Дело № 2-2523/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2022 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Илясовой Т.В.,
при секретаре Федуловой Т.С.,
с участием истца - старшего помощник прокурора Демидова А.В., представителя ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области Ковинько Е.А., представителей третьего лица УФСИН России по Оренбургской области Кучеровой О.А., Мотронюк В.Ю., действующей также в интересах ФСИН России,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Оренбургский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» (далее ФКУ ИК-1), указав, что в результате проведенной спецпрокуратурой проверки по соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области были установлены нарушения требований закона со стороны ответчика. Так, установлено, что в нарушение пункта 5 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», статьи 36 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ, в помещениях швейного участка и помещениях третьего этажа отряда № ОСУОН имеются следы протекания кровли и отслоения штукатурки на потолке и стенах. 29 января 2021 года в адрес начальника ФКУ ИК-1 прокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений, согласно ответу на которое по состоянию на 2021 год запланирован ремонт кровли. Однако, в ходе повторных проверок было выявлено, что по состоянию на 19 января 2022 года и 23 мая 2022 года вышеуказанные нарушения условий содержания осужденных не устранены.
Кроме того, в ходе проверки деятельности исправительного учреждения, осуществленной 12 апреля 2022 года, также были выявлены нарушения условий содержания в помещении для краткосрочных свиданий с осужденными, а также предоставления свиданий лицам, имеющим право на оказание юридической помощи, с осужденными вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания. Установлено, что в ФКУ ИК-1 имеется 4 типовые кабины в комнате для проведения краткосрочных свиданий. В то же время в соответствии с пунктом 11 главы XII Приложения 2 к Номенклатуре норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512 на 100 человек необходимо наличие 2-3 типовых кабин. Следовательно, с учетом фактической численных осужденных 611 человек по состоянию на 11 апреля 2022 года необходимо наличие не менее 12 кабин, а исходя из лимита наполняемости учреждения 1 350 человек – не менее 27 типовых кабин. В то время, как в исправительном учреждении в помещении для краткосрочных свиданий установлено только 4 типовые кабины. Ввиду отсутствия необходимого количества типовых кабин для проведения краткосрочных свиданий в прокуратуру неоднократно поступали обращения граждан в интересах осужденных о нарушении права на конфиденциальность, которые признаны обоснованным. В связи с чем в адрес начальника ФКУ ИК-1 внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений. Вместе с тем, из ответа на представление следует, что здание дежурной части, в котором находятся комнаты для проведения краткосрочных свиданий, было построено в 1979 году и помещения были распланированы при постройке здания. Что свидетельствует о неустранении исправительным учреждением выявленных нарушений.
Также в ходе проверки было установлено, что в помещении для проведения краткосрочных свиданий стены имею потеки и следы отслоения штукатурки ввиду протекания кровли, которые не были устранены на момент подачи искового заявления в суд.
Ссылаясь на то, что ФКУ ИК-1 является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц, состав и количество которых постоянно меняются, в связи с чем установить конкретно лиц, чьи права и интересы нарушаются, не представляется возможным, что дает прокурору право в силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, а также указывая на наличие нарушений требований закона со стороны ответчика при осуществлении им деятельности, просит суд возложить обязанность на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу в здании отряда № № ОСУОН провести капитальный ремонт кровли, а также провести оштукатуривание стен в помещении швейного участка и помещениях третьего этажа; оборудовать помещение для проведения краткосрочных свиданий, расположенных в здании дежурной части ФКУ ИК-1, типовыми кабинами в количестве 27 штук; в помещении комнаты для проведения краткосрочных свидания, расположенной в здании дежурной части, провести оштукатуривание стен, а также провести капитальный ремонт кровли здания дежурной части.
В дальнейшем истец изменил требования в соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и окончательно просит суд возложить обязанность на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу провести оштукатуривание стен в помещении швейного участка и помещениях третьего этажа здания отряда № ОСУОН; оборудовать в здании дежурной части помещения для проведения краткосрочных свиданий типовыми кабинами в них в количестве (с учетом имеющихся) не менее 24 кабин; в помещении комнаты для проведения краткосрочных свидания, расположенной в здании дежурной части, провести оштукатуривание стен, а также провести капитальный ремонт кровли здания дежурной части.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены УФСИН России по Оренбургской области и ФСИН России.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Демидов А.В. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Указал, что в помещении дежурной части имеются помещения, в которых могут быть оборудованы помещения для краткосрочных свиданий с размещенными в них типовыми кабинами, что следует из представленного ответчиком поэтажного плана. При этом, допустимых доказательств невозможности оборудования помещений дежурной части такими типовыми кабинами, ответчиком не представлено. Отсутствие таких типовых кабин свидетельствует о нарушении ответчиком требований нормативных актов, указанных в иске и влечет нарушение прав осужденных и посещающих их лиц на проведение краткосрочных свиданий в условиях, отвечающих требованиям закона. Также отметил, что ответчиком не выполнены заявленные истцом требования о проведении оштукатуривания стен в помещении для краткосрочных свиданий, а проведенные работы, указанные в акте выполненных работ, не свидетельствуют об устранении выявленных нарушений. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Ковинько Е.А., а также представители третьих лиц Кучерова О.А., Мотронюк В.Ю. возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменных возражениях. Отметили, что здание дежурной части введено в эксплуатацию в 1979 году, в связи с чем в данном случае не могут применяться нормативные акты, устанавливающие повышенные требования, по сравнению с нормами, действующими в период введения здания в эксплуатацию. Также отметили, что размещение типовых кабин в исправительных учреждениях, в которых предусмотрен общий режим условий отбывания наказания, не требуется, так как данные требования предъявляются к учреждениям, имеющим особые условия содержания осужденных. Отметили также, что в помещении для краткосрочных свиданий произведен косметический ремонт, в связи с чем ответчиком исполнены заявленные прокурором требования. Выразили также несогласие с возложением на ответчика обязанности по проведению ремонта в здании отряда № ОСУОН, ссылаясь на отсутствие денежных средств и финансирование исправительного учреждения путем выделения денежных средств ФСИН России.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам.
Согласно статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В статье 10 Уголовно-исправительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В статье 99 этого же кодекса отражено материально-техническое обеспечение осужденных к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30 августа 1955 года первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
При этом в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Исходя из взаимосвязи указанных положений учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества.
При рассмотрении дела судом установлено, что здание отряда ОСУОН и здание дежурной части находится в оперативном управлении ФКУ ИК-1.
Оренбургской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области проведены проверки исполнения администрацией ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области требований уголовно-исполнительного законодательства, в ходе которых выявлены нарушения.
При осмотре помещений швейного цеха и помещений третьего этажа здания отряда № ОСУОН, а также помещения для проведения краткосрочных свиданий в здании дежурной части выявлены существенные нарушения закона и прав осужденных на предоставление им надлежащих санитарно-бытовых условий.
Так, указано, что поименованные помещения требуют ремонта, поскольку ввиду протекания кровли на стенах и потолке имеются отслоения штукатурки и следы потеков.
По выявленным нарушениям спецпрокуратурой 29 января 2021 года и 12 апреля 2022 года в адрес начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области внесено представление с требованием об устранении нарушений действующего законодательства.
Из ответа УФСИН России по Оренбургской области от 26 февраля 2021 года на представление прокурора от 29 января 2021 года следует, что ремонт указанных в представлении прокурора помещений будет произведен во втором квартале 2021 года.
Из ответа УФСИН России по Оренбургской области от 25 апреля 2022 года на представление прокурора от 12 апреля 2022 года следует, что ремонт кровли здания дежурной части будет произведен в 2023 году, после чего выполнены косметический ремонт всех помещений здания.
Однако на момент подачи искового заявления меры к устранению выявленных нарушений не приняты, что не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства и следует из письменных возражений на иск, согласно которым ремонт в помещениях здания отряда № ОСУОН не производился, так как утвержден план размещения помещений здания ОСУОН ФКЦ ИК-1 и ввиду запланированных работ по перепланировке здания, оштукатуривание стен в его помещениях приведет к нецелесообразному расходованию бюджетных средств.
Согласно пунктам 2.1., 2.5.2. Устава ИК-1 предметом и целью деятельности учреждения является создание осужденным условий содержания, соответствующих положениям федеральных законов и иных нормативных правовых актов, учреждение осуществляет материально-бытовое, медико-санитарное обеспечение осужденных.
Таким образом, суд, установив на основании представленных доказательств, что ответчиком ФКУ ИК-1 УФСИН не выполняется возложенная на него законом обязанность по производству ремонта здания, находящегося на балансе учреждения в полном объеме, в том числе на момент вынесения решения суда, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности на ответчика по обеспечению проведения ремонта в помещениях швейного цеха и помещениях третьего этажа здания отряда № ОСУОН ФКУ ИК-1, в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
Доводы ответчика об утверждении плана работ по переустройству помещений здания ОСУОН в данном случае не могут быть приняты как основание для отказа в удовлетворении требований, так как ответчиком доказательств того, что такие работы начаты либо доказательств периода их проведения, суду не представлено, а длительное же ненадлежащее состояние помещений, которыми пользуются осужденные, влечет нарушение их прав.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок выполнения возложенной на ответчика обязанности, суд, выслушав доводы сторон, принимая во внимание, что ответчиком в ходе судебного разбирательства представлены документы, согласно которым исправительным учреждением направлена заявка на выделение денежных средств, заключены государственные контракты на поставку необходимых материалов, а также учитывая характер работ по устранению выявленных недостатков помещений, принимая во внимание необходимость соблюдения баланса прав и законных интересов сторон, суд считает разумным установить срок для проведения таких работ в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению оштукатуривания стен в помещении для проведения краткосрочных свиданий в здании дежурной части, и по капитальному ремонту кровли в здании дежурной части, так как согласно акту выполненных работы от 15 ноября 2022 года, в помещении произведен косметический ремонт, что также подтвердила представитель третьего лица Кучерова О.А., начальник отдела капитального строительства УФСИН России по Оренбургской области, указав, что ремонт произведен в соответствии со строительными требованиями и нормами, осуществлено шпатлевание стен и их окраска, что подтверждается представленным ответчиком фотоматериала. Кроме того, как следует из акта выполненных работ от 15 ноября 2022 года в здании дежурной части произведен капитальный ремонт кровли.
Поскольку судебной защите подлежат нарушенные права, а ответчиком представлены доказательства устранения выявленных нарушений в здании дежурной части, указанные в представлении от 12 апреля 2022 года, суд считает необходимым в данной части заявленных требований отказать.
Доказательств того, что в помещении для проведения краткосрочных свиданий в здании дежурной части требуется именно оштукатуривании стен, а проведенные ответчиком работы не устранили выявленные истцом нарушения, суду не представлено.
Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности по оборудованию в здании дежурной части ФКУ ИК-1 помещение (помещения) для проведения краткосрочных свиданий типовыми кабинами в количестве 24 кабин, суд исходит из следующего.
Заявляя требования, истец ссылается на то, что по результатам проверки обращений граждан в интересах лиц, отбывающих наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области, установлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства, выразившиеся в необорудовании помещения для проведения краткосрочных свиданий типовыми кабинами в количестве, соответствующем лимиту наполняемости исправительного учреждения, ввиду чего в адрес начальника исправительного учреждения внесено представление об устранении выявленных нарушений от 12 апреля 2022 года. При этом, истец ссылается на пункт 11 главы XII Приложения № 2 к Номенклатуре норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512.
Согласно ответу начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области от 16 мая 2022 года представление прокурора в данной части не исполнено, указано на невозможность размещения типовых кабин в испрашиваемом количестве в помещении для краткосрочных свиданий ввиду возведения здания в 1979 году.
Действительно в соответствии с нормами обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы, являющимися Приложением № 2 к Номенклатуре норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512, предусмотрено наличие типовых кабин в комнатах краткосрочных свиданий из нормы 2 - 3 кабины на 100 человек.
Вместе с тем, вышеуказанные положения специального нормативного акта необходимо рассматривать в совокупности с СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утвержденным и введенным в действие Приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр, пунктом 14.5.4 СП 308 1325800.2017 которого определено, что в комнате для проведения краткосрочных свиданий исправительной колонии общего, строгого режима, исправительной колонии особого режима для осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, а также в комнате для проведения краткосрочных свиданий осужденных из числа хозобслуги в исправительной колонии особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы, осужденных из числа хозобслуги в едином помещении камерного типа оборудуются места для проведения краткосрочных свиданий путем установки столов, разделенных между собой пространством (проходом) шириной 1,2 м по длине комнаты. Со стороны прохода столы от уровня пола оборудуются перегородкой, имеющей высоту на 0,2 м выше поверхности столешницы. У столов левого или правого ряда устанавливаются и прикрепляются к полу табуретки для осужденных. Вдоль противоположного ряда столов устанавливается соответствующее число стульев для посетителей.
Аналогичные требования к оборудованию мест для проведения краткосрочных свиданий предусмотрены подпунктом 5 пункта 37 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 04 сентября 2006 года № 279.
При этом, требования пункта 14.5.3 СП 308.1325800.2017 об оборудовании в комнате для проведения краткосрочных свиданий двух рядов кабин, разделенных между собой перегородкой, для посетителей и осужденных, распространяются только на лечебные исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы для больных туберкулезом, для инфекционных больных, исправительные колонии особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы, следственные изоляторы (тюрьмы), к которым ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области не относится.
Наличие же в комнате краткосрочных свиданий ФКУ ИК-1 таких кабин, не свидетельствует о том, что они должны там находиться в силу требований, предъявляемых к исправительным учреждениям общего режима, поскольку из пояснений представителя ответчика следует, что типовые кабины использовались для проведения краткосрочных свиданий в период режима ограничений, введенных ввиду распространения на территории Российской Федерации «новой коронавирусной инфекции».
С учетом изложенного, оснований для возложения на ответчика обязанности по оборудованию помещения (помещений) комнаты для краткосрочных свиданий здания дежурной части типовыми кабинами в количестве не менее 24 кабин у суда не имеется, и в данной части требований истца суд отказывает, соглашаясь в данном случае также с доводами ответчика, что типовые кабины не являются теми помещениями, которые предусмотрены Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, для организации посещений осужденных их защитниками.
При этом, суд считает необходимым отметить, что согласно статье 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Вместе с тем, как следует из представленных ответчиком фотоматериалов, последним не в должной мере выполняются требования 14.5.4 СП 308 1325800.2017, что может привести к нарушению прав осужденных и лиц их посещающих, в связи с чем суд обращает внимание ответчика на данное обстоятельство.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 198 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести в соответствии с действующими строительными требованиями и нормами ремонт стен в помещениях третьего этажа здания отряда № ОСУОН. Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области».
В удовлетворении остальной части требований Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья подпись Т.В. Илясова
Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2022 года.
Судья подпись Т.В. Илясова