Решение по делу № 2-257/2024 от 31.01.2024

№ 2-257/2024

УИД 61RS0043-01-2024-000071-90

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

«30» мая 2024 года      г. Морозовск

Морозовский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Писаренко В.В., секретаря судебного заседания Кадигриб Е.В., с участием помощника прокурора Морозовского района Ростовской области Лебедевой О.В., представителя администрации Морозовского городского поселения Морозовского района Ростовской области Скворцовой О.Н., представителя ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» Никулиной Е.А., представителей ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» Любимовой О.В. и Кудис Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Морозовского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Морозовского городского поселения Морозовского района Ростовской области, ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону», ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» «Об обязании принять на обслуживание объекты газового хозяйства»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Морозовского района Ростовской области обратился в Морозовский районный суд с иском к Администрации Морозовского городского поселения Морозовского района Ростовской области, которым с учетом уточнения исковых требований просит возложить на Администрацию Морозовского городского поселения обязанность по устранению нарушения законодательства о газоснабжении населения, организовав обслуживание путем выполнения комплекса мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и аварийно-техническое обеспечение муниципальных и бесхозяйных объектов газового хозяйства, находящихся на территории поселения. Исковые требования мотивированы тем, что спорные газовые объекты участвуют в газоснабжении города Морозовска, в отсутствие договора на техническое обслуживание, что не соответствует требованиям безопасности. Бездействием ответчика создается угроза жизни и безопасности жителей, риск возникновения аварийной ситуации, предупреждение которой является функцией местного самоуправления.

По ходатайству ответчика, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» и ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону».

В судебном заседании помощник прокурора Лебедева О.В. уточненные исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации Морозовского городского поселения Скворцова О.Н. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, полагая, что на администрацию, как лицо не участвующее в транспортировки газа, не могут быть возложены расходы по содержанию объектов газового хозяйства, находящихся в фактическом пользовании поставщика газа.

Представитель ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» Никулина Е.А. в судебном заседании полагала, что обязанность по техническому обслуживанию спорных объектов не может быть возложена на Общество, которое, как поставщик газа, осуществляет юридическую передачу (продажу) газа (товара) покупателю, в то время как фактическую транспортировку газа по газораспределительным сетям и осуществление сопутствующих действий осуществляет газораспределительная организация.

Представители ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» Любимова О.В. и Кудис Т.В. в судебном заседании пояснили, что Общество является газораспределительной организацией, не использует спорное имущество в собственных целях, участвует в поставке газа конечным потребителям, занимается развитием и обслуживанием газораспределительных систем. Полагают, что обязанность по содержанию спорных объектов должна быть возложена на Администрацию города Морозовска, к полномочиям которой отнесены вопросы организации газоснабжения населения.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

На основании ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью первой настоящей статьи, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются воспламеняющиеся вещества – газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже, используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля, газа (в газообразном, сжиженном состоянии).

Согласно п. 1 ст. 213, ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.

В соответствии со ст. 209, 210 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 225 ГК РФ определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В силу пункта п. 71 раздела VI Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года N 870, При эксплуатации технологических устройств эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение утечек природного газа, проверку срабатывания предохранительных и сбросных клапанов, техническое обслуживание, текущие ремонты и наладку.

Судом установлено, что прокурором Морозовского района, во исполнение приказа прокурора Ростовской области от 03.11.2017 №123 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере» проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере газоснабжения и газификации администрацией Морозовского городского поселения.

Проверкой установлено, что в собственности администрации Морозовского городского поселения находится газопровод, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Морозовск, ул. Пастухова, 13а, Дербенцева, 172, Халтурина, 282а (в состав которых входят пункты редуцирования газа (ПРГ).

Кроме того, на территории города имеются объекты газового хозяйства (пункты редуцирования газа (ПРГ)), не имеющие собственника: № 15 по адресу ул. Орджоникидзе, 23; ПРГ № 16 по адресу ул. Орджоникидзе, 23 а; ПРГ № 38 по адресу ул. Октябрьская, 51 а; ПРГ № 60 по адресу ул. Подтелкова, 29; ПРГ № 61 по адресу ул. Подтелкова, 31; ПРГ № 67 по адресу ул. Халтурина, 70; ПРГ № 79 по адресу ул. Халтурина, 230; ПРГ № 86 по адресу ул. Ленина, 370; ПРГ № 101 по адресу ул. Ворошилова, 16; ПРГ № 102 по адресу ул. Калинина, 234, принятые на учет Управлением росреестра в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в октябре 2023 года по заявлению Муниципального образования Морозовское городское поселение.

Из пояснения сторон следует, что спорные объекты, являются пунктами редуцирования газа на газопроводе среднего давления и входят в состав газораспределительных сетей, предназначенных для обеспечения потребителей газом.

Стороны не оспаривают, что в настоящее время договор на оказание услуг по проведению технического диагностирования спорных объектов ПРГ не заключен, производственные объекты, относящиеся к категории опасных, специализированной организацией не обслуживаются.

Поводом для обращения в суд с данным иском, явилось ненадлежащее содержание ПРГ, отсутствие договора на проведение его технического диагностирование и техническое содержание.

Судом установлено, что газификация Морозовского городского поселения осуществлялась по инициативе органов местного самоуправления, жители города и ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону».

Спорные объекты редуцирования газа были построены за счет средств инициативных групп граждан, по завершении строительства надлежащим образом не были оформлен в собственность.

В настоящее время, право муниципальной собственности Морозовского городского поселения признано решением Морозовского районного суда на ПРГ, входящие в состав газопроводы среднего давления по адресу: ул. Пастухова, 13а, ул. Дербенцева, 172а, ул. Халтурина, № 284-306. Иные объекты, заявленные в иске, по заявлению Морозовского городского поселения поставлены на учет в качестве бесхозных.

При этом, Администрация Морозовского городского поселения, как орган местного самоуправления осуществляет функции управления, коммерческой деятельности не ведет, газотранспортной организацией не является.

Вместе с тем, организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления, которые должны осуществлять мероприятия как по содержанию муниципальных объектом газового хозяйства, так и по выявлению, постановке на учет таких объектов, как бесхозяйных недвижимых вещей и заключению договоров на их техническое обслуживание.     
Из содержания пунктов 4 и 5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.    
Спорные объекты ПРГ относится к имуществу, предназначенному для решения вопросов местного значения, при этом в отношении муниципальных объектов, собственником надлежащих мер к их содержанию не принято. Отсутствие собственника у иных объектов влечет неисполнение обязанностей по содержанию имущества и создает угрозу жизни и безопасности жителей и риск возникновения аварийной ситуации, предупреждение которых также является одной из функций органов местного самоуправления. Постановка пунктов редуцирования газа на учет как бесхозяйного имущества, влечет его передачу в муниципальную собственность в установленном порядке, а как следствие, несение бремени по его содержанию.

Бездействием Администрации Морозовского городского поселения, выразившимся в непринятии мер по техническому обслуживанию и содержанию опасных газовых объектов создана угроза жизни и безопасности неопределенного круга лиц, возникновения аварийной ситуации.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования, заявленные прокурором к Администрации Морозовского городского поселения подлежащими удовлетворению.

Статья 45 ГПК РФ наделяет прокурора правом обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Применение меры прокурорского реагирования в виде обращения в суд, с данным иском, в сложившейся ситуации, учитывая ценность защищаемых прав, является оправданным.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию Морозовского городского поселения устранить нарушения законодательства о газоснабжении населения, организовать обслуживание путем выполнения комплекса мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и аварийно-техническое обеспечение объектов газового хозяйства:

ПРГ, включенные в систему газопровода, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Морозовск, ул. Пастухова, 13а, Дербенцева, 172, Халтурина, 282а;

ПРГ № 15 по адресу ул. Орджоникидзе, 23;

ПРГ № 16 по адресу ул. Орджоникидзе, 23 а;

ПРГ № 38 по адресу ул. Октябрьская, 51 а;

ПРГ № 60 по адресу ул. Подтелкова, 29;

ПРГ № 61 по адресу ул. Подтелкова, 31;

ПРГ № 67 по адресу ул. Халтурина, 70;

ПРГ № 79 по адресу ул. Халтурина, 230;

ПРГ № 86 по адресу ул. Ленина, 370;

ПРГ № 101 по адресу ул. Ворошилова, 16;

ПРГ № 102 по адресу ул. Калинина, 234.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Морозовский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Решение изготовлено 04 июня 2024 года.

Судья:

2-257/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Морозовского района Ростовской области Свитенко А.В.
Ответчики
ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону»
ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» в лице представителя Казаковой Виктории Борисовны
Администрация Морозовскогогородского поселения (Представитель Ступак Елена Эдуардовна)
Другие
Скворцова Ольга Николаевна
Суд
Морозовский районный суд Ростовской области
Судья
Писаренко Владимир Владимирович
Дело на странице суда
morozovsky.ros.sudrf.ru
31.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2024Передача материалов судье
02.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.02.2024Подготовка дела (собеседование)
29.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2024Судебное заседание
04.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Судебное заседание
04.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее