 56.92342812 с.ш., 60.57359577 в.д.; 56.92304512 с.ш., 60.57358342 в.д., входящем в состав земельного участка с кадастровым номером 66:41:0105032:1 в виде отходов при лесоводстве и лесозаготовках, отходов древесины, строительного мусора, отходов от сноса и разборки зданий, отходов железобетона, отходов теплоизоляционных материалов.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0105008:12 и 66:41:0105008:7 находятся в собственности .... При этом земельный участок с кадастровым номером 66:41:0105008:12 входит в границы городских лесов Шувакишского участкового лесничества – особо охраняемая природная территория .... Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0105032:1 относится к категории земель, право государственной собственности на которые не разграничено, сведения о регистрации прав на указанный земельный участок отсутствуют.
Согласно представленных в материалы дела актов отбора проб отходов и протоколов морфологического (компонентного) состава отхода, наименование и код обнаруженных отходов: мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код по ФККО 81290101724; мусор и смет производственных помещений (код по ФККО 73321002725).
Руководствуясь положениями статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 8, 13 Федерального закона от ( / / ) № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статей 7, 51 Федерального закона от ( / / ) № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 22 Федерального закона от ( / / ) № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 16 Федерального закона от ( / / ) № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установив в чьей собственности находятся земельные участки, на которых обнаружена несанкционированная свалка, проанализировав Положение о МУГИСО, утвержденное постановлением ... от ( / / ) №-ПП, Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии ..., утвержденное постановлением ... от ( / / ) №-ПП, Положение о Министерстве энергетики и ЖКХ ..., утвержденное постановлением ... от ( / / ) №-ПП, Положение «Об администрации района ...», утвержденное Решением Екатеринбургской городской Думы от ( / / ) №, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения иска Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированного размещения отходов, расположенных на указанных земельных участках: к МУГИСО - в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:4160105008:7, к ... – в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:00105032:1 и к Министерству природных ресурсов и экологии ... – в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0105008:12.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, поскольку они не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем и объективном исследовании и оценке всех обстоятельств, которые имеют значение при рассмотрении таких дел, сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
Все выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал должную, отвечающую правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правовую оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от ( / / ) № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статьей 13 Федерального закона от ( / / ) № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от ( / / ) № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статья 7 Федерального закона от ( / / ) № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от ( / / ) № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.
Аналогичные положения закреплены и в Уставе МО «...» (п. п. 12, 25, п.2 ст.9 Устава).
Статьей 51 Федерального закона от ( / / ) № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от ( / / ) № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Положение ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Таким образом, устранение возникающих стихийных свалок является обязанностью собственников земельных участков, на которых они образуются.
Решение суда в части возложения обязанности на Министерство природных ресурсов и экологии ... организовать ликвидацию несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0105008:12, лицами, участвующими в деле, не обжалуется, поэтому судебная коллегия полагает возможным не входить в обсуждение законности названной части решения суда.
Относительно доводов апелляционной жалобы ... судебная коллегия находит их несостоятельными.
Решением суда обоснованно возложена обязанность на ... организовать ликвидацию несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0105032:1, который относится к категории земель, право государственной собственности на которые не разграничено.
Доводы жалобы о том, что ... является ненадлежащим ответчиком в отношении указанного земельного участка, являются несостоятельными.
Приведенные выше правовые нормы Федерального закона от ( / / ) № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ( / / ) № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от ( / / ) № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, названный ответчик обязан организовать ликвидацию расположенных на указанном земельном участке несанкционированной свалки в силу прямого указания ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, п.п. 11, 24 ст. 16 Федерального закона от ( / / ) № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 5 Областного закона от ( / / ) №-ОЗ «Об отходах и потребления».
Согласно подп. 19, 22, 34 п. 6 Положения «Об администрации района ...», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от ( / / ) № (в редакции Решений Екатеринбургской городской Думы от ( / / ) №, от ( / / )) к полномочиям ... относятся, в том числе: участие в организации мероприятий по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения в соответствии с муниципальными правовыми актами; организация мероприятия по охране окружающей среды в соответствии с муниципальными правовыми актами; участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в соответствии с муниципальными правовыми актами.
..., являясь территориальным органом Администрации ..., осуществляет на территории ..., на которой обнаружено несанкционированное складирование отходов, исполнительно-распорядительные полномочия в пределах своей компетенции, следовательно, ... обязана участвовать в организации и контроле сбора и вывоза твердых коммунальных отходов с территории района. Отсутствие разграничения на земельный участок не является безусловным основанием для освобождения администрации ... от осуществления действий по организации ликвидации свалки, которая существует на территории этого административного района.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлениях от ( / / ) №-П, от ( / / ) №-П, о том, что вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территориях муниципального образования земельных участков, если виновное лицо в причинении вреда не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка, не может повлечь отмены решения суда. Суд первой инстанции, учитывая вышеизложенную правовую позицию, принимая во внимание обстоятельства дела, обоснованно возложил обязанность принять меры к ликвидации несанкционированной свалки на ....
При этом определенный судом срок, с учетом даты вынесения судебного акта и вступления его в законную силу, в течение которого решение суда должно быть исполнено, судебная коллегия считает разумным и справедливым.
Довод жалобы ... о том, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки только твердых коммунальных отходов (ТКО), не опровергает правильности выводов суда в связи с нижеследующим.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от ( / / ) №, твердые коммунальные отходы включены в тип отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» Блока 7 ФККО (код ФККО 73000000000). То есть, отходы, относящиеся к твердым коммунальным отходам, представлены только в Блоке 7 ФККО, что подтверждается письмом Минприроды России от ( / / ) №, письмом Минстроя России от ( / / ) №.
Согласно представленных в материалы дела актов отбора проб отходов и протоколов морфологического (компонентного) состава отхода, наименование и код обнаруженных отходов: мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код по ФККО 81290101724); мусор и смет производственных помещений (код по ФККО 73321002725).
Следовательно, материалами дела подтверждается, что часть отходов, обнаруженных на земельном участке, относится по своему виду к отходам коммунального происхождения, то есть к единой группе с ко... - мусор и смет производственных помещений (код ФККО 73111002215) а часть отходов к этой группе не относится - мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код по ФККО 81290101724).
Таким образом, представленные доказательства свидетельствуют о том, что отходы коммунального происхождения входят в основной объем отходов на спорном земельном участке, указанные отходы отнесены Федеральным квалификационным каталогом отходов к коммунальным отходам.
При таких обстоятельствах решением суда обоснованно возложена обязанность на ... по организации ликвидации несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0105032:1.
Доводы апелляционной жалобы ответчика МУГИСО, не согласного с решением суда, судебная коллегия также находит несостоятельными.
Решением суда правомерно возложена обязанность на Министерство по управлению государственным имуществом ... организовать ликвидацию несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0105008:7, который находится в собственности ....
Согласно Положению о Министерстве по управлению государственным имуществом ..., утвержденному постановлением ... от ( / / ) №-ПП, Министерство по управлению государственным имуществом ... осуществляет контроль за использованием объектов областной собственности, переданных в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, а также за использованием имущественных прав, приобретенных ...ю по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, Министерство по управлению государственным имуществом ... выступает от имени ... в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением объектами областной собственности, в том числе земельными участками, если иное не установлено законодательством ... либо принятыми с соответствии с ним решениями ... и ..., Министерство по управлению государственным имуществом ... осуществляет управление земельными участками, находящимися в государственной собственности ....
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно признал, что Министерство по управлению государственным имуществом ... как представитель собственника земельного участка, на котором имеется несанкционированное размещение отходов (мусора), обязано организовывать мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, а также от другого негативного воздействия.
Несогласие ответчика Министерства по управлению государственным имуществом ... с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения иска Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУГИСО о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированного размещения отходов не содержит ссылок на обстоятельства, влекущие необходимость отмены обжалуемого решения.
Доводы жалобы ответчика МУГИСО о том, что Министерство по энергетике и ЖКХ ... уполномочено на осуществление действий по ликвидации несанкционированных свалок, судебная коллегия находит несостоятельными. Исходя из представленных названному Министерству полномочий (п.15 Положения о Министерстве по энергетике и ЖКХ ...), оно не является ответственным за содержание земельных участков.
В силу статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации устранение возникающих стихийных свалок является обязанностью собственников земельных участков, на которых они образуются.
Пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) №, предусмотрено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Таким образом, вышеприведенными нормами права определено лицо, ответственное за организацию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок – это собственник земельного участка. Именно МУГИСО выступает в качестве государственного органа, ответственного за управление государственным имуществом ..., в том числе и земельными участками.
При установленных по делу обстоятельствах судебная коллегия находит несостоятельным довод жалобы о выходе суда за пределы исковых требований, заявленных прокурором о возложении обязанности очистить от захламления земельные участки.
Ввиду того, что доводы апелляционной жалобы направлены исключительно на переоценку выводов суда первой инстанции, но при этом, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, достаточных и объективных доказательств в опровержение этих выводов стороной ответчиков не представлено, судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного решения, которое постановлено с соблюдением принципов и правил, предусмотренных ст. ст. 2, 5, 8, 10, 12, 56, 59, 60, 67, 195, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, приведенных в п. п. 1 - 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ( / / ) № «О судебном решении».
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда ... от ( / / ) оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков - без удовлетворения.
Председательствующий: ( / / )10
Судьи: Е.М. Хазиева
Г.С. Хайрова