Дело №2а-84/2021; 33а- 1462/2021
УИД 68RS0002-01-2020-002878-05
Судья: Воронцова Е.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 12 мая 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Епифановой С.А.,
судей: Корнеевой А.Е., Симоновой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кулешовой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию городской округ г.Тамбов в лице администрации г.Тамбова Тамбовской области, МБУ «Дирекция городских дорог» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать работы по оборудованию тротуаров перекрестков тактильно-контрастными указателями,
по апелляционной жалобе администрации г.Тамбова Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 29 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Корнеевой А.Е. судебная коллегия,
установила:
Прокурор Ленинского района г.Тамбова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ г. Тамбов в лице администрации г.Тамбова Тамбовской области, МБУ «Дирекция городских дорог» о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по организации работ по оборудованию на тротуарах перекрестков по ул. Советской в границах ул. М.Горького и ул. Красноармейской г.Тамбова тактильно-контрастными указателями; обязав организовать эти работы.
В обоснование указав, что прокуратурой Ленинского района г.Тамбова проведена проверка по обращению Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области по вопросу отсутствия тактильных средств информации по ул. Советской в границах ул. М.Горького и ул. Красноармейской г.Тамбова. В ходе которой установлено, что в рамках муниципального контракта от 11 декабря 2019 г. № 25/19 по ул. Советской г.Тамбова ведутся работы по ремонту автомобильной дороги и тротуаров от ул. М.Горького до ул. Красноармейской г.Тамбова. Сметной документацией устройство тактильной плитки на пешеходных тротуарах по ул. Советской г.Тамбова не предусмотрено.
Вместе с тем, устройство тактильной информации должно быть в силу требований Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.п. 3.1.47, 5.1., 6.16, 7.2 ГОСТ Р 51671-2015 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности» (утв. приказом Федерального агентства по техническом регулированию и метрологии от 28.10.2015 № 2169-ст), п. 5.1.10. СП 59.13330.2016 Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 ноября 2016г. N798/пр).
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 29 ноября 2021 г. признано незаконным бездействие муниципального образования городской округ г.Тамбов в лице администрации г.Тамбова, выразившееся в непринятии мер по организации работ по оборудованию на тротуарах перекрестков по ул. Советской в границах ул. М.Горького и ул. Красноармейской г.Тамбова тактильно-контрастными указателями.
На городской округ – город Тамбов в лице администрации г.Тамбова возложена обязанность организовать работы по оборудованию на тротуарах перекрестков по ул. Советской в границах ул. М.Горького и ул. Красноармейской г.Тамбова тактильно-контрастными указателями.
Не согласившись с данным решением суда, администрацией г. Тамбова Тамбовской области подана апелляционная жалоба о его отмене.
Полагает, что как муниципальный нормативный акт, бюджет городского округа-город Тамбов, принимается представительным органом муниципального образования. Ранее бюджетом администрации города не были предусмотрены средства на установку тактильно-контрастных указателей в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств.
Понуждение администрации города Тамбова к немедленному проведению работ по оборудованию на тротуарах перекрестков по ул. Советской в границах улиц М.Горького и Красноармейской г. Тамбова тактильно-контрастными указателями является ограничением права органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, в пределах предоставленных законодательством полномочий, что противоречит ст. ст. 12, 130 Конституции РФ, которые предусматривают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, гарантированную к тому же ст. 10 Конституции РФ.
В соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности комитета городского хозяйства администрации города Тамбова Тамбовской области на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов от 30 декабря 2020 года МБУ «Спецдорсервис» на указанные цели доведена субсидия в размере 500 000 рублей.
Считает, что администрация города Тамбова Тамбовской области, как орган местного самоуправления, предприняла возложенные на нее меры по организации работы по оборудованию на тротуарах перекрестков по ул. Советской в границах улиц М.Горького и Красноармейской г. Тамбова тактильно-контрастными указателями.
В судебное заседание стороны не явились о дате и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, каких – либо заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения дела, с указанием уважительности причины неявки, в апелляционную инстанцию не поступало, в связи с чем, дело рассмотрено судом в их отсутствие на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ).
Статьей 3 названного Закона определено, что составной частью дорожной деятельности является содержание автомобильных работ - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, дорожные сооружения, являются ее технологической частью.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12, абзацу одиннадцатому пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского округа отнесена в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов и пунктом 6 части 1 статьи 13 Закона № 257-ФЗ.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Закона № 257-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ул. Советская в границах ул. М.Горького и ул. Красноармейской г.Тамбова относится к дорогам местного значения, обязанность по содержанию и обеспечению безопасности дорожного движения которых возложена федеральным законом на орган местного самоуправления.
11 декабря 2019 г. заключен муниципальный контракт № 25/19 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги и тротуаров от ул. М.Горького до ул. Красноармейской г.Тамбова. Однако сметной документацией устройство тактильной плитки на пешеходных тротуарах по ул. Советской г.Тамбова не предусмотрено.
Поскольку при утверждении документации об аукционе в объем работ не были включены работы по оборудованию тротуаров по ул. Советской в границах ул. М.Горького до ул. Красноармейской тактильно-контрастными указателями, Управлением Федеральной антимонопольной службы Тамбовской области в отношении заместителя генерального директора МКУ «Дирекция городских дорог» Ильиной Д.В. было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2. ст. 7.30 КоАП РФ, которое оставлено без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г.Тамбова от 11 декабря 2020 г.
Удовлетворяя завяленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии бездействия со стороны административного ответчика. Исходя из того, что необходимость обустройства тротуаров по ул. Советской в границах ул. М.Горького до ул. Красноармейской тактильно-контрастными указателями определена п.п. 3.1.47, 5.1., 6.16, 7.2 ГОСТ Р 51671-2015 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности» (утв. приказом Федерального агентства по техническом регулированию и метрологии от 28.10.2015 № 2169-ст), п. 5.1.10. СП 59.13330.2016 Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 ноября 2016г. N798/пр).
Довод о том, что установка тактильно-контрастных указателей включена в муниципальную программу города Тамбова «Доступная среда» запланирована на 2022,2023 год не может быть принят во внимание, поскольку закон не предусматривает возможность освобождения от выполнения обязанности по содержанию автомобильных дорог в связи с реализацией плановых работ. Именно в обязанности органа местного самоуправления входит обеспечение транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для их беспрепятственного использования.
Более того заключая 11 декабря 2019 г. муниципальный контракт административный ответчик не предусмотрел их установку в ходе ремонта автомобильной дороги и тротуаров.
Также судебная коллегия не может согласиться с утверждением автора жалобы о нарушении постановленным решением принципов бюджетного законодательства, в том числе, самостоятельности бюджета и его целевого назначения, поскольку на органы местного самоуправления решением не возложена обязанность, которая не относилась бы к их ведению.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на доказательства, которые не были бы проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила :
решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 29 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Тамбова Тамбовской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Тамбова.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 мая 2021 года.
Председательствующий:
Судьи: